В статье представлен анализ доктринального понимания институтов административной юстиции и административных процедур. Рассмотрены основные модели, признаки и специфика регулирования административной юстиции. Представлено исследование соотношения понятий административной юстиции и административных процедур, значение судебного контроля за актами и действиями органов публичной власти. Приведены позиции Конституционного Суда РФ, содержащие разъяснения конституционно-правового смысла и назначения административных процедур. Проанализированы перспективы систематизации законодательства об административных процедурах и выработки концепции единого понимания административной юстиции.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
- УДК
- 342.951:351.82.
Принципы административных процедур можно охарактеризовать как руководящие идеи правового регулирования административно-процедурной деятельности органов публичной власти, направленные на установление пределов их дискреции и юстициабельности прав и законных интересов частных лиц14. При этом, с точки зрения некоторых авторов, эти принципы должны обладать свойствами конкретной регулятивности, универсальности, иерархичности и открытого характера15. Классификации указанных принципов также строятся на отраслевой принадлежности их применения, однако в широком понимании можно выделить общеправовые (законность, соразмерность ограничения прав, справедливость, равенство) и специально-процедурные (запрет сверхформализма, запрет злоупотребления правом, охрана доверия частных лиц, единообразное применение права, активная роль административного органа и др.) принципы административных процедур.
Список литературы
1. Старилов Ю. Н. Три главные реформы в области административного права Российской Федерации: содержание, необходимость проведения, взаимосвязь // Юстиция. 2015. № 1. С. 54.
2. Гаген В. А. Административная юстиция: конспект лекций, чит. студентам 3-го курса юрид. фак. Имп. Варш. ун-та в 1911-1916 гг. Ростов на/Д., 1916. С. 39.
3. Загряцков М. Д. Административная юстиция и право жалобы в теории и законодательстве (извлечения) // Журнал административного судопроизводства. 2019. № 1. С. 63. EDN: FODQPQ
4. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2018. С. 110.
5. Петров А. Ю. “Право на хорошее управление” (right to good administration): традиции и современность // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Право. 2013. № 3. С. 88. EDN: RCALTZ
6. Зеленцов А. Б. Модели административной юстиции в современном мире и особенности ее организации в России // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2015. № 8. С. 44. EDN: UYHDVT
7. Дмитриева Н. С. К вопросу о моделях административной юстиции в зарубежных странах и в Российской Федерации // Правовая система и современное государство: проблемы, тенденции и перспективы развития. 2019. С. 84. EDN: YSIZKX
8. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учеб. для вузов. 2-е изд., изм. и доп. М., 2005. С. 776. EDN: JPEXPL
9. Старостин С. А. О соотношении понятий “административный процесс”, “административное производство”, “административные процедуры” // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2016. № 5. С. 104. EDN: XQYXWV
10. Тихомиров Ю. А. Административные процедуры: доктрина и практика // Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта. М., 2011. С. 234, 235. EDN: VBZTHB
11. Козлов Ю. М. Административное право: учебник. М., 2005. С. 451. EDN: QVQCIV
12. Административные процедуры: монография / отв. ред. Л. Л. Попов, С. М. Зубарев. М., 2023. С. 18.
13. Зюзин В. А., Федорова Т В. Некоторые виды административных процедур // Государственная служба и кадры. 2019. № 4. С. 212. EDN: INPUIN
14. Старилов Ю. Н. Административные процедуры - неотъемлемая часть законодательства о государственном и муниципальном управлении: проблемы теории, практики и законотворчества // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2019. № 4. С. 15. EDN: OCOTOA
15. Давыдов К. В. Принципы административных процедур: функции, система, перспективы развития // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия: Право. 2017. № 2. С. 126. EDN: YSDSFL
16. Давыдов К. В. Административные процедуры: концепция правового регулирования: дис.. д-ра юрид. наук. Ниж. Новгород, 2020. С. 151. EDN: ZTUXBG
17. Государство для людей // Сайт Министерства экономического развития РФ. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/gosudarstvennoe_upravlenie/gosudarstvo_dlya_lyudey/.(дата обращения: 22.09.2023).
18. Определение СКЭС ВС РФ от 18 сентября 2014 г. № 305-ЭС14-46 по делу № А41-53993/2013.
19. Определение СКЭС ВС РФ от 15 августа 2023 г. № 302-ЭС23-5987 по делу № А33-11681/2021.
