В работе рассматриваются проблемы корректности и адекватности применения психометрических инструментов в психосоциальных исследованиях и приложениях. Основное внимание уделяется проблеме корректной обработки ранговой информации, являющейся нечисловой информацией, которая не допускает использования классических математических операций, начиная с операции сложения. Представлен подход формирования результатов обработки экспертной, ранговой информации в шкале отношений на основе метода анализа иерархий (МАИ), который включает аппарат измерений и алгоритмы принятия решений. Приводится пример, моделирующий ситуацию экспертного консилиума и демонстрирующий недопустимые противоречия, возникающие при «числовом» подходе к обработке ранговой информации. Представлены алгоритмы нормативного подхода МАИ, позволяющие получать численные, персонализированные оценки психосоциальных характеристик. Описаны базовые концепции метрической системы Раша (МСР) для сравнения возможностей МАИ и МСР в психосоциальных приложениях. Рассматриваются некоторые критические замечания в адрес методов психометрии. Показано, что истоки критических замечаний связаны с поверхностным пониманием основных концепций психометрических измерений и области их применений, а также с элементарными ошибками при использовании аппарата психометрических инструментов.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/psyedu.2024160204
Алгоритм заполнения матрицы удобно рассмотреть на примере первой строки, элементы которой фиксируют степень предпочтения (по тяжести выраженности симптома) уровня «7» над следующими уровнями («6», «5»,…, «1»). Результат предпочтения оценки «7» над оценкой «6» эксперты оценили числом 2, которое означает промежуточное значение между равной важностью (1) и слабым предпочтением (3). Далее, результат предпочтения оценки «7» над оценкой «5» эксперты оценили числом 3, которое означает слабое предпочтение. Наконец, результат последнего сравнения: предпочтение оценки «7» над оценкой «1» эксперты оценили числом 9, которое означает абсолютное предпочтение.
Список литературы
- Аванесов В.С. Метрическая система Георга Раша – Rasch Measurement (RM) // Педагогические измерения. 2010. № 2. С. 57–80.
- Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Наука и искусство принятия решений. Кн. 2: Принятие решений в условиях неопределенности: от метода анализа иерархий до нечетких моделей. Учебник. М.: ЛЕНАНД, 2021. 800 с.
- Ассанович М.А. Сравнительная оценка пороговых критериев выраженности депрессии, разработанных на основе классической теории тестов и модели Раша // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2017. Том 10. № 1. С. 26–34. DOI:10.14529/psy170103
- Ассанович М.B., Карпюк В.А. Психометрические свойства и диагностические критерии шкалы оценки негативных симптомов (SANS – Scale for the assessment of negative symptoms) при шизофрении // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 2021. Том 55. № 1. С. 33–41. DOI:10.31363/2313-7053-2021-1-33-41
- Брук Б.Н., Бурков В.Н. Методы экспертных оценок в задачах упорядочения объектов // Известия АН СССР. Техническая кибернетика. 1972. № 3. С. 29–39.
- Золотарева А.А. Психометрические свойства русскоязычной версии Шкалы воспринимаемого стресса (версии PSS-4, 10, 14) // Клиническая и специальная психология. 2023. Том 12. № 1. С. 18–42. DOI:10.17759/cpse.2023120102
- Кукшина А.А., Котельникова А.В., Рассулова М.А., Дайлидович В.С. Исследование психометрических свойств «Госпитальной шкалы тревоги и депрессии» (HADS), рекомендованной для врачей общесоматической практики, на выборке пациентов с нарушением двигательных функций // Клиническая и специальная психология. 2023. Том 12. № 2. С. 1–24. DOI:10.17759/cpse.2023120201
- Купцов М.И., Филипова Е.Е., Слободская И.Н., Павлова С.А., Корячко А.В., Жарких А.А. Математические методы в психологии. М.: Горячая линия-Телеком, 2017. 156 с.
- Малинецкий Г.Г., Подлазов А.В. ЕГЭ как катализатор кризиса Российского образования // Вестник МГУ. Серия 20: Педагогическое образование. 2011. № 3. С. 18–59.
