В данной статье рассматривается актуальная проблема гендерной идентичности и межличностных отношений юношей и девушек с эгалитарным типом гендерных установок, в соответствии с которыми и для мужчин, и для женщин профессиональная и семейная сферы жизни одинаково значимы. В качестве методов исследования использовались: опросник «Распределение ролей в семье», опросник половых ролей BSRI, корреляционный анализ (r-Пирсона).
Результаты исследования продемонстрировали общую тенденцию к доминированию эгалитарных установок у молодых людей. У девушек в структуре гендерной идентичности больше представлены маскулинные характеристики, от которых они не хотят отказываться в отличие от юношей, которые, имея в структуре своей гендерной идентичности маскулинные характеристики, стремятся отказаться от них в пользу феминных.
Идентификаторы и классификаторы
В последние десятилетия все больше внимания ученых уделяется психологическим особенностям полов. Спектр исследований этой проблематики расширяется (Т. В. Бендас, И. С. Кон, В. Е. Каган, И. С. Клецина, Ю. Е. Алешина, Т. И. Юферова и др.)
Список литературы
1. Акиньшина С.И. Особенности гендерной идентичности личности в разных возрастных группах // Известия ВГПУ. 2015. Т. 266, № 1. С. 267-270. мплексный показатель межличностных отношений супругов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1989. №2. С.44-53.
3. Зайцева Ю.В. Структура гендерных установок женщин и мужчин на начальных этапах построения карьеры // Молодой учёный.2018. № 35 (221). С. 76-82. EDN: UYQQDK
4. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб.: Алетейя, 2004. 408с. EDN: QXKKZP
5. Малкина-Пых, И. Г., Гендерная психология: учебное пособие. М.: КноРус, 2022. 366 с. URL: https://book.ru/book/943831. EDN: HGIVIG
6. Осипова Д.В. Особенности гендерных представлений современной молодежи // Управленческое консультирование. 2009. № 4. С. 200-209. EDN: JVRMPH
7. Снегирева Т.В., Кочнев В.А. Опросник С. Бем: теоретические и практические аспекты применения // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. Т. 4, № 1. С. 58-69. EDN: OHFTCH
8. Титова О.И. Социальное взаимодействие студентов с разным типом гендерных установок // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2023. Т. 9, № 1. С. 88-100. DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-1-0-08 EDN: QYCLTO
9. Титова О.И., Котова Е.В. Типологическая характеристика гендерных установок: эмпирический анализ // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 82-92. EDN: DAUEYK
10. Фарбер А.В. Особенности и методики изучения гендерных характеристик // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8, № 4-1. С. 275-283. EDN: PGPITI
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной статье рассматривается взаимосвязь цифровых компетенций обучающихся общеобразовательной школы и компонентов эмпатической культуры личности. Для выявления уровня сформированности цифровых компетенций обучающихся проводились диагностические работы по материалам независимой оценки качества подготовки обучающихся Московского центра качества образования (МЦКО) по изучению уровня ИКТ-компетентности, цифровой грамотности, освоения материалов по учебному предмету «Информатика».
В ходе эмпирического исследования получены высокие коэффициенты корреляции Пирсона между цифровыми компетенциями, выявленные по методике независимой оценки качества подготовки обучающихся МЦКО и компонентами эмпатии по Батчелдеру. При обработке результатов исследования использовалась качественная, количественная интерпретация и математико-статистическая обработка эмпирических данных, а также их графическое отображение.
В ходе математико-статистической обработки результатов исследования применялся коэффициент корреляции Пирсона, который; характеризует существование линейной зависимости между двумя величинами. С помощью названного коэффициента была выявлена мера корреляции, подходящая для двух непрерывных (метрических переменных), измеренных на одной и той же выборке.
Гендерные отношения в современном обществе претерпевают существенные изменения, но остаются мало изученными.
Цель: изучение характеристик отношения к социальному взаимодействию, различающихся у мужчин и женщин с разным гендерным типом личности.
Методы: авторская шкала изучения гендерного типа личности, авторский опросник социального взаимодействия; регрессионный анализ с использованием IBMSPSS 27.0. Выборка: 242 респондента в возрасте от 18 до 70 лет (89 мужчин и 153 женщины).
Результаты: у мужчин с разным гендерным типом отношение к социальному взаимодействию наиболее существенно отличается планированием взаимодействия, ориентацией на собственные цели, степенью нормативности взаимодействия и зависимости его от ситуации. У женщин с разным гендерным типом наиболее существенно отношение к социальному взаимодействию отличается по склонности оценивать других людей по поступкам, ориентации на собственные цели и восприятию взаимодействия как рационального.
