Отмечается, что отбор программ снижения профессионального выгорания медицинских работников проведен в базе данных PubMed в публикационный период с 2010 по 2024 г. Показывается, что согласно критериям включения, совокупность публикаций для анализа представлена 37 исследованиями. В результате математико-статистической обработки данных с помощью модели случайных эффектов, анализа гетерогенности и публикационной предвзятости сделан вывод, что психологические программы коррекции демонстрируют свою эффективность в снижении профессионального выгорания медицинских работников, причем в онлайн- и офлайн-форматах она является приблизительно равнозначной.
Идентификаторы и классификаторы
Целью данного исследования является изучение эффективности программ снижения профессионального выгорания у медицинских работников на основе анализа зарубежного опыта, представленного в современной научной психологической литературе. Выгорание – это глобальное явление, и исследования демонстрируют широкий диапазон оценок его распространенности как в целом, так и у медицинских работников. Это особенно актуально, учитывая, что стресс и симптомы выгорания усугубились пандемией COVID-19 [Instrument for stress-related …, 2013]. Так, во время COVID19 произошел глобальный всплеск числа случаев профессионального выгорания: показатели распространенности достигли 67 % [Physician burnout in …, 2021].
Список литературы
1. Бороховский Е. Ф. Количественные синтезы в социальных науках: методология и практика мета-анализа // Психология. Экономика. Право. 2013. № 3. С. 41-56. EDN: RTYGDP
2. Вилюжанина Т. А. Особенности психологического консультирования онлайн // Вестник Донецкого национального университета. Серия Д, Филология и психология. 2020. № 1. С. 123-132. EDN: GMOYGQ
3. Попова К. М., Кузьмин М. Ю. Коррекция профессионального выгорания медицинских работников в процессе тренинга развития осознанности // Acta Biomedica Scientifica. 2024. T. 9, № 4. С. 160-172. DOI: 10.29413/ABS.2024-9.4.18 EDN: CIMZUF
4. A virtual hope box: randomized controlled trial of a smartphone app for emotional regulation and coping with distress / N. E. Bush [et al.] // Psychiatric Services. 2016. Vol. 68. N 4. DOI: 10.1176/appi.ps.201600283
5. An official critical care societies collaborative statement-burnout syndrome in critical care health-care professionals: a call for action / M. Moss [et al.] // Chest journal. 2016. Vol. 150. P. 17- 26. DOI: 10.1016/j.chest.2016.02.649
6. Assessing the impact of a Shinrin-Yoku (forest bathing) intervention on physician/healthcare professional burnout: a randomized, controlled trial / J. Kavanaugh [et al.] // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. Vol. 19, N 21. DOI: 10.3390/ijerph192114505 EDN: VXMEOT
7. Burnout and distress in Australian physician trainees: Evaluation of a wellbeing workshop / C. Axisa [et al.] // Australas Psychiatry. 2019. Vol. 27, N 3. P. 255-261. DOI: 10.1177/1039856219833793
8. Burnout and medical errors among American surgeons / T. D. Shanafelt [et al.] // Annals of Surgery. 2010. Vol. 251. P. 995-1000. DOI: 10.1097/SLA.0b013e3181bfdab3
9. Burnout in palliative care: a systematic review / S. M. Pereira [et al.] // Nursing ethics. 2011. Vol. 18. P. 317-326. DOI: 10.1177/0969733011398092
10. Burnout syndrome among medical residents: a systematic review and meta-analysis / H. Rodrigues [et al.] // PLoS One. 2018. Vol. 13, N 1. P. 1-17. DOI: 10.1371/journal.pone.0206840
11. Consultants as victims of bullying and undermining: a survey of Royal College of obstetricians and gynaecologists consultant experiences / T. Shabazz [et al.] // BMJ Open. 2016. Vol. 6. P. 114-162. DOI: 10.1136/bmjopen-2016-011462
12. Controlled interventions to reduce burnout in physicians: a systematic review and meta-analysis / M. Panagioti [et al.] // JAMA Internal Medicine. 2017. Vol. 177, N 2. P. 195-205. DOI: 10.1001/jamainternmed.2016.7674
