Анализируются методы развития эмоционального интеллекта в условиях современной академической среды на базе материалов, опубликованных в отечественной и зарубежной литературе. Выделены следующие методы развития эмоционального интеллекта: социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии, семинарские занятия, кейс-метод, дневник эмоций, арт-терапия. Особое внимание уделяется академической среде в двадцатых методах развития эмоционального интеллекта. Отмечено влияние цифровизации: новые возможности (виртуальные симуляции и онлайн-курсы) и вызовы, связанные с ослаблением конфиденциальных контактов и развитие эмпатии в условиях расширения взаимодействия.
Идентификаторы и классификаторы
Современная система высшего образования характеризуется усложнением требований, предъявляемых к студентам, включая не только академические, но и социально-психологические аспекты. Учащиеся сталкиваются с задачами эффективной адаптации к новым условиям, управления эмоциональными состояниями и выстраивания продуктивных межличностных отношений. Необходимость развития эмоционального интеллекта (ЭИ) подтверждается посредством анализа ряда эмпирических и аналитических исследований.
Список литературы
1. Бандура А. Теория научных исследований. СПб.: Евразия, 2000. 318 с.
2. Белобородов А. М., Любякин А. А., Оконечникова Л. В. Активные методы формирования эмоционального интеллекта студентов-психологов // Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 55-60.
3. Белобородов А. М., Симанюк Э. Э. Устойчивость развития эмоционального интеллекта будущих специалистов // Образование и наука. 2018. № 7. С. 109-127. EDN: XZDJFZ
4. Ванюшина Н. А., Макарова А. А., Шантурова Г. А. Интегративная модель развития эмоционального интеллекта (по принципу работы со студентами стран АТР на уроках русского языка как иностранного) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 4 (167). С. 89-95. EDN: RJKVEH
5. Восковская А. С. Исследование эмоционального интеллекта студентов вузов на академическую значимость // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 2. С. 162-168. EDN: MAMGET
6. Галой Н. Ю. Практика ведения рефлексивного дневника как способ работы со стрессом у студентов // Проблемы современного образования. 2023. № 4. С. 37-47. EDN: ZCETVH
7. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2009. 478 с. EDN: QXXFGB
8. Дарвиш О. Б. Технология использования спектрокарта в психологической практике // Актуальные вопросы общей и медицинской психологии: образование, право и социальная практика: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Барнаул: Алт. гос. ун-т, 2018. С. 37-42. EDN: YUIITJ
9. Демидова И. Г. Эмоциональный интеллект в уровне компетентности учащихся учреждений профессионального образования психолого-педагогического профиля // Педагогика и психология образования. 2015. № 40. С. 92-101.
10. Коленова В. А. Эмоциональный интеллект – навыки softkills успешно работать в карьере // Базис. 2024. № 1 (15). С. 30-33. EDN: DBVLYM
11. Кондратюк Т. В. Четвертая промышленная революция: какие компетенции необходимы сотрудникам? // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018. № 3 (108). С. 66-79.
12. Кузнецова Е. В. Развитие профессиональной направленности студентов-психологов-педагогов средствами арт-терапии // Вопросы вики. 2020. № 9 (1). С. 68-72. EDN: CQKKJK
13. Ларионова Л. И., Азарова Л. Н. Арт-терапевтические технологии в развитии эмоционального интеллекта студентов // Acta Biomedica Scientifica. 2022. № 2. С. 199-211.
14. Ларионова Л. И., Петров В. Г., Горелышева Д. Ю. Взаимосвязь общего и эмоционального интеллекта с показателями психологического состояния студентов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. № 9 (2-1). С. 23-33. EDN: YIJJFX
15. Мещерякова И. Н. Развитие эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе : дис.. канд. психол. наук. Курск, 2011. 239 с. EDN: QFIWKX
16. Никулина Д. С. Особенности эмоциональной сферы студентов с разным уровнем удовлетворенности жизнью // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 9. С. 56-60. EDN: RUPZKR
17. Раевская Е. А. Особенности эмоциональных состояний студентов-первокурсников второй ступени образования // Непрерывное образование: XXI век. 2019. № 4 (28). С. 46-61. EDN: UERDJC
18. Ростовцева П. П. Интерактивные методы обучения как меры повышения эмоционального интеллекта // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89). С. 288-290. ЭДН: ВКЗЖС
19. Сабына Е. Н. Эмоциональный интеллект государственных и муниципальных служащих как фактор измерения эффективности профессиональной деятельности // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2023. № 21. С. 22-24. ЭДН: SUDBWJ
20. Симатова О. А. Специфика эмоционального интеллекта студентов вузов, обучающихся на различных факультетах // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2017. № 22. С. 104-114. EDN: YLEVMH
21. Фурсова Д. В. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и успешности учебной деятельности студентов-психологов // Вестник университета. 2013. № 5. С. 305-308.