В статье представлены результаты оценки зрительного гнозиса у детей с нарушением слуха при выполнении классических нейропсихологических проб в сочетании с айтрекинг-исследованием. Основная задача - получить новые результаты отслеживания движения взгляда при выполнении нейропсихологических проб детьми с нарушением слуха для фиксации особенностей зрительной обработки информации.
Цель исследования - изучить влияние ранней слуховой депривации на зрительный гнозис детей с нарушением слуха. Выборку составили 15 кохлеарноимплантированных дошкольников с нарушением слуха в возрасте от 5 до 7 лет. На первом этапе проводились классические нейропсихологические пробы, на втором этапе применялся айтрекинг для фиксации движения глаз в процессе выполнения нейропсихологических проб. В нашем исследовании подтверждается слабость процессов переработки зрительной информации у детей с нарушением слуха в виде неточности зрительных представлений, нарушения восприятия и утраты чувства знакомости предметов. Поисковая активность в сравнении с типично развивающимися детьми снижена.
Цель - изучение маркеров переживания кризиса середины жизни у женщин. В исследовании приняли участие 60 женщин в возрасте от 35 до 45 лет.
Психодиагностические методики: «Шкала депрессии, тревоги и стресса» (С. Ловибонд,; П. Ловибонд); методика диагностики субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел, М. Фергюсон); методика измерения ригидности (Г. Айзенк); «Индекс жизненной удовлетворенности» (Б. Ньюгартен в адаптации Н. В. Панина); «Смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев). Математико-статистическая обработка эмпирических данных осуществлялась посредством корреляционного анализа по Спирмену.
Выявлено, что; большинство женщин в период возрастного кризиса середины жизни не удовлетворены своей жизнью, часты случаи; острого переживания стресса, тревоги, депрессии, одиночества, у них отсутствует смысл жизни, они не довольны своим настоящим, прошлым, не ставят цели на будущее. Другая часть женщин чувствуют себя психологически комфортно.
Показано, что высокие показатели; депрессии, тревоги, стресса, субъективного ощущения одиночества, ригидности и низкие показатели удовлетворенности жизнью, осмысленности жизни выступают в качестве взаимосвязанных личностно-психологических маркеров переживания кризиса середины жизни у женщин.
Студенческий период - время преобразования и становления мотивации, поиска путей самореализации. В связи с этим актуально изучение мотивации и самореализации обучающихся в вузе с целью оказания им своевременной психологической поддержки и помощи.
Цель исследования - изучение содержательных характеристик самореализации, мотивации к успеху, мотивации к избеганию неудач. Использованы опросники Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач, многомерный опросник самореализации личности С. И. Кудинова.
Полученные результаты позволяют говорить о среднем уровне мотивации к успеху и высоком уровне мотивации к избеганию неудач у студентов первого и третьего курсов. Показано, что для студентов первого курса в меньшей степени характерна пассивность, более проявлено желание профессионального развития в отличие от студентов третьего курса, при этом студенты старшего курса видят меньше препятствий для собственной самореализации.
В статье рассматривается влияние боевого стресса на особенности адаптации военнослужащих в постэкстремальный период. Особое внимание уделено психологическим особенностям участников боевых действий.
Проанализированы подходы А. Г. Караяни, И. В. Сыромятникова, Л. А. Китаева-Смыка,; П. А. Корчемного, Р. В. Кадырова, А. Г. Маклакова, И. В. Гудковой. Обоснована необходимость психологического сопровождения возвращения участников боевых действий в мирную жизнь с целью профилактики посттравматических стрессовых расстройств и дезадаптации.;
Проведено эмпирическое исследование с помощью опросника враждебности Басса-Дарки (адаптация - С. Н. Ениколопов), методики экспресс-диагностики психологической безопасности личности И. И. Приходько, методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, личностной шкалы проявлений тревоги Дж. Тейлора (адаптация - В. Г. Норакидзе), методики «Духовный кризис» Л. В. Шутовой, А. В. Ляшук.
По результатам исследования предпринят анализ психологических последствий участия в боевых действиях у военнослужащих в ходе специальной военной операции. Установлено, что определённое количество военнослужащих после боевого стресса справляется с возвращением к гражданской жизни. Вместе с тем некоторые участники боевых действий демонстрируют проблемы адаптации.