13. Designing and building a portfolio of individual support resources for physicians / M. L. R. Brazeau [et al.] // Academic Medicine. 2023. Vol. 98, N 10. P. 1113-1119. DOI: 10.1097/ACM.0000000000005276 EDN: QXDLIY
14. Dzau V. J., Kirch D. G., Nasca T. J. To care is human - collectively confronting the clinician-burnout crisis // The New England Journal of Medicine. 2018. Vol. 378. P. 312-314. DOI: 10.1056/NEJMp1715127
15. Edmondson E. K., Kumar A. A., Smith S. M. Creating a culture of wellness in residency // Academic Medicine. 2018. N 93. P. 966-968. DOI: 10.1097/acm.0000000000002250
16. Effect of a novel online group-coaching program to reduce burnout in female resident physicians: a randomized clinical trial / T. Fainstad [et al.] // JAMA Network Open. 2022. Vol. 5. N 5. P. 75-82. DOI: 10.1001/jamanetworkopen.2022.10752 EDN: OXLBWE
17. Effectiveness of a participative intervention on psychosocial work factors to prevent mental health problems in a hospital setting / R. Bourbonnais [et al.] // Journal of Occupational and Environmental Medicine. 2006. Vol. 63. N 5. P. 335-342. DOI: 10.1136/oem.2004.018077
18. Efficacy of interventions to reduce resident physician burnout: a systematic review / K. R. Busireddy [et al.] // Journal of Graduate Medical Education. 2017. Vol. 9. P. 294-301. DOI: 10.4300/JGME-D-16-00372.1
19. Empowering residents to process distressing events: a debriefing workshop / M. Govindan [et al.] // MedEdPORTAL. 2019. Vol. 15, N 1. P. 1-7. DOI: 10.15766/mep_2374-8265.10809
20. Gerrity M. S., DeVellis R. F., Earp J. A. Physicians’ reactions to uncertainty in patient care. A new measure and new insights // Medical Care. 1990. N 28. P. 724-736. DOI: 10.1097/00005650-199008000-00005
21. Givens J. L., Tjia J. Depressed medical students’ use of mental health services and barriers to use // Academic Medicine. 2002. Vol. 77, N 9. P. 918-921. DOI: 10.1097/00001888-200209000-00024
22. Glass G.V. Primary, secondary and meta-analysis of research // Educational Researcher. 1976. Vol. 5, N 10. P. 3-8. DOI: 10.3102/0013189X005010003 EDN: JRNVAT
23. Glass G. V., McGaw B., Smith M. L. Meta-analysis in social research. SAGE Publications, 1981. 279 p.
24. Hammer R., Ravindran N., Nielsen N. Can Death Cafés resuscitate morale in hospitals? // Medical Humanities. 2019. Vol. 47, N 1. DOI: 10.1136/medhum-2018-011607
25. Health care workers’ need for headspace: findings from a multisite definitive randomized controlled trial of an unguided digital mindfulness-based self-help app to reduce healthcare worker stress / H. Taylor [et al.] // JMIR mhealth and uhealth. 2022. Vol. 10, N 8. P. 317-344. DOI: 10.2196/31744 EDN: YEJNFG
26. Howells A., Ivtzan I., Eiroa-Orosa F. J. Putting the ‘app’ in happiness: a randomised controlled trial of a Smartphone-based mindfulness intervention to enhance wellbeing // Journal of Happiness Studies. 2016. Vol. 17, N 1. P. 163-185. DOI: 10.1007/s10902-014-9589-1 EDN: JUMBKG
27. Impact of burnout on self-reported patient care among emergency physicians / D. W. Lu [et al.] // Western Journal of Emergency Medicine. 2015. Vol. 16. P. 996-1001. DOI: 10.5811/westjem.2015.9.27945
28. Instrument for stress-related job analysis for hospital physicians: validation of a short version / Keller [et al.] // Journal of Occupational Medicine and Toxicologyю 2013. Vol. 8. P. 10-20. DOI: 10.1186/1745-6673-8-10
29. Interventions to prevent and reduce burnout among undergraduate and graduate medical education trainees: a systematic review / A. L. Walsh [et. al.] // Academic Psychiatry. 2019. Vol. 43, N 2. P. 10-23. DOI: 10.1007/s40596-019-01023-z EDN: DPHEQK
30. Interventions to prevent and reduce physician burnout: a systematic review and meta-analysis / C. P. West [et al.] // The Lancet. 2016. Vol. 388, N 10057. Р. 2272-2281. DOI: 10.1016/S0140-6736(16)31279-X
