Повышение качества подготовки врачей включает развитие профессионально важных качеств в период обучения в вузе. Психолого-педагогическое сопровождение студентов медицинского вуза разработано недостаточно, внедряется редко. Работа направлена на исследование формирования качеств самоактуализирующейся личности у студентов медицинского вуза. Авторы разработали и обосновали модель психолого-педагогического сопровождения формирования комплекса профессионально важных качеств (ПВК) будущих врачей. Авторы представили результаты эмпирического исследования, полученные на выборке 180 студентов 5 курса медицинского университета специальностей «Лечебное дело» и «Стоматология» (90 человек – экспериментальная группа, участвующая в экспериментальной программе, 90 человек – контрольная группа). Исследователи использовали методику – самоактуализационный тест Э. Шострома в адаптации Л. Я. Гозмана[1] и М. В. Кроза. Полученные результаты свидетельствуют, что показатели характеристик самоактуализирующейся личности статистически достоверно меняются после участия в экспериментальной программе. Данные исследования могут быть использованы в качестве эффективного средства профессионального становления будущих и практикующих врачей.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/psyedu.2024160202
Сензитивность, являясь одной из характеристик самоактуализации, раскрывает степень того, насколько будущий врач отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько он способен к рефлексии. Сензитивность отражает способность у будущих врачей реагировать на различные раздражители в будущей профессиональной деятельности.
Список литературы
- Адзиев Р.С. Необходимость в управляемом формировании профессионально важных психологических качеств личности будущего медика // Молодой ученый. 2019. № 43. С. 223–225.
- Акиндинова И.А. Возможности самоактуализации преподавателя и студентов в процессе обучения курсу «Психологическое консультирование» // Образование на рубеже веков: традиции и инновации: тезисы докладов 2-й Международной научно-практической конференции. СПб., 1999. С. 114–119.
- Валеева М.А. Самоактуализация личности как компонента профессиональной подготовки будущего специалиста // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 1. С. 137−145.
- Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. М.: Юрайт, 2024. 299 с.
- Герасимова Т.В. Взаимосвязь комплекса профессионально важных качеств врача с эффективностью профессиональной деятельности // Наукосфера. 2022. № 9(2). С. 80–
- Герасимова Т.В., Корнилова О.А. Опыт реализации модели психолого-педагогического сопровождения формирования комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей в медицинском вузе [Электронный ресурс] // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 09(74). С. 24–32. URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/opyt-realizatsii-modeli-psikhologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-formirovaniya-kompleksa-professionalno-vazhnykh-kachestv-lichnosti-budushhikh-vrachej-v-meditsinskom-vuze.html (дата обращения: 05.11.2023).
- Герасимова Т.В., Корнилова О.А. Развитие личностно-мотивационных компонент профессионально важных качеств студентов-медиков в процессе обучения [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/09PSMN321.pdf (дата обращения: 05.11.2023).
- Гозман Л.Я. Самоактуализационный тест / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. М., 1995. 43 с.[1]
- Головченко С.Г. Совершенствование образовательных технологий профессиональной подготовки врачей-стоматологов / С.Г. Головченко, Л.Н. Денисенко, Ю.М. Федотова // Фундаментальные исследования. 2014. № 10-6. С. 1085–1088.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996. 400 с.
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Обнинский гор. психол. центр «Детство». Обнинск: изд-во «Принтер», 1993. 57 с.
- Лещинский Л.А. Деонтология в практике терапевта. М., 1989. 208 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
- Особенности воспитательного процесса при обучении студентов-медиков [Электронный ресурс] / А.А. Зубкова, Е.В. Фелькер, М.А. Бароян, А.В. Винокур // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26271
- Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. Троицк: Гиль-Эстель, 1993. 240 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Исениной Е.И. М.: Прогресс, Универс, 1994. 480 с.
- Садыкова А.Я. Феномен самоактуализации А. Маслоу в современном мире // Символ науки. 2020. № 2. С. 66–70.
- Соловых О.В. О теоретических аспектах самоактуализации личности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 6(125). С. 25–31.
- Стратегия развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2025 года. Проект / Министерство здравоохранения Российской Федерации. М., 2017.
- Туркова И.В. Самоактуализация личности студентов в период обучения в медицинском вузе: автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2005. 24 с.
- Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. М.: Эксмо, 2002. 240 с.
- Ясько Б.А. Психология личности и труда врача: курс лекций / Б.А. Ясько. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 304 с.
- Ясько Б.А. Экспертный анализ профессионально важных качеств врача // Психологический журнал. Т. 25. № 3. С. 71–81.
- How physicians can become self-actualized [Электронный ресурс]. URL: https://www.kevinmd.com/2019/12/how-physicians-can-become-self-actualized.html
- Kalet A., Chow C.L. Remeditation in medical education: a mid-course correction. Springer; 2nd edition, 2023. 786 p.