- Митихин В.Г. К вопросу решения многокритериальных задач на основе метода анализа иерархий // Cloud of Science. 2015. Том 2. № 4. С. 519–529. URL: http://cloudofscience.ru
- Митихин В.Г., Алиева Л.М., Ениколопов С.Н. Применение метода анализа иерархий для обработки данных исследования телесного образа «Я» у больных психическими расстройствами // Психиатрия. № 1(65). С. 29–32. DOI:10.30629/2618-6667-2015-65-29-32
- Митихин В.Г., Солохина Т.А., Кузьминова М.В., Тюменкова Г.В., Лиманкин О.В., Бабин С.М. Эффективность психосоциальной реабилитации: инновационный метод оценки // Психиатрия. 2022. Том 20. № 2. С. 51–59. DOI:10.30629/2618-6667-2022-20-2-51-59
- Ногин В.Д. Упрощенный вариант метода анализа иерархий на основе нелинейной свертки критериев // Журнал вычислительной математики и математической физики. 2004. Том 44. № 7. С. 1261–1270.
- Орлов А.И. Прикладная статистика. М.: Экзамен, 2006. 656 с.
- Саати Т.Л. [Saaty T.L.] Принятие решений при зависимостях и обратных связях: Аналитические сети / Пер. с англ. М.: ЛКИ, 2008. 360 с.
- Солодова Е.А. Новые модели в системе образования. Синергетический подход. М.: URSS, 2016. 344 с.
- Тюменева Ю.А. Что дают числа для измерения в психологии? Обзор критики в адрес нетестируемых допущений психометрики и возможные альтернативы «измерительной» психологии // Психологические исследования. 2022. Том 15. № 84. С. 1–30. DOI:10.54359/ps.v15I84.1198
- Хайтун С.Д. Количественный анализ социальных явлений. Проблемы и перспективы. М.: ЛИБРОКОМ, 2014. 280 с.
- Шалагинова К.С., Декина Е.В., Клочнева Д.А. Эскапизм и видеоигровая аддикция у подростков // Психолого-педагогические исследования. 2023. Том 15. № 4. C. 97–110. DOI:10.17759/psyedu.2023150406
- Bech P. Clinical psychometrics. Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell, 2012. 216 p.
- Bond T.G., Fox C.M. Applying the Rasch Model: Fundamental Measurement in the Human Sciences. N.Y.: LEA, 2015. 406 p. DOI:10.4324/9781315814698
- Kim S., Kim H., Suh H.S. Priorities in the Prevention Strategies for Medication Error Using the Analytical Hierarchy Process Method // Healthcare. 2022. Vol. 10. No. 3. P. 512–523. DOI:10.3390/healthcare10030512
- Kopylov A.T., Stepanov A.A., Butkova T.V., Malsagova K.A., Zakharova N.V., Kostyuk G.P., Elmuratov A.U., Kaysheva A.L. Consolidation of metabolomic, proteomic, and GWAS data in connective model of schizophrenia // Scientific Reports. 2023. Vol. 13. No. 1. P. 21–39. DOI:10.1038/s41598-023-29117-7
- Michell J. Measurement in psychology: Critical history of a methodological concept // Journal of Applied Measurement. 1999. Vol. 2. No. 1. P. 96–100.
- Pfanzagl J. Theory of measurement. In cooperation with Baumann V. and Huber H. 2nd revised edition. Wurzburg–Wien: Physica-Verlag, 1971. 235 p.
- Rasch G. Studies in mathematical psychology: I. Probabilistic models for some intelligence and attainment tests. Danmarks Paedagogiske Institut, 1960. 184 p.
- Rasch G. Probabilistic Models for Some Intelligence and Attainment Tests. With a Foreword and Afteword by B.D. Wright. Chicago & London, 1980. 199 p.
- Saaty T.L. The Analytic Hierarchy Process. New York: McGraw Hill, 1980. 287 p.
