Статья посвящена рассмотрению отдельных аспектов такого феномена публичного управления, как «административное усмотрение», и включает несколько авторских представлений о его содержательной основе, множественности форм и видов, его правовой природе и зарубежном опыте реализации, а также о пределах административного усмотрения, его стандартах и этических началах.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
Формирование стандартов для административного усмотрения важно для обеспечения законности, справедливости, прозрачности и целесообразности при принятии решений уполномоченными субъектами. Полагаем, что стандарты должны быть приняты вне зависимости от принятия давно «подвисшего» закона об административных процедурах. Они могут иметь организационно-правовую форму постановления Правительства РФ и стать значимым требованием к качеству административно-усмотренческой деятельности.
Список литературы
1. Оносов Ю. В. К вопросу о понятии усмотрения в праве // Право и политика. 2019. № 10. С. 32-39. EDN: PAZXGT
2. Никитин А. А. Усмотрение в праве и его признаки // Вестник Сарат. гос. юрид. академии. 2012. № 6 (89). С. 35.
3. Лунев А. Е., Студеникин С. С., Ямпольская Ц. А. Социалистическая законность в советском государственном управлении. М., 1948. 136 с.
4. Gellhorn E. Administrative Law and Regulatory Policy by Stephen G. Breyer, Richard B. Stewart: review. Harvard Law Review. Vol. 93, №. 6 (Apr., 1980). Р. 1384-1394.
5. Wade H.W.R., Forsyth C. F. Administrative Law (11th edn). Oxford, 2014. 912 p.
6. Fordham M. Judicial Review of Administrative Action. Wiley, 1997. 953 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель работы состоит в выявлении особенностей правового регулирования и правоприменительной практики в сфере установления административной ответственности за незаконную добычу янтаря. Исследован вопрос развития административно-деликтного законодательства в сфере незаконной добычи янтаря. Проведен анализ статистических данных и судебной практики по делам, связанным с незаконной добычей янтаря. В результате исследования сделан вывод достаточности санкции ст. 7.5. КоАП РФ для такого рода правонарушений. В целях сокращения несанкционированной добычи и последующей незаконной продажи янтаря предлагается дополнить КоАП РФ новой статьей, предусматривающей ответственность за приобретение незаконно добытого янтаря, а также проработать правовые механизмы профилактики подобных правонарушений, связанные с развитием мер государственной поддержки, повышения уровня занятости населения в янтарной отрасли, объективного информирования общественности об экологических и социальных последствиях незаконной добычи янтаря.
В статье представлен анализ доктринального понимания институтов административной юстиции и административных процедур. Рассмотрены основные модели, признаки и специфика регулирования административной юстиции. Представлено исследование соотношения понятий административной юстиции и административных процедур, значение судебного контроля за актами и действиями органов публичной власти. Приведены позиции Конституционного Суда РФ, содержащие разъяснения конституционно-правового смысла и назначения административных процедур. Проанализированы перспективы систематизации законодательства об административных процедурах и выработки концепции единого понимания административной юстиции.
В статье анализируются проблемные вопросы, связанные с оспариванием дискреционного акта в административном судопроизводстве, затронуты проблемы определения пределов административного усмотрения. Понимание этих пределов имеет важное значение для обеспечения правовой защиты граждан и поддержания справедливости в административных процедурах. Исследование данной темы позволило установить условия, определяющие границы дискреционных полномочий, а также проведение анализа законодательства и судебной практики по регулированию процедуры судебного оспаривания дискреционных актов. В результате предложены пути совершенствования, направленные на установление четких критериев определения пределов административного усмотрения и улучшение процедуры судебного оспаривания дискреционных актов, а также внесено предложение о закреплении в законодательстве на федеральном уровне положения, касаемого установления пределов административного усмотрения и формулировки в резолютивной части суда об оспаривании дискреционного акта для эффективного и надежного преодоления барьеров с реализацией осуществления публичной администрацией дискреционных полномочий.
Статья посвящена важной проблеме науки административного и административного процессуального права - оспариванию административных актов, принятых в рамках административной дискреции (усмотрения). Для целей проведения настоящего исследования, автор под административными актами понимает акты индивидуального характера. В Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации необходимо прописать критерии проверки дискреционных актов. Судья в судебном решении, в мотивировочной его части, должен расписать почему от полагает, что публичный орган вышел за пределы административного усмотрения, а не ограничиваться формальной констатацией наличия нарушения его пределов.
Статья посвящена актуальной проблеме науке административного права - реализации административного усмотрения в рамках дисциплинарного производства в отношении государственных служащих. Предложены некоторые способы преодоления негативных последствий административного усмотрения в области применения дисциплинарной ответственности государственных служащих.
Статья посвящена усмотрению, которое является одним из древнейших правовых средств воздействия на общественные отношения и не утратило актуальности в XXI в. Особое значение имеет тот факт, что усмотрение может играть как положительную роль, так и отрицательную в процессе его применения. В связи с этим активные дискуссии по поводу правовой природы и перспектив применения усмотрения в процессе правового регулирования государственной службы имеют не только научное-теоретическое, но и практическое значение в плане дальнейшего совершенствования законодательства. Рассмотрен предложенный в юридической литературе принцип служебного усмотрения и сделан вывод о целесообразности применения такого принципа, как к внешней, так и ко внутриорганизационной административной деятельности органов внутренних дел. Предложена авторская дефиниция дисциплинарного усмотрения в органах внутренних дел.
Издательство
- Издательство
- ВГУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- Юр. адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- ФИО
- Ендовицкий Дмитрий Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- imo@interedu.vsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (473) 2204133
- Сайт
- https://www.vsu.ru/