В статье представлен обзор пилотного исследования, в котором сопоставляются особенности организации совместной деятельности в цифровой среде среди учащихся 7-9 классов и теоретические основания для организации совместной деятельности. В исследовании приняли участие 36 учеников средней школы. В ходе исследования выяснилось, что освоение цифровых средств способствует организации совместной деятельности в цифровой среде, преобразуя символы в знаки. Группы, использующие цифровые средства, показали высокую эффективность как в организации совместной работы, так и в ее результатах. При дистанционном обучении учащиеся наибольшее количество времени проводили в интернете, в частности, при рассмотрении критерия «средство-время». Доска Jamboard стала важным инструментом для планирования и организации совместной деятельности учащихся. Функции включения и выключения аудио и видео способствовали самоорганизации и формированию культурного опыта группы. Проведенное исследование выявило ряд психологических характеристик организации совместной деятельности в цифровой среде, отличающихся от теоретических основ организации совместной деятельности в очном пространстве. Для этого использовался социально-генетический метод, в рамках которого учащиеся 7-9 классов проходили задание «модель корабля». Анализ позволяет сделать вывод, что организация совместной деятельности в цифровом пространстве обусловлена интериоризацией цифровых средств учащимися и на их основе построением общих систем ориентирования в цифровой среде. На основе пилотного исследования выделены рекомендации в организации совместной деятельности с применением цифровых технологий для учащихся 7-9 классов для учителей и родителей.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/psyedu.2024160203
Выявление закономерностей в организации совместной деятельности с использованием цифровых средств показало, что учащиеся в начале приходили к общим лингвистическим моделям в своем общении, что способствовало ориентированию в цифровом пространстве, при освоении цифровых средств учащиеся сталкивались с их избыточностью, что приводило преимущественно группы из 7-го класса в замешательство, данная трудность преодолевалась лидерской позицией учащихся, которые предлагали правила для коммуникации и работы.
Список литературы
- Агрба Л.М. Сетевой проект как пространство образовательных коммуникаций // Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Цифровая педагогика в системе современного образования» (г. Нижний Новгород, 27 апреля 2018 г.). Нижний Новгород: ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина», 2018. С. 66–69.
- Белова Т.А. Онлайн-тренинги как инструмент для повышения эффективности // Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Цифровая педагогика в системе современного образования» (г. Нижний Новгород, 27 апреля 2018 г.). Нижний Новгород: ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина», 2018. С. 73–77.
- Власова Ю.Ю. Использование педагогом социальных сетей в воспитании школьников // Образование и саморазвитие. 2021. № 3. С. 278–288. DOI:10.26907/esd.16.3.24
- Завалко Н.А. Киберпедагогика как одно из современных направлений в системе образования // Инновации в образовании (Казахстан). 2021. № 2(54). С. 31–38.
- Кибернетическая (информационная) педагогика в системе образования ФРГ: эволюция подходов, современные реалии, осмысление проблем / З.С. Хабекирова [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2023. № 2(318). С. 40–50. DOI:10.53598/2410-3004-2023-2-318-40-50
- Кисляков Н.И., Мороз Т.Г., Рощин А.С. Цифровая трансформация педагогики высшего образования: от сертификации digital-компетенций педагогов до цифровой психологии студентов // Гуманитарный научный вестник. 2022. № 2. С. 80–87. DOI:10.5281/zenodo.6302591
- Клепиков В.Б., Канянина Т.И. Формирование информационной культуры педагога в условиях современного информационного пространства // Cборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Цифровая педагогика в системе современного образования» (г. Нижний Новгород, 27 апреля 2018 г.). Нижний Новгород: ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина», 2018. С. 54–58.
- Королева О.В. Инновационные модели уроков для реализации в цифровой среде школы // Cборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Цифровая педагогика в системе современного образования» (г. Нижний Новгород, 27 апреля 2018 г.). Нижний Новгород: ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина», 2018. С. 39–42.
- Коротенкова Е.А. Электронная педагогика в зарубежной системе образования на современном этапе // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 6-1. С. 330–340. DOI:10.34670/AR.2020.46.6.225
- Круподерова Е.П. Сопровождение проектной деятельности обучающихся в цифровой среде // Cборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Цифровая педагогика в системе современного образования» (г. Нижний Новгород, 27 апреля 2018 г.). Нижний Новгород: ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина», 2018. С. 42–46.
- Пономарева Е.И. Интернет-коммуникации как важный элемент неформального повышения квалификации современного педагога // Cборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Цифровая педагогика в системе современного образования» (г. Нижний Новгород, 27 апреля 2018 г.). Нижний Новгород: ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина», 2018. С. 62–66.
- Романова Т.М. Электронные учебники в информационно-образовательной среде современной школы // Cборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Цифровая педагогика в системе современного образования» (г. Нижний Новгород, 27 апреля 2018 г.). Нижний Новгород: ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина», 2018. С. 28–32.
- Рубцов В.В., Гузман Р.Я. Психологические характеристики способов организации совместной деятельности учащихся в процессе решения учебной задачи // Вопросы психологии. 1983. № 5. С. 48–57.