31. Kupcewicz E., Jóźwik M. Positive orientation and strategies for coping with stress as predictors of professional burnout among polish nurses // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019. Vol. 16, N 21. P. 1-14. DOI: 10.3390/ijerph16214264
32. Mari S., Meyen R., Kim B. Residentled organizational initiatives to reduce burnout and improve wellness // BMC Medical Education. 2019. Vol. 19. P. 437-438. DOI: 10.1186/s12909-019-1756-y EDN: JHIEDB
33. Perceived nonbeneficial treatment of patients, burnout, and intention to leave the job among ICU nurses and junior and senior physicians / D. Schwarzkopf [et al.] // Critical Care Medicine. 2017. Vol. 45, N 3. P. 265-273. DOI: 10.1097/CCM.0000000000002081
34. Physician burnout in primary care during the Covid-19 pandemic: a cross-sectional study in Portugal / S. Baptista [et al.] // Journal of Primary Care & Community Health. 2021. Vol. 12. P. 1-12. DOI: 10.1177/21501327211008437 EDN: ANILRA
35. Public health emergency and psychological distress among healthcare workers: a scoping review / J. Palmer [et al.] // BMC Public Health. 2022. Vol. 22. P. 1396-1405. DOI: 10.1186/s12889-022-13761-1 EDN: LOAEHW
36. Reducing stress and burnout in junior doctors: the impact of debriefing sessions / Gunasingam [et al.] // Postgraduate Medical Journal. 2015. Vol. 91, N 1074. P. 182-187. DOI: 10.1136/postgradmedj-2014-132847
37. Shirom A., Nirel N., Vinokur A. Work hours and caseload as predictors of physician burnout: the mediating effects by perceived workload and by autonomy // Applied Psychology. 2010. Vol. 59. P. 539-565. https://.x. DOI: 10.1111/j.1464-0597.2009.00411
38. Sklar D. P. Fostering student, resident, and faculty wellness to produce healthy doctors and a healthy population // Academic Medicine. 2016. Vol. 91. P. 1185-1188. DOI: 10.1097/acm.0000000000001298
39. STOPTHEBURN: a randomized controlled trial of death cafés for burnout prevention in ICU employees / M. E. Bateman [et al.] // Annals of the American Thoracic Society. 2024. Vol. 21, N 11. P. 1572-1582. DOI: 10.1513/AnnalsATS.202312-1024OC EDN: LBBQLX
40. Subjective assessment of stress and its relationship with neuroendocrine mechanisms of its development in obstetricians-gynecologists against the background of professional burnout / M. Yu. Kuzmin [et al.] // International Journal of Biomedicine. 2021. Vol. 11, N 4. DOI: 10.21103/Article11(4)_OA25 EDN: FEJCID
41. The silent epidemic: causes and consequences of medical learner burnout / L. A. Gaston-Hawkins [et al.] // Current Psychiatry Reports. 2020. Vol. 22, N 12. P. 86. DOI: 10.1007/s11920-020-01211-x EDN: NSQOBY
42. The well-being and personal wellness promotion strategies of medical oncologists in the North Central cancer treatment group / T. D. Shanafelt [et al.] // Oncology. 2005. Vol. 68. P. 23-32. DOI: 10.1159/000084519
43. Velana M., Rinkenauer G. Individual-level interventions for decreasing job-related stress and enhancing coping strategies among nurses: a systematic review // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. P. 1-13. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.708696 EDN: TGGFCA
44. Web-based cognitive behavioral therapy intervention for the prevention of suicidal ideation in medical interns: a randomized clinical trial / C. Guille [et al.] // JAMA Psychiatry. 2015. Vol. 72. N 12. P. 1192-1200. DOI: 10.1001/jamapsychiatry.2015.1880
45. Workload, burnout, and medical mistakes among physicians in China: A cross-sectional study / J. Wen [et al.] // BioScience Trends. 2016. Vol. 10. P. 27-33. DOI: 10.5582/bst.2015.01175
46. Workplace bullying in the UK NHS: a questionnaire and interview study on prevalence, impact and barriers to reporting / M. Carter [et al.] //BMJ Open. 2013. Vol. 3, N 6. P. 1-12. DOI: 10.1136/bmjopen-2013-002628
Выпуск
Другие статьи выпуска
В исследовании личности женщин, страдающих компульсивным перееданием, установлено, что им свойственен высокий общий уровень алекситимии, характеризующийся трудностями идентификации и описания чувств, на фоне выраженности проявлений экстернального мышления и неадаптивных копинг-стратегий, таких как конфронтация, дистанцирование, избегание. Результаты специально организованного группового психологического консультирования женщин с высоким уровнем алекситимии, направленного на развитие понимания, идентификации чувств и способностей выражать свои эмоции, осознания их связи с телесными ощущениями; формирование умений понимать состояние и чувства других; преодоление неадаптивных и выработку адаптивных копинг-стратегий, свидетельствуют о возможностях коррекционного воздействия в снижении алекситимических проявлений у женщин с компульсивным перееданием. Высказано предположение о том, что коррекция алекситимии в условиях специально организованного психологического консультирования способствует снижению деструктивного пищевого поведения женщин.
Представлены критерии выделения индивидуальных различий в произвольном воспроизведении, обоснованные материалом лонгитюдного эксперимента: уровень обработки оригинала, передача смысла оригинала, объем и качественная специфика припоминания, преимущественные способы реконструкции, возможность «вплетения» оригинала в картину репрезентаций, развертывание механизмов произвольного воспроизведения, надежность припоминания. Отмечается, что невозможно проследить одинаковую стратегию воспроизведения, каждый испытуемый, выстраивая процесс припоминания, опирается на определенные операционные механизмы мнемических способностей, привнося в процесс актуализации субъектные и субъективно-личностные тенденции. Указывается, что индивидуальные различия в качественной специфике и объеме припоминания обусловлены глубиной понимания оригинала и характером доминирующей обработки запоминаемого.
Анализируются методы развития эмоционального интеллекта в условиях современной академической среды на базе материалов, опубликованных в отечественной и зарубежной литературе. Выделены следующие методы развития эмоционального интеллекта: социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии, семинарские занятия, кейс-метод, дневник эмоций, арт-терапия. Особое внимание уделяется академической среде в двадцатых методах развития эмоционального интеллекта. Отмечено влияние цифровизации: новые возможности (виртуальные симуляции и онлайн-курсы) и вызовы, связанные с ослаблением конфиденциальных контактов и развитие эмпатии в условиях расширения взаимодействия.
Представлены результаты исследования структуры адаптационной готовности студентов на разных уровнях высшего образования - бакалавриат и магистратура. Обоснована возможность изучения адаптационной готовности в единстве психофизиологического, психологического и социально-психологического компонентов. Выявлено, что наиболее выраженным компонентом адаптационной готовности как на этапе обучения в бакалавриате, так и магистратуре является социально-психологический. Статистически доказано, что у магистрантов, по сравнению со студентами бакалавриата, наиболее выраженными являются психофизиологический и социально-психологический компоненты адаптационной готовности, психологический компонент адаптационной готовности выражен на одинаковом уровне на всех этапах обучения. Предложены рекомендации преподавателям и психологам вузов, в рамках формирования компонентов адаптационной готовности студентов.
Издательство
- Издательство
- ИГУ
- Регион
- Россия, Иркутск
- Почтовый адрес
- 664003, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Карла Маркса, д 1
- Юр. адрес
- 664003, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Карла Маркса, д 1
- ФИО
- Шмидт Александр Федорович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@isu.ru
- Контактный телефон
- +7 (904) 1502889
- Сайт
- https://api.isu.ru