Представлены результаты исследования структуры адаптационной готовности студентов на разных уровнях высшего образования - бакалавриат и магистратура. Обоснована возможность изучения адаптационной готовности в единстве психофизиологического, психологического и социально-психологического компонентов. Выявлено, что наиболее выраженным компонентом адаптационной готовности как на этапе обучения в бакалавриате, так и магистратуре является социально-психологический. Статистически доказано, что у магистрантов, по сравнению со студентами бакалавриата, наиболее выраженными являются психофизиологический и социально-психологический компоненты адаптационной готовности, психологический компонент адаптационной готовности выражен на одинаковом уровне на всех этапах обучения. Предложены рекомендации преподавателям и психологам вузов, в рамках формирования компонентов адаптационной готовности студентов.
Идентификаторы и классификаторы
В последнее десятилетие в российской психологической науке прослеживается интерес к изучению адаптационной готовности личности. Можно выделить несколько концептуальных подходов в рамках изучаемого феномена. Первый связан с рассмотрением адаптационной готовности в контексте подготовленности личности к определенному взаимодействию со средой в новых и (или) неопределенных условиях. Анализируя определение искомого термина, можно выделить подход М. В. Григорьевой, которая под адаптационной готовностью понимает склонность личности не только к адекватному восприятию и пониманию социума в контексте возникновения субъективно новой ситуации, но и осуществление в связи с этим определенных действий и поступков, которые направлены на паритет между требованиями среды и возможностями личности с ориентацией на предыдущий опыт [Григорьева, 2017, с. 74–75]. Схожая точка зрения принадлежит И. В. Арендачук, которая вкладывает в термин «адаптационная готовность» систему приобретенных и развитых посредством социализации индивидуально-психологических свойств, качеств, умений, навыков, необходимых для своевременного и адекватного реагирования на появление новой ситуации определенным способом [Арендачук, 2013, с. 9–10].
Список литературы
1. Арендачук И. В. Адаптационная готовность личности к учебно-профессиональной деятельности: системно-диахронический подход // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. № 10. DOI: 10.12731/2218-7405-2013-10-27 EDN: SEJMMJ
2. Басюк В. С., Жуковский С. В. Адаптационная готовность офицера как фактор его профессиональной устойчивости в экстремальных ситуациях // Ценности и смыслы. 2023. № 2 (84). С. 72-87. DOI: 10.24412/2071-6427-2023-2-72-87 EDN: FOCTQQ
3. Бочарова Е. Е. Адаптационная готовность личности к ситуациям социальных изменений // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. № 1. С. 45-51. EDN: UAUHKR
4. Вагапова А. Р. Адаптационная готовность учащихся начальной школы и среднего звена в оценках участников образовательного процесса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. № 5. С. 77-82. EDN: VQUJNZ
5. Григорьева М. В. Психодиагностическая методика “Адаптационная готовность личности” // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №. 10. С. 73-75. EDN: ZQLIFJ
6. Иванчин С. А. Константинов В. В. Особенности адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов в условиях вузовского образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 4. С. 78-83. EDN: GGPGLM
7. Константинов В. В., Иванчин С. А. Теоретические основания изучения адаптационной готовности личности к учебной деятельности у иностранных студентов в условиях вузовского образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/87PSMN620.pdf (дата обращения: 04.02.2025).