- Saaty T.L. On the Measurement of Intangibles. A Principal Eigenvector Approach to Relative Measurement Derived from Paired Comparisons // Notices of the American Mathematical Society. 2013. Vol. 60. No. 2. P. 192–208. DOI:10.1090/noti944
- Schmidt K., Aumann I., Hollander I., Damm K., Graf J.-M. Applying the Analytic Hierarchy Process in healthcare research: A systematic literature review and evaluation of reporting // BMC Medical Informatics and Decision Making. 2015. Vol. 15. No. 1. P. 112–139. DOI:10.1186/s12911-015-0234-7
- Uher J. Psychometrics is not measurement: Unraveling a fundamental misconception in quantitative psychology and the complex network of its underlying fallacies // Journal of Theoretical and Philosophical Psychology. 2020. Vol. 41. No. 1. P. 58–84. DOI:10.1037/teo0000176
Выпуск
Другие статьи выпуска
Изучение особенностей актерской деятельности в ситуации ее освоения представляет особый интерес, поскольку в этом процессе разворачиваются и подсвечиваются механизмы и техники создания образа, принятия на себя роли. Особое внимание при исследовании данной проблематики следует уделить факторам, способствующим освоению профессии. Предполагается, что личностные особенности играют ключевую роль в вопросе успешности обучения студента-актера, поскольку именно личность актера может рассматриваться в качестве главного инструмента, которым располагает актер в искусстве перевоплощения. Целью данного исследования было выявление личностных предикторов педагогических оценок актерских способностей у студентов-актеров. Проведено психодиагностическое исследование с применением следующих методик: «16 личностных факторов» Р. Кеттелла и «Короткого портретного опросника Большой пятерки» М. С. Егоровой и О. В. Паршиковой, а также шкалы усредненных оценок актерских способностей. Выявлено, что с педагогической оценкой актерских способностей студента-актера связаны две личностные черты: «сознательность-добросовестность» (Б5-10) и «чувствительность» (I, 16PF). Они также вносят вклад в данную усредненную педагогическую оценку актерских способностей, при этом больший вклад вносит первая из указанных черт. Так, важными факторами успешности освоения актерской профессии являются сознательность, организованность, ориентированность на поддержание отношений в процессе обучения, а также чуткость студента-актера к внутренним и внешним изменениям, богатство его эмоционального опыта, опыта переживаний.
В статье представлены результаты разработки и апробации психодиагностического инструментария, предназначенного для изучения восприятия повседневного стресса подростками. Повседневный стресс выступает неотъемлемой частью жизни в современном мире, а подростки могут быть особенно уязвимы к стрессорам повседневной жизни. Несмотря на растущее число исследований, отсутствует необходимый инструментарий, позволяющий выявить стрессовую напряженность сфер повседневной жизни подростков. В статье представлены материалы исследования, полученные на выборке 555 подростков, 339 девушек и 216 юношей в возрасте от 13 до 17 лет. Валидизация включала предварительный опрос подростков, составление перечня стрессоров повседневной жизни подростков, факторизацию стрессоров и выделение сфер стрессовой напряженности, интерпретацию полученных данных, оценку сфер повседневного стресса и конвергентной валидности. В результате разработан и валидизирован Опросник повседневных стрессоров для подростков, выявлены сферы повседневного стресса, включающие как сферы внешней среды, так и внутренней жизни: «Одиночество, самочувствие», «Самоотношение», «Отвержение», «Страхи, беспокойство», «Школа, учеба», «Общение со старшими», «Дела, планирование», «Финансы», «Мистические страхи». Выявлены половые отличия. Результаты проведенного анализа показали внутреннюю согласованность и конвергентную валидность факторов Опросника.
В статье представлен обзор пилотного исследования, в котором сопоставляются особенности организации совместной деятельности в цифровой среде среди учащихся 7-9 классов и теоретические основания для организации совместной деятельности. В исследовании приняли участие 36 учеников средней школы. В ходе исследования выяснилось, что освоение цифровых средств способствует организации совместной деятельности в цифровой среде, преобразуя символы в знаки. Группы, использующие цифровые средства, показали высокую эффективность как в организации совместной работы, так и в ее результатах. При дистанционном обучении учащиеся наибольшее количество времени проводили в интернете, в частности, при рассмотрении критерия «средство-время». Доска Jamboard стала важным инструментом для планирования и организации совместной деятельности учащихся. Функции включения и выключения аудио и видео способствовали самоорганизации и формированию культурного опыта группы. Проведенное исследование выявило ряд психологических характеристик организации совместной деятельности в цифровой среде, отличающихся от теоретических основ организации совместной деятельности в очном пространстве. Для этого использовался социально-генетический метод, в рамках которого учащиеся 7-9 классов проходили задание «модель корабля». Анализ позволяет сделать вывод, что организация совместной деятельности в цифровом пространстве обусловлена интериоризацией цифровых средств учащимися и на их основе построением общих систем ориентирования в цифровой среде. На основе пилотного исследования выделены рекомендации в организации совместной деятельности с применением цифровых технологий для учащихся 7-9 классов для учителей и родителей.