20. Определение СКГД ВС РФ от 30 октября 2018 г. № 4-КГ18-66.
21. П. 19 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”.
22. Закон США “Об административной процедуре” 1946 года.
23. Закон ФРГ “Об административных процедурах” 1976 года.
24. Федеральный закон Швейцарской конфедерации “Об административной процедуре” 1968 года.
25. Постановление Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ от 28 октября 2022 г. № 54-28 “О модельном законе “Об административных процедурах” // Единый реестр правовых актов и других документов СНГ.
26. Сайт Исполнительного комитета СНГ. URL: https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/6691#-text. (дата обращения: 22.09.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель работы состоит в выявлении особенностей правового регулирования и правоприменительной практики в сфере установления административной ответственности за незаконную добычу янтаря. Исследован вопрос развития административно-деликтного законодательства в сфере незаконной добычи янтаря. Проведен анализ статистических данных и судебной практики по делам, связанным с незаконной добычей янтаря. В результате исследования сделан вывод достаточности санкции ст. 7.5. КоАП РФ для такого рода правонарушений. В целях сокращения несанкционированной добычи и последующей незаконной продажи янтаря предлагается дополнить КоАП РФ новой статьей, предусматривающей ответственность за приобретение незаконно добытого янтаря, а также проработать правовые механизмы профилактики подобных правонарушений, связанные с развитием мер государственной поддержки, повышения уровня занятости населения в янтарной отрасли, объективного информирования общественности об экологических и социальных последствиях незаконной добычи янтаря.
В статье анализируются проблемные вопросы, связанные с оспариванием дискреционного акта в административном судопроизводстве, затронуты проблемы определения пределов административного усмотрения. Понимание этих пределов имеет важное значение для обеспечения правовой защиты граждан и поддержания справедливости в административных процедурах. Исследование данной темы позволило установить условия, определяющие границы дискреционных полномочий, а также проведение анализа законодательства и судебной практики по регулированию процедуры судебного оспаривания дискреционных актов. В результате предложены пути совершенствования, направленные на установление четких критериев определения пределов административного усмотрения и улучшение процедуры судебного оспаривания дискреционных актов, а также внесено предложение о закреплении в законодательстве на федеральном уровне положения, касаемого установления пределов административного усмотрения и формулировки в резолютивной части суда об оспаривании дискреционного акта для эффективного и надежного преодоления барьеров с реализацией осуществления публичной администрацией дискреционных полномочий.
Статья посвящена важной проблеме науки административного и административного процессуального права - оспариванию административных актов, принятых в рамках административной дискреции (усмотрения). Для целей проведения настоящего исследования, автор под административными актами понимает акты индивидуального характера. В Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации необходимо прописать критерии проверки дискреционных актов. Судья в судебном решении, в мотивировочной его части, должен расписать почему от полагает, что публичный орган вышел за пределы административного усмотрения, а не ограничиваться формальной констатацией наличия нарушения его пределов.
Статья посвящена актуальной проблеме науке административного права - реализации административного усмотрения в рамках дисциплинарного производства в отношении государственных служащих. Предложены некоторые способы преодоления негативных последствий административного усмотрения в области применения дисциплинарной ответственности государственных служащих.
Статья посвящена усмотрению, которое является одним из древнейших правовых средств воздействия на общественные отношения и не утратило актуальности в XXI в. Особое значение имеет тот факт, что усмотрение может играть как положительную роль, так и отрицательную в процессе его применения. В связи с этим активные дискуссии по поводу правовой природы и перспектив применения усмотрения в процессе правового регулирования государственной службы имеют не только научное-теоретическое, но и практическое значение в плане дальнейшего совершенствования законодательства. Рассмотрен предложенный в юридической литературе принцип служебного усмотрения и сделан вывод о целесообразности применения такого принципа, как к внешней, так и ко внутриорганизационной административной деятельности органов внутренних дел. Предложена авторская дефиниция дисциплинарного усмотрения в органах внутренних дел.
Статья посвящена рассмотрению отдельных аспектов такого феномена публичного управления, как «административное усмотрение», и включает несколько авторских представлений о его содержательной основе, множественности форм и видов, его правовой природе и зарубежном опыте реализации, а также о пределах административного усмотрения, его стандартах и этических началах.
Издательство
- Издательство
- ВГУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- Юр. адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- ФИО
- Ендовицкий Дмитрий Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- imo@interedu.vsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (473) 2204133
- Сайт
- https://www.vsu.ru/