- Ученик за компьютером: что можно, что нельзя / Рубцов В.В. [и др.] // Народное образование. 1989. № 6. С. 222–234.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
- Рубцов В.В. и др. Учебная деятельность как зона ближайшего развития рефлексивных и коммуникативных способностей детей 6-10 лет // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18. № 1. С. 28–40.
- Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая) // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 3. С. 117–124.
- Сергеев А.Н., Куликова Н.Ю., Цымбалюк Г.В. Использование сервисов видеоконференций в сетевых образовательных сообществах: теория и опыт реализации при обучении информатике // Информатика и образование. 2020. № 7(316). С. 47–54. DOI:10.32517/0234-0453-2020-35-7-47-54
- Сытько К.О., Рябова А.А. Педагогика и психология современной системы образования // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы инновационного развития» (г. Москва, 30 ноября 2017 г.). М.: ООО «ИМПУЛЬС», 2017. С. 62–65.
- Трусова М.И., Трусов А.А. Повышение качества образования с использованием потенциала цифровой педагогики в условиях цифровой трансформации образования // Сборник материалов III Международной научно-практической конференции «Цифровизация образования в условиях конвергентной реальности» (Москва, 22 декабря 2020 г.). Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. С. 113–116.
- Шаров А.М. Online-курсы. Применение в образовательном процессе // Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Цифровая педагогика в системе современного образования» (г. Нижний Новгород, 27 апреля 2018 г.). Нижний Новгород: ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина», 2018. С. 70–73.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Изучение особенностей актерской деятельности в ситуации ее освоения представляет особый интерес, поскольку в этом процессе разворачиваются и подсвечиваются механизмы и техники создания образа, принятия на себя роли. Особое внимание при исследовании данной проблематики следует уделить факторам, способствующим освоению профессии. Предполагается, что личностные особенности играют ключевую роль в вопросе успешности обучения студента-актера, поскольку именно личность актера может рассматриваться в качестве главного инструмента, которым располагает актер в искусстве перевоплощения. Целью данного исследования было выявление личностных предикторов педагогических оценок актерских способностей у студентов-актеров. Проведено психодиагностическое исследование с применением следующих методик: «16 личностных факторов» Р. Кеттелла и «Короткого портретного опросника Большой пятерки» М. С. Егоровой и О. В. Паршиковой, а также шкалы усредненных оценок актерских способностей. Выявлено, что с педагогической оценкой актерских способностей студента-актера связаны две личностные черты: «сознательность-добросовестность» (Б5-10) и «чувствительность» (I, 16PF). Они также вносят вклад в данную усредненную педагогическую оценку актерских способностей, при этом больший вклад вносит первая из указанных черт. Так, важными факторами успешности освоения актерской профессии являются сознательность, организованность, ориентированность на поддержание отношений в процессе обучения, а также чуткость студента-актера к внутренним и внешним изменениям, богатство его эмоционального опыта, опыта переживаний.
В статье представлены результаты разработки и апробации психодиагностического инструментария, предназначенного для изучения восприятия повседневного стресса подростками. Повседневный стресс выступает неотъемлемой частью жизни в современном мире, а подростки могут быть особенно уязвимы к стрессорам повседневной жизни. Несмотря на растущее число исследований, отсутствует необходимый инструментарий, позволяющий выявить стрессовую напряженность сфер повседневной жизни подростков. В статье представлены материалы исследования, полученные на выборке 555 подростков, 339 девушек и 216 юношей в возрасте от 13 до 17 лет. Валидизация включала предварительный опрос подростков, составление перечня стрессоров повседневной жизни подростков, факторизацию стрессоров и выделение сфер стрессовой напряженности, интерпретацию полученных данных, оценку сфер повседневного стресса и конвергентной валидности. В результате разработан и валидизирован Опросник повседневных стрессоров для подростков, выявлены сферы повседневного стресса, включающие как сферы внешней среды, так и внутренней жизни: «Одиночество, самочувствие», «Самоотношение», «Отвержение», «Страхи, беспокойство», «Школа, учеба», «Общение со старшими», «Дела, планирование», «Финансы», «Мистические страхи». Выявлены половые отличия. Результаты проведенного анализа показали внутреннюю согласованность и конвергентную валидность факторов Опросника.
В работе рассматриваются проблемы корректности и адекватности применения психометрических инструментов в психосоциальных исследованиях и приложениях. Основное внимание уделяется проблеме корректной обработки ранговой информации, являющейся нечисловой информацией, которая не допускает использования классических математических операций, начиная с операции сложения. Представлен подход формирования результатов обработки экспертной, ранговой информации в шкале отношений на основе метода анализа иерархий (МАИ), который включает аппарат измерений и алгоритмы принятия решений. Приводится пример, моделирующий ситуацию экспертного консилиума и демонстрирующий недопустимые противоречия, возникающие при «числовом» подходе к обработке ранговой информации. Представлены алгоритмы нормативного подхода МАИ, позволяющие получать численные, персонализированные оценки психосоциальных характеристик. Описаны базовые концепции метрической системы Раша (МСР) для сравнения возможностей МАИ и МСР в психосоциальных приложениях. Рассматриваются некоторые критические замечания в адрес методов психометрии. Показано, что истоки критических замечаний связаны с поверхностным пониманием основных концепций психометрических измерений и области их применений, а также с элементарными ошибками при использовании аппарата психометрических инструментов.