Повышение качества подготовки врачей включает развитие профессионально важных качеств в период обучения в вузе. Психолого-педагогическое сопровождение студентов медицинского вуза разработано недостаточно, внедряется редко. Работа направлена на исследование формирования качеств самоактуализирующейся личности у студентов медицинского вуза. Авторы разработали и обосновали модель психолого-педагогического сопровождения формирования комплекса профессионально важных качеств (ПВК) будущих врачей. Авторы представили результаты эмпирического исследования, полученные на выборке 180 студентов 5 курса медицинского университета специальностей «Лечебное дело» и «Стоматология» (90 человек – экспериментальная группа, участвующая в экспериментальной программе, 90 человек – контрольная группа). Исследователи использовали методику – самоактуализационный тест Э. Шострома в адаптации Л. Я. Гозмана[1] и М. В. Кроза. Полученные результаты свидетельствуют, что показатели характеристик самоактуализирующейся личности статистически достоверно меняются после участия в экспериментальной программе. Данные исследования могут быть использованы в качестве эффективного средства профессионального становления будущих и практикующих врачей.
В современном мире происходят глобальные социальные трансформации, влияющие на человека. Это влияние может негативно сказываться на представителях подрастающего поколения – студенческой молодежи, не обладающей личностной и социальной зрелостью, находящейся в процессе профессионального становления. Проблема исследования заключается в выявлении ресурсов психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде. В статье представлен обзор научных работ с 2019 по 2023 годы с использованием электронных библиографических баз данных РИНЦ и Scopus. Было проанализировано более 70 научных статей с результатами теоретических и эмпирических исследований проблемы ресурсов психологической безопасности человека в напряженной социокультурной среде. В проанализированных исследованиях респондентами были жители, проживающие на территориях с особыми условиями, в ситуации военных конфликтов; молодежь, обучающаяся в условиях напряженной социокультурной среды. На основании результатов систематического обзора предложена теоретическая модель, включающая внешние и внутренние ресурсы психологической безопасности студенческой молодежи в напряженной социокультурной среде. В качестве ключевых внешних ресурсов определены особенности социализации студентов и ресурсы образовательной среды. В качестве внутренних – когнитивная регуляция эмоций, конструктивные защитные механизмы, просоциальные ценности и социальный интеллект, выступающие как основные ресурсы для преодоления психотравмирующего опыта, влияния на субъективное благополучие и обеспечения психологической безопасности студентов. Предложенная теоретическая модель может служить основой для разработки программ психологического сопровождения студентов. Перспективы исследования могут быть представлены в контексте эмпирической верификации теоретической модели. Портал психологических изданий PsyJournals. ru — https://psyjournals. ru/journals/psyedu/archive/2024_n2/Baeva_Laktionova_et_al [Ресурсы психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде: обзор теоретических и эмпирических исследований // Психолого-педагогические исследования — 2024. Том 16. № 2]
В современном мире происходят глобальные социальные трансформации, влияющие на человека. Это влияние может негативно сказываться на представителях подрастающего поколения – студенческой молодежи, не обладающей личностной и социальной зрелостью, находящейся в процессе профессионального становления. Проблема исследования заключается в выявлении ресурсов психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде. В статье представлен обзор научных работ с 2019 по 2023 годы с использованием электронных библиографических баз данных РИНЦ и Scopus. Было проанализировано более 70 научных статей с результатами теоретических и эмпирических исследований проблемы ресурсов психологической безопасности человека в напряженной социокультурной среде. В проанализированных исследованиях респондентами были жители, проживающие на территориях с особыми условиями, в ситуации военных конфликтов; молодежь, обучающаяся в условиях напряженной социокультурной среды. На основании результатов систематического обзора предложена теоретическая модель, включающая внешние и внутренние ресурсы психологической безопасности студенческой молодежи в напряженной социокультурной среде. В качестве ключевых внешних ресурсов определены особенности социализации студентов и ресурсы образовательной среды. В качестве внутренних – когнитивная регуляция эмоций, конструктивные защитные механизмы, просоциальные ценности и социальный интеллект, выступающие как основные ресурсы для преодоления психотравмирующего опыта, влияния на субъективное благополучие и обеспечения психологической безопасности студентов. Предложенная теоретическая модель может служить основой для разработки программ психологического сопровождения студентов. Перспективы исследования могут быть представлены в контексте эмпирической верификации теоретической модели. Портал психологических изданий PsyJournals. ru — https://psyjournals. ru/journals/psyedu/archive/2024_n2/Baeva_Laktionova_et_al [Ресурсы психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде: обзор теоретических и эмпирических исследований // Психолого-педагогические исследования — 2024. Том 16. № 2]
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/