Статья: ПОДРАЖАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ЯЗЫКА ДЕТЬМИ (2024)

Читать онлайн

Введение. В статье изложены результаты исследования детской речи, цель которого - выявление речевых инноваций, или окказионализмов. Под речевыми инновациями понимаются лексические единицы, встретившиеся в речи ребенка, но при этом отсутствующие в конвенциональном языке взрослых. Цель статьи - проанализировать выявленные в детской речи окказионализмы и описать процесс их конструирования, опираясь на установленные в этой научной области факты - этапы языкового онтогенеза и соответствующие им языковые компетенции. Методология и источники. В статье предложен анализ детских речевых инноваций, полученных в ходе организованного авторами эксперимента, участниками которого стали русскоговорящие монолингвы возрастом от трех до шести лет без особенностей развития. В исследовании применены такие методы психолингвистических экспериментов, как описание картинки и оффлайн-пересказ. Результаты и обсуждение. Выяснено, что, несмотря на свое несоответствие норме, инновации конструируются детьми с опорой на существующие в языке закономерности, а их отклонение от стандарта связано, как правило, с нехваткой языковых компетенций. При необходимости заполнить лакуну в высказывании лексемой, которая еще отсутствует в ментальном лексиконе ребенка, он прибегает к созданию собственной, являющейся эквивалентом уже существующего в языке слова. При этом созданная нестандартная лексема может включать элементы стандартных лексических и/или морфологических единиц, существующих в русском языке. Наблюдается также усложнение конструируемых форм с возрастом, что соответствует постепенному обогащению репертуара ментального лексикона и ментальной грамматики детей. Заключение. Анализ выявленных речевых инноваций показал, что освоение родного языка представляет собой процесс, полный закономерностей, которые прослеживаются в случаях с разными носителями. Так, предложенные в статье речевые инновации могут послужить дополнительным материалом для более масштабных исследований по изучению речевого онтогенеза.

Introduction. Since language acquisition is a gradual process, younger children have gaps in their mental grammar and mental lexicon. In order to be understood well while communicating with other people, they sometimes resort to creating new words, known as innovations, which remain unusual for the language norm. This article expounds the nature of children’s speech innovations and presents the analysis of their constructing. Methodology and sources. The research is based on data gathered within psycholinguistic experiment with participation of Russian-speaking children from three to six years of age. Such experimental methods of psycholinguistics research as picture description and story retelling were used. Results and discussion. It was found out that despite formal abnormality of speech innovations they are getting constructed according to rules existing in the language. Thus, innovations may include standard morphological units, which are combined with nonstandard ones with regard to their distributional features and restrictions. It means that morphemes commonly appearing, for example, on verbs will be used by children within this lexical category only. Moreover, a gradual increasing complexity of constructed forms is observed occurring with the age. Conclusion. Speech innovations cannot be conceived as errors, as they are constructed based on children’s knowledge about the language system and contain standard elements. Innovations analysed in this paper might be used for larger-scale studies on language acquisition and remain supplementary material for researches in this area.

Ключевые фразы: детские речевые инновации, детские окказионализмы, словотворчество, детская речь, онтолингвистика, психолингвистика
Автор (ы): Трофимова Нелли Аркадьевна
Соавтор (ы): Шумилова Софья Алексеевна
Журнал: ДИСКУРС

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
81. Лингвистика. Языкознание. Языки
Для цитирования:
ТРОФИМОВА Н. А., ШУМИЛОВА С. А. ПОДРАЖАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ЯЗЫКА ДЕТЬМИ // ДИСКУРС. 2024. Т. 10 № 6
Текстовый фрагмент статьи