Повышение качества подготовки врачей включает развитие профессионально важных качеств в период обучения в вузе. Психолого-педагогическое сопровождение студентов медицинского вуза разработано недостаточно, внедряется редко. Работа направлена на исследование формирования качеств самоактуализирующейся личности у студентов медицинского вуза. Авторы разработали и обосновали модель психолого-педагогического сопровождения формирования комплекса профессионально важных качеств (ПВК) будущих врачей. Авторы представили результаты эмпирического исследования, полученные на выборке 180 студентов 5 курса медицинского университета специальностей «Лечебное дело» и «Стоматология» (90 человек – экспериментальная группа, участвующая в экспериментальной программе, 90 человек – контрольная группа). Исследователи использовали методику – самоактуализационный тест Э. Шострома в адаптации Л. Я. Гозмана[1] и М. В. Кроза. Полученные результаты свидетельствуют, что показатели характеристик самоактуализирующейся личности статистически достоверно меняются после участия в экспериментальной программе. Данные исследования могут быть использованы в качестве эффективного средства профессионального становления будущих и практикующих врачей.
В современном мире происходят глобальные социальные трансформации, влияющие на человека. Это влияние может негативно сказываться на представителях подрастающего поколения – студенческой молодежи, не обладающей личностной и социальной зрелостью, находящейся в процессе профессионального становления. Проблема исследования заключается в выявлении ресурсов психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде. В статье представлен обзор научных работ с 2019 по 2023 годы с использованием электронных библиографических баз данных РИНЦ и Scopus. Было проанализировано более 70 научных статей с результатами теоретических и эмпирических исследований проблемы ресурсов психологической безопасности человека в напряженной социокультурной среде. В проанализированных исследованиях респондентами были жители, проживающие на территориях с особыми условиями, в ситуации военных конфликтов; молодежь, обучающаяся в условиях напряженной социокультурной среды. На основании результатов систематического обзора предложена теоретическая модель, включающая внешние и внутренние ресурсы психологической безопасности студенческой молодежи в напряженной социокультурной среде. В качестве ключевых внешних ресурсов определены особенности социализации студентов и ресурсы образовательной среды. В качестве внутренних – когнитивная регуляция эмоций, конструктивные защитные механизмы, просоциальные ценности и социальный интеллект, выступающие как основные ресурсы для преодоления психотравмирующего опыта, влияния на субъективное благополучие и обеспечения психологической безопасности студентов. Предложенная теоретическая модель может служить основой для разработки программ психологического сопровождения студентов. Перспективы исследования могут быть представлены в контексте эмпирической верификации теоретической модели. Портал психологических изданий PsyJournals. ru — https://psyjournals. ru/journals/psyedu/archive/2024_n2/Baeva_Laktionova_et_al [Ресурсы психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде: обзор теоретических и эмпирических исследований // Психолого-педагогические исследования — 2024. Том 16. № 2]
В современном мире происходят глобальные социальные трансформации, влияющие на человека. Это влияние может негативно сказываться на представителях подрастающего поколения – студенческой молодежи, не обладающей личностной и социальной зрелостью, находящейся в процессе профессионального становления. Проблема исследования заключается в выявлении ресурсов психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде. В статье представлен обзор научных работ с 2019 по 2023 годы с использованием электронных библиографических баз данных РИНЦ и Scopus. Было проанализировано более 70 научных статей с результатами теоретических и эмпирических исследований проблемы ресурсов психологической безопасности человека в напряженной социокультурной среде. В проанализированных исследованиях респондентами были жители, проживающие на территориях с особыми условиями, в ситуации военных конфликтов; молодежь, обучающаяся в условиях напряженной социокультурной среды. На основании результатов систематического обзора предложена теоретическая модель, включающая внешние и внутренние ресурсы психологической безопасности студенческой молодежи в напряженной социокультурной среде. В качестве ключевых внешних ресурсов определены особенности социализации студентов и ресурсы образовательной среды. В качестве внутренних – когнитивная регуляция эмоций, конструктивные защитные механизмы, просоциальные ценности и социальный интеллект, выступающие как основные ресурсы для преодоления психотравмирующего опыта, влияния на субъективное благополучие и обеспечения психологической безопасности студентов. Предложенная теоретическая модель может служить основой для разработки программ психологического сопровождения студентов. Перспективы исследования могут быть представлены в контексте эмпирической верификации теоретической модели. Портал психологических изданий PsyJournals. ru — https://psyjournals. ru/journals/psyedu/archive/2024_n2/Baeva_Laktionova_et_al [Ресурсы психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде: обзор теоретических и эмпирических исследований // Психолого-педагогические исследования — 2024. Том 16. № 2]
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/