22. Цаплина О. В. Исследование и методы позитивного образа мира и образа «Я» у современных студентов // Вестник Московского городского педагогического университета. 2015. № 1 (31). С. 33-46.
23. Чучикина Е. Ю., Винарчик Е. А. Нейрографика как способ борьбы со стрессовыми ситуациями в обучении в вузе // Ярославский психологический вестник. 2021. № 1 (49). С. 70-74. EDN: КЗСАСИ
24. Шадрина Ю. Е., Радыш И. В. Эмоциональный интеллект и особенности психологического состояния как факторы академического развития студентов // Психология личности. 2020. № 12. С. 52-57.
25. Шендель Т. В., Балабошкина О. В. Эмоциональный интеллект: особенности развития HR-специалиста // Эпоха науки. 2021. № 26. С. 81-86. EDN: WDHOJX
26. Бар-Он Р. Модель эмоционально-социального интеллекта (ЭСИ) Бар-Он // Псикотема. 2006. Том. 18. С. 13-25.
27. Бояцис Р. Развитие эмоционального интеллекта через коучинг для лидерства, профессионального и профессионального совершенства // Обучение людей эмоциональному интеллекту. 2007. С. 155-168.
28. Бояцис Р. Компетенции как поведенческий подход к эмоциональному интеллекту // Журнал развития менеджмента. 2009. Т. 28. С. 749-770.
29. Внедрение эмоционального интеллекта на рабочее место: технический отчет, выпущенный консорциумом по исследованию эмоционального интеллекта в организациях / К. Чернисс [и др.]. 1998. URL: https://resources.saylor.org/wwwresources/archived/site/wp-content/uploads/2013/01/BUS209-3.4.3-BringingEmotionalIntelligencetotheWorkplace.pdf (дата обращения: 14.01.2025).
30. Чернисс К., Гоулман Д. Эмоционально интеллектуальное рабочее место: как выбирать, измерять и улучшать эмоциональный интеллект у отдельных лиц, групп и организаций. Сан-Франциско: The Jossey-Bass, 2001. 352 стр.
31. Дулевич В., Хиггс М. 360-градусная оценка эмоционального интеллекта: исследование // Selection and Development Review. 2000. Т. 16, № 3. С. 3-8.
32. Фрейн К., Герингер Дж. Обучение самоменеджменту для повышения производительности труда: полевой эксперимент с участием продавцов // Журнал прикладной психологии. 2000. Т. 85. С. 361-372. EDN: FNJYID
33. Гист М., Стивенс К., Баветта А. Влияние самоэффективности и посттренингового вмешательства на приобретение и поддержание сложных межличностных навыков // Психология персонала. 2006. Т. 44. С. 837-861.
34. Халими Ф., Аль-Шаммари И., Наварро К. Эмоциональный интеллект и академические достижения в высшем образовании // Журнал прикладных исследований в высшем образовании. 2021. Т. 13. С. 485-503. EDN: YCQTUP
35. Повышение эмоционального интеллекта: (Как) это возможно? / Д. Нелис [и др.] // Личность и индивидуальные различия. 2009. Т. 47. С. 36-41.
36. Майер Дж. Д., Саловей П., Карузо Д. Р. Эмоциональный интеллект: теория, выводы и последствия // Психологическое исследование. 2004. Т. 15, № 3. С. 197-215.