- Powis D. et al. Why is it so hard to consider personal qualities when selecting medical students? // Medical teacher. 2020. Vol. 42. № P. 366–371.
- Raghuveer P. et al. A cross-sectional study on assessment of spiritual health and its associated factors among undergraduate students in a medical college in Mangalore, Karnataka // F1000Research. 2022. Vol. 11.
- Schoofs L., Hornung S., Glaser J. Prospective effects of social support on self-actualization at work–The mediating role of basic psychological need fulfillment // Acta psychologica. 2022. Vol. 228. P. 103649.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Изучение особенностей актерской деятельности в ситуации ее освоения представляет особый интерес, поскольку в этом процессе разворачиваются и подсвечиваются механизмы и техники создания образа, принятия на себя роли. Особое внимание при исследовании данной проблематики следует уделить факторам, способствующим освоению профессии. Предполагается, что личностные особенности играют ключевую роль в вопросе успешности обучения студента-актера, поскольку именно личность актера может рассматриваться в качестве главного инструмента, которым располагает актер в искусстве перевоплощения. Целью данного исследования было выявление личностных предикторов педагогических оценок актерских способностей у студентов-актеров. Проведено психодиагностическое исследование с применением следующих методик: «16 личностных факторов» Р. Кеттелла и «Короткого портретного опросника Большой пятерки» М. С. Егоровой и О. В. Паршиковой, а также шкалы усредненных оценок актерских способностей. Выявлено, что с педагогической оценкой актерских способностей студента-актера связаны две личностные черты: «сознательность-добросовестность» (Б5-10) и «чувствительность» (I, 16PF). Они также вносят вклад в данную усредненную педагогическую оценку актерских способностей, при этом больший вклад вносит первая из указанных черт. Так, важными факторами успешности освоения актерской профессии являются сознательность, организованность, ориентированность на поддержание отношений в процессе обучения, а также чуткость студента-актера к внутренним и внешним изменениям, богатство его эмоционального опыта, опыта переживаний.
В статье представлены результаты разработки и апробации психодиагностического инструментария, предназначенного для изучения восприятия повседневного стресса подростками. Повседневный стресс выступает неотъемлемой частью жизни в современном мире, а подростки могут быть особенно уязвимы к стрессорам повседневной жизни. Несмотря на растущее число исследований, отсутствует необходимый инструментарий, позволяющий выявить стрессовую напряженность сфер повседневной жизни подростков. В статье представлены материалы исследования, полученные на выборке 555 подростков, 339 девушек и 216 юношей в возрасте от 13 до 17 лет. Валидизация включала предварительный опрос подростков, составление перечня стрессоров повседневной жизни подростков, факторизацию стрессоров и выделение сфер стрессовой напряженности, интерпретацию полученных данных, оценку сфер повседневного стресса и конвергентной валидности. В результате разработан и валидизирован Опросник повседневных стрессоров для подростков, выявлены сферы повседневного стресса, включающие как сферы внешней среды, так и внутренней жизни: «Одиночество, самочувствие», «Самоотношение», «Отвержение», «Страхи, беспокойство», «Школа, учеба», «Общение со старшими», «Дела, планирование», «Финансы», «Мистические страхи». Выявлены половые отличия. Результаты проведенного анализа показали внутреннюю согласованность и конвергентную валидность факторов Опросника.
В работе рассматриваются проблемы корректности и адекватности применения психометрических инструментов в психосоциальных исследованиях и приложениях. Основное внимание уделяется проблеме корректной обработки ранговой информации, являющейся нечисловой информацией, которая не допускает использования классических математических операций, начиная с операции сложения. Представлен подход формирования результатов обработки экспертной, ранговой информации в шкале отношений на основе метода анализа иерархий (МАИ), который включает аппарат измерений и алгоритмы принятия решений. Приводится пример, моделирующий ситуацию экспертного консилиума и демонстрирующий недопустимые противоречия, возникающие при «числовом» подходе к обработке ранговой информации. Представлены алгоритмы нормативного подхода МАИ, позволяющие получать численные, персонализированные оценки психосоциальных характеристик. Описаны базовые концепции метрической системы Раша (МСР) для сравнения возможностей МАИ и МСР в психосоциальных приложениях. Рассматриваются некоторые критические замечания в адрес методов психометрии. Показано, что истоки критических замечаний связаны с поверхностным пониманием основных концепций психометрических измерений и области их применений, а также с элементарными ошибками при использовании аппарата психометрических инструментов.