В статье раскрывается и обосновывается значение федеральной инновационной площадки (ФИП) в системе педагогического образования классического университета. Показано влияние данной структуры на модернизацию всех его компонентов. Приводится доказательство, что своим инновационным содержанием федеральная инновационная площадка задает особый вектор и уровень развития педагогического образования в системе классического университета, определяет его методологические основания, ценностно-целевые ориентиры, содержательные и процессуальные характеристики. Подчеркивается, что главным результатом деятельности ФИП выступает изменение качества педагогического образования, подготовка Учителя новой эпохи.
Статья посвящена эмоциональной стороне обучающих блогов в социальных сетях, которые ведут учителя английского языка. При изучении способов подачи образовательного материала определяется значимая роль эмоциональной составляющей в процессе усвоения иностранного языка и формировании коммуникативной компетенции. Эмоциональная составляющая отмечается как наиболее востребованная при восприятии и освоении предлагаемого языкового контента учащимися.; Юмористически окрашенный компонент как самого языкового материала, так и подачи его учителем-блогером наряду с эмоционально насыщенной подачей продуктивно влияют на обучающихся и способствуют более результативному усвоению материала.
В статье рассмотрены сущность и дидактические особенности ценностно-ориентированной технологии лонгрид.;
Анализируются и сравниваются точки зрения отечественных и зарубежных исследователей на определение лонгрида как мультимедийного проекта, включающего интерактивные и гипертекстуальные элементы, ценностно-ориентированной технологии, жанра и как метода.
Описана специфика передачи информации при помощи этой технологии в процессе изучения литературы в общеобразовательной школе. Особое внимание уделено дидактическим принципам и приемам, позволяющим эффективно использовать лонгрид при изучении предметов гуманитарного цикла.
Авторы доказывают, что лонгрид представляет собой ценностно-ориентированную технологию, которая может стать эффективным способом решения многих частных методических проблем, имеющих отношение к работе с большими массивами информации и принципам ее структурирования в виде стройных логико-семантических конструкций.
В статье представлены современные классификации лонгридов и определены их сущностные характеристики. Ценным является предлагаемый авторами алгоритм реализации технологии лонгрид в процессе трансляции социокультурного опыта от учителя к обучающемуся в ходе изучения различных литературных персонажей.
Существенный интерес представляют способы и приемы структурирования учебного материала в рамках учебного предмета «Литература» с помощью лонгрида.
В данной статье рассматривается личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования. В ходе теоретического анализа автор подчеркивает преимущества использования личностно ориентированного подхода к обучению «особых» детей в системе дополнительного образования. В статье рассматривается преимущества и недостатки коррекционного (сегрегационного) и инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлены исследования готовности педагогов к созданию инклюзивной образовательной среды и указаны сложности, с которыми сталкиваются в работе с «особыми» детьми.
В статье описан опыт проектной деятельности по социально-педагогической профилактике никотиновой зависимости среди старшеклассников на примере города Ульяновска и Ульяновской области.
Показаны актуальность, значимость и своевременность осуществления и реализации студенческого проекта по профилактике табакокурения среди подростков. Одной из задач проекта было оказание содействия обучающимся и их родителям в осознании проблемы курения и необходимости минимизации потребления табака среди участников проекта за счет проведении серии спланированных мероприятий, включающих в том числе диагностическую и коррекционную работу.
В ходе реализации проекта был подобран инструментарий для диагностики никотиновой зависимости и исследования отношения к здоровью, разработаны механизмы (конструктор воспитательной работы педагогов со школьниками и их родителями) и продукты (буклеты, памятки, видеоролики, серия презентаций и лекций), которые можно предлагать основным потребителям - организациям, осуществляющим образовательную деятельность.
В статье раскрывается проблема необходимости воспитания социально активной личности, способной к продуктивной общественно значимой деятельности. Уточнена сущность феномена социальной активности, актуализация которого будет способствовать совершенствованию образовательного процесса в вузе, направленного на формирование способности студентов действовать сознательно, конструктивно преобразуя окружающую действительность.
Цель статьи - описание опыта развития социальной активности студентов посредством социально значимой проектной деятельности. Приводится пример проекта по поддержке участников специальной военной операции (СВО), проходящих реабилитацию в госпитале, реализованного на основе взаимодействия вуза, общеобразовательных и дошкольных организаций, общественных объединений и других участников. Описано содержание этапов проекта.
Сделан вывод об эффективности данного вида деятельности для развития социальной активности студентов вуза. Намечены перспективные направления изучения проблемы.
Издательство
- Издательство
- АлтГУ
- Регион
- Россия, Барнаул
- Почтовый адрес
- 656049, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 61
- Юр. адрес
- 656049, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 61
- ФИО
- Бочаров Сергей Николаевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@asu.ru
- Контактный телефон
- +7 (385) 2291291
- Сайт
- https://www.asu.ru/