37. Монтгомери Дж. Внедрение концепций эмоционального интеллекта в юридическое образование: укрепление профессионализма студентов-юристов // University of Toledo Law Review. 2008. Т. 39. С. 323-352.
38. Управление преподавания и обучения. Создание инклюзивного класса. URL: https://otl.du.edu/plan-a-course/teaching-resources/creating-an-inclusive-classroom/ (дата обращения: 16.01.2025).
39. Сингх Д. Эмоциональный интеллект на работе: профессиональное руководство. Нью-Йорк: Sage Publications, 2015. 188 стр.
40. Профессиональное развитие педагогов в XXI веке: коучинговый подход, основанный на эмоциональном интеллекте / Дж. Патти [и др.] //Коучинг. Международный журнал теории, исследований и практики. 2015. Т. 8, № 2. С. 96-119.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В исследовании личности женщин, страдающих компульсивным перееданием, установлено, что им свойственен высокий общий уровень алекситимии, характеризующийся трудностями идентификации и описания чувств, на фоне выраженности проявлений экстернального мышления и неадаптивных копинг-стратегий, таких как конфронтация, дистанцирование, избегание. Результаты специально организованного группового психологического консультирования женщин с высоким уровнем алекситимии, направленного на развитие понимания, идентификации чувств и способностей выражать свои эмоции, осознания их связи с телесными ощущениями; формирование умений понимать состояние и чувства других; преодоление неадаптивных и выработку адаптивных копинг-стратегий, свидетельствуют о возможностях коррекционного воздействия в снижении алекситимических проявлений у женщин с компульсивным перееданием. Высказано предположение о том, что коррекция алекситимии в условиях специально организованного психологического консультирования способствует снижению деструктивного пищевого поведения женщин.
Представлены критерии выделения индивидуальных различий в произвольном воспроизведении, обоснованные материалом лонгитюдного эксперимента: уровень обработки оригинала, передача смысла оригинала, объем и качественная специфика припоминания, преимущественные способы реконструкции, возможность «вплетения» оригинала в картину репрезентаций, развертывание механизмов произвольного воспроизведения, надежность припоминания. Отмечается, что невозможно проследить одинаковую стратегию воспроизведения, каждый испытуемый, выстраивая процесс припоминания, опирается на определенные операционные механизмы мнемических способностей, привнося в процесс актуализации субъектные и субъективно-личностные тенденции. Указывается, что индивидуальные различия в качественной специфике и объеме припоминания обусловлены глубиной понимания оригинала и характером доминирующей обработки запоминаемого.
Отмечается, что отбор программ снижения профессионального выгорания медицинских работников проведен в базе данных PubMed в публикационный период с 2010 по 2024 г. Показывается, что согласно критериям включения, совокупность публикаций для анализа представлена 37 исследованиями. В результате математико-статистической обработки данных с помощью модели случайных эффектов, анализа гетерогенности и публикационной предвзятости сделан вывод, что психологические программы коррекции демонстрируют свою эффективность в снижении профессионального выгорания медицинских работников, причем в онлайн- и офлайн-форматах она является приблизительно равнозначной.
Представлены результаты исследования структуры адаптационной готовности студентов на разных уровнях высшего образования - бакалавриат и магистратура. Обоснована возможность изучения адаптационной готовности в единстве психофизиологического, психологического и социально-психологического компонентов. Выявлено, что наиболее выраженным компонентом адаптационной готовности как на этапе обучения в бакалавриате, так и магистратуре является социально-психологический. Статистически доказано, что у магистрантов, по сравнению со студентами бакалавриата, наиболее выраженными являются психофизиологический и социально-психологический компоненты адаптационной готовности, психологический компонент адаптационной готовности выражен на одинаковом уровне на всех этапах обучения. Предложены рекомендации преподавателям и психологам вузов, в рамках формирования компонентов адаптационной готовности студентов.
Издательство
- Издательство
- ИГУ
- Регион
- Россия, Иркутск
- Почтовый адрес
- 664003, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Карла Маркса, д 1
- Юр. адрес
- 664003, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Карла Маркса, д 1
- ФИО
- Шмидт Александр Федорович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@isu.ru
- Контактный телефон
- +7 (904) 1502889
- Сайт
- https://api.isu.ru