В статье представлен обзор пилотного исследования, в котором сопоставляются особенности организации совместной деятельности в цифровой среде среди учащихся 7-9 классов и теоретические основания для организации совместной деятельности. В исследовании приняли участие 36 учеников средней школы. В ходе исследования выяснилось, что освоение цифровых средств способствует организации совместной деятельности в цифровой среде, преобразуя символы в знаки. Группы, использующие цифровые средства, показали высокую эффективность как в организации совместной работы, так и в ее результатах. При дистанционном обучении учащиеся наибольшее количество времени проводили в интернете, в частности, при рассмотрении критерия «средство-время». Доска Jamboard стала важным инструментом для планирования и организации совместной деятельности учащихся. Функции включения и выключения аудио и видео способствовали самоорганизации и формированию культурного опыта группы. Проведенное исследование выявило ряд психологических характеристик организации совместной деятельности в цифровой среде, отличающихся от теоретических основ организации совместной деятельности в очном пространстве. Для этого использовался социально-генетический метод, в рамках которого учащиеся 7-9 классов проходили задание «модель корабля». Анализ позволяет сделать вывод, что организация совместной деятельности в цифровом пространстве обусловлена интериоризацией цифровых средств учащимися и на их основе построением общих систем ориентирования в цифровой среде. На основе пилотного исследования выделены рекомендации в организации совместной деятельности с применением цифровых технологий для учащихся 7-9 классов для учителей и родителей.
В современном мире происходят глобальные социальные трансформации, влияющие на человека. Это влияние может негативно сказываться на представителях подрастающего поколения – студенческой молодежи, не обладающей личностной и социальной зрелостью, находящейся в процессе профессионального становления. Проблема исследования заключается в выявлении ресурсов психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде. В статье представлен обзор научных работ с 2019 по 2023 годы с использованием электронных библиографических баз данных РИНЦ и Scopus. Было проанализировано более 70 научных статей с результатами теоретических и эмпирических исследований проблемы ресурсов психологической безопасности человека в напряженной социокультурной среде. В проанализированных исследованиях респондентами были жители, проживающие на территориях с особыми условиями, в ситуации военных конфликтов; молодежь, обучающаяся в условиях напряженной социокультурной среды. На основании результатов систематического обзора предложена теоретическая модель, включающая внешние и внутренние ресурсы психологической безопасности студенческой молодежи в напряженной социокультурной среде. В качестве ключевых внешних ресурсов определены особенности социализации студентов и ресурсы образовательной среды. В качестве внутренних – когнитивная регуляция эмоций, конструктивные защитные механизмы, просоциальные ценности и социальный интеллект, выступающие как основные ресурсы для преодоления психотравмирующего опыта, влияния на субъективное благополучие и обеспечения психологической безопасности студентов. Предложенная теоретическая модель может служить основой для разработки программ психологического сопровождения студентов. Перспективы исследования могут быть представлены в контексте эмпирической верификации теоретической модели. Портал психологических изданий PsyJournals. ru — https://psyjournals. ru/journals/psyedu/archive/2024_n2/Baeva_Laktionova_et_al [Ресурсы психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде: обзор теоретических и эмпирических исследований // Психолого-педагогические исследования — 2024. Том 16. № 2]
В современном мире происходят глобальные социальные трансформации, влияющие на человека. Это влияние может негативно сказываться на представителях подрастающего поколения – студенческой молодежи, не обладающей личностной и социальной зрелостью, находящейся в процессе профессионального становления. Проблема исследования заключается в выявлении ресурсов психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде. В статье представлен обзор научных работ с 2019 по 2023 годы с использованием электронных библиографических баз данных РИНЦ и Scopus. Было проанализировано более 70 научных статей с результатами теоретических и эмпирических исследований проблемы ресурсов психологической безопасности человека в напряженной социокультурной среде. В проанализированных исследованиях респондентами были жители, проживающие на территориях с особыми условиями, в ситуации военных конфликтов; молодежь, обучающаяся в условиях напряженной социокультурной среды. На основании результатов систематического обзора предложена теоретическая модель, включающая внешние и внутренние ресурсы психологической безопасности студенческой молодежи в напряженной социокультурной среде. В качестве ключевых внешних ресурсов определены особенности социализации студентов и ресурсы образовательной среды. В качестве внутренних – когнитивная регуляция эмоций, конструктивные защитные механизмы, просоциальные ценности и социальный интеллект, выступающие как основные ресурсы для преодоления психотравмирующего опыта, влияния на субъективное благополучие и обеспечения психологической безопасности студентов. Предложенная теоретическая модель может служить основой для разработки программ психологического сопровождения студентов. Перспективы исследования могут быть представлены в контексте эмпирической верификации теоретической модели. Портал психологических изданий PsyJournals. ru — https://psyjournals. ru/journals/psyedu/archive/2024_n2/Baeva_Laktionova_et_al [Ресурсы психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде: обзор теоретических и эмпирических исследований // Психолого-педагогические исследования — 2024. Том 16. № 2]
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/