В статье раскрывается современное значение военной мощи в достижении государствами своих национальных и внешнеполитических целей. Обосновываются кардинальные изменения в развитии системы международных отношений в условиях становления новой мировой системы. Отмечается осознание многими государствами и народами мира необходимости решения глобальных и региональных проблем не за счет военной мощи и силы государств, а путем укрепления межгосударственного взаимовыгодного сотрудничества. Однако, по мнению авторов, препятствием к такому сотрудничеству является политика коллективного Запада, которая в настоящее время направлена на сохранение доминирующего положения США и их союзников на мировой арене. На основе анализа военной мощи ведущих государств мира и ее использования во внешнеполитической деятельности все государства мира разделены авторами на три условные группы. Определяя возросшую роль невоенных форм и методов в современном межгосударственном противоборстве, авторы делают вывод о том, что роль военной мощи в деятельности государств мира в настоящее время достаточно велика, что создает многочисленные вызовы и угрозы национальной, региональной и международной безопасности.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 32. Политика
- Префикс DOI
- 10.24412/2587-6236-2025-146-12-18
Приведенные показатели военной мощи рассчитываются, исходя из более чем 60 показателей, среди которых численность армии, количество военной техники — танков, кораблей, самолетов и уровень финансирования военной сферы. Дополнительным показателем вооружения, самым разрушительным по последствиям применения для каждого государства, является количество ядерных боеголовок. В настоящее время, по официальным данным, ядерными державами являются Российская Федерация (5977), США (5428), Китай (350), Франция (290), Великобритания (225), Пакистан (165), Индия (160), Израиль (80), КНДР (30–60).
Список литературы
1. Бурлаков Я.М. Военная мощь государства: сущность, структура, динамика // Военная безопасность России: взгляд в будущее: Материалы 8 Международной межведомственной научно-практической конференции научного отделения № 10 Российской академии ракетных и артиллерийских наук. В 3-х т., Москва, 16 марта 2023 года. - М.: Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), 2023. - С. 176-180. EDN: XABLAD
2. Копылов И.А. Управление национальной обороной Российской Федерации в условиях современного межгосударственного противоборства: монография / ВАГШ ВС РФ. - М.: РИТМ, 2024. - 160 с.
3. Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 35. - С. 395.
4. Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 41. - С. 121.
5. Миронюк М. Военная мощь в мировой политике / М. Миронюк, К. Толокнев, А. Мальцев // Международные процессы. - 2018. - Т. 16. - № 2 (53). - С. 26-48. EDN: YTEYPB
6. Политология: учебник / под общ. ред. А.В. Кончугова и А.И. Сацуты. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВУ, 2021. - 608 с.
7. Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. - 2018. - 1 марта.
8. Шапкин С.Г., Плехов А.М. Словарь военных терминов. - М.: Воениздат,1988. - 365 с.
9. Юмашев Д.В. Военная мощь государства в контексте обеспечения национальной безопасности / Д.В. Юмашев, Е.В. Юмашева // Теория и практика современного научного знания. Проблемы. Прогнозы. Решения: Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 19-20 апреля 2017 года. - СПб.: Редакционно-издательский центр “КУЛЬТ-ИНФОРМ-ПРЕСС”, 2017. - С. 9-13. EDN: YKJABP
10. ТОП 35 сильнейших армий мира 2023 по версии GLOBAL FIREPOWER // URL: https://https://pooha.net/society/weaponry/605-army-2023/(датаобращения14.02.2025).
11. Премьер Венгрии предупредил Европу о жестких последствиях “потакания” США // URL: http://www.