Введение. Актуальность проблемы солидаризации российского общества в наше время связана с попытками стран Большого Запада решить накопившиеся проблемы через создание образа врага, который позволяет консолидировать национальные экономики и эффективно бороться с оппозиционными силами внутри страны. В современной российской философии сложился ряд подходов к разработке концепции солидаризации российского общества, однако многие аспекты проблемы до настоящего времени остаются исследованными в недостаточной степени. Соответственно, в данном исследовании осуществлен анализ различных подходов к определению солидаризации общества, сформированных в российской философии, выявлены сущностные свойства солидаризации, обоснован тезис о необходимости формирования новых инструментов и механизмов общественного устройства, которые позволят солидаризировать общество. Целью представленного исследования является историографический анализ понятия солидаризации применительно к российской действительности. Методология и источники. Методологической основой данного исследования является принцип единства исторического и логического, а также методы анализа и синтеза. В качестве источников были использованы труды классиков российской философской мысли, разрабатывавших концепцию солидаризации (И. С. Аксаков, Н. Я. Данилевский и др.), а также работы современных отечественных мыслителей, таких как Ю. В. Шкудунова, А. А. Ефанов, позволяющие выявить основные аспекты проблемы солидаризации российского общества. Результаты и обсуждение. Авторы настоящей статьи провели историографический анализ понятия «солидаризация». В ходе анализа были выявлены ее основные сущностные свойства, такие как процессуальность, ценностная ориентация, идеологичность, комплексность. Также показана актуальность традиций русской религиозной философии для разработки проблемы солидаризации. Авторы рассматривают солидаризацию общества как совокупность политических, экономических и социокультурных процессов, направленных на объединение общества вокруг целостной системы ценностей, выражаемых единой общественной идеологией.
Заключение. Современный мир находится в фазе политической турбулентности, оказывающей прямое воздействие на все основополагающие аспекты жизни общества. Особенно ярко оно прослеживается на примере российской действительности. В этих условиях выживаемость России зависит от степени единства общества как залога национальной безопасности.
Introduction. At present the relevance of the problem of solidarity of Russian society is associated with the attempts of the countries of the Greater West to solve accumulated problems through building an image of the enemy, which makes it possible to consolidate national economies and effectively fight opposition forces within the country. In modern Russian philosophy, a number of approaches to developing the concept of solidarity of Russian society have developed. Despite this, many aspects of this problem still remain insufficiently studied. Thus, this study analyzes various approaches to defining the solidarity of society, which were formed in Russian philosophy; identifies the essential properties of solidarity, and substantiates the thesis about the need to form new tools and mechanisms of social order that will allow for the solidarity of society. The purpose of the presented research is a historiographic analysis of the concept of solidarity in relation to Russian reality. Methodology and sources. The methodological basis of this study is the principle of unity of the historical and logical, as well as methods of analysis and synthesis. There were used as sources the works of classics of Russian philosophical thought who developed the concept of solidarity (I. S. Aksakov, N. Ya. Danilevsky, etc.), as well as the works of modern Russian thinkers, such as Yu. V. Shkudunova, A. A. Efanov, allowing to identify the main aspects of the problem of solidarity of Russian society. Results and discussion. The authors of this article conducted a historiographical analysis of the concept of “solidarization”. During the analysis, the main essential properties of solidarity were identified, such as procedurality, value orientation, ideology, and complexity. The relevance of the traditions of Russian religious philosophy for the development of the problem of solidarity is also shown. The authors consider the solidarity of society as a set of political, economic and sociocultural processes aimed at uniting society around an integral system of values expressed by a single social ideology.
Conclusion. The modern world is in a phase of political turbulence, which has a direct impact on all fundamental aspects of society. Their impact can be seen especially clearly in the example of Russian reality. In these conditions, the survival of Russia depends on the degree of unity of society as a guarantee of national security.