8. Тарасова Л. Е. Психологическое сопровождение процессов адаптации первокурсников к образовательной среде вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2. С. 142-145. EDN: STYAFN
9. Усова Н. В. Трансформация адаптационной готовности личности в ситуации потери работы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 9. С. 453-457. EDN: WLUZQF
10. Хмелькова, О. В. Сравнительный анализ уровня сформированности структурных компонентов адаптационной готовности личности к динамической образовательной среде / О. В. Хмелькова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2018. - Т. 18, № 1. - С. 74-79. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-1-74-79 EDN: XMOJLN
11. Шамионов, Р. М. Структура адаптационной готовности личности / Р. М. Шамионов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2016. - Т. 16, № 4. - С. 454-458. DOI: 10.18500/1819-7671-2016-16-4-454-458 EDN: XWOMCL
12. Шамионов Р. М. Отношение к изменениям и толерантность к неопределенности как предикторы адаптивности и адаптационной готовности // Российский психологический журнал. 2017. № 2. С. 90-104. DOI: 10.21702/rpj.2017.2.5 EDN: YUSGNX
13. Шамионов Р. М., Шаров А. А. Ситуационные и личностные факторы адаптационной готовности студентов // Перспективы науки и образования. 2024. № 5. С. 606-619. DOI: 10.32744/pse.2024.5.35 EDN: KSVWFL
14. Coping strategies and self-efficacy in university students: a person-centered ap-proach / C. Freire [et al.] // Frontiers in Psychology, 2020. Vol. 11. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.00841 EDN: XKIYIJ
15. Lee A., Jung E. University students’ career adaptability as a mediator between cognitive emotion regulation and career decision-making self-efficacy // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.896492 EDN: RKKQRX
16. Öztemel K., Yıldız E. A. From adaptive readiness to adaptation results: implementation of student career construction inventory and testing the career construction model of adaptation // Journal of Career Assessment 2021. Vol. 29, N 1. Р. 54-75. DOI: 10.1177/1069072720930664 EDN: ITKNQZ
Выпуск
Другие статьи выпуска
В исследовании личности женщин, страдающих компульсивным перееданием, установлено, что им свойственен высокий общий уровень алекситимии, характеризующийся трудностями идентификации и описания чувств, на фоне выраженности проявлений экстернального мышления и неадаптивных копинг-стратегий, таких как конфронтация, дистанцирование, избегание. Результаты специально организованного группового психологического консультирования женщин с высоким уровнем алекситимии, направленного на развитие понимания, идентификации чувств и способностей выражать свои эмоции, осознания их связи с телесными ощущениями; формирование умений понимать состояние и чувства других; преодоление неадаптивных и выработку адаптивных копинг-стратегий, свидетельствуют о возможностях коррекционного воздействия в снижении алекситимических проявлений у женщин с компульсивным перееданием. Высказано предположение о том, что коррекция алекситимии в условиях специально организованного психологического консультирования способствует снижению деструктивного пищевого поведения женщин.
Представлены критерии выделения индивидуальных различий в произвольном воспроизведении, обоснованные материалом лонгитюдного эксперимента: уровень обработки оригинала, передача смысла оригинала, объем и качественная специфика припоминания, преимущественные способы реконструкции, возможность «вплетения» оригинала в картину репрезентаций, развертывание механизмов произвольного воспроизведения, надежность припоминания. Отмечается, что невозможно проследить одинаковую стратегию воспроизведения, каждый испытуемый, выстраивая процесс припоминания, опирается на определенные операционные механизмы мнемических способностей, привнося в процесс актуализации субъектные и субъективно-личностные тенденции. Указывается, что индивидуальные различия в качественной специфике и объеме припоминания обусловлены глубиной понимания оригинала и характером доминирующей обработки запоминаемого.
Отмечается, что отбор программ снижения профессионального выгорания медицинских работников проведен в базе данных PubMed в публикационный период с 2010 по 2024 г. Показывается, что согласно критериям включения, совокупность публикаций для анализа представлена 37 исследованиями. В результате математико-статистической обработки данных с помощью модели случайных эффектов, анализа гетерогенности и публикационной предвзятости сделан вывод, что психологические программы коррекции демонстрируют свою эффективность в снижении профессионального выгорания медицинских работников, причем в онлайн- и офлайн-форматах она является приблизительно равнозначной.
Анализируются методы развития эмоционального интеллекта в условиях современной академической среды на базе материалов, опубликованных в отечественной и зарубежной литературе. Выделены следующие методы развития эмоционального интеллекта: социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии, семинарские занятия, кейс-метод, дневник эмоций, арт-терапия. Особое внимание уделяется академической среде в двадцатых методах развития эмоционального интеллекта. Отмечено влияние цифровизации: новые возможности (виртуальные симуляции и онлайн-курсы) и вызовы, связанные с ослаблением конфиденциальных контактов и развитие эмпатии в условиях расширения взаимодействия.
Издательство
- Издательство
- ИГУ
- Регион
- Россия, Иркутск
- Почтовый адрес
- 664003, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Карла Маркса, д 1
- Юр. адрес
- 664003, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Карла Маркса, д 1
- ФИО
- Шмидт Александр Федорович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@isu.ru
- Контактный телефон
- +7 (904) 1502889
- Сайт
- https://api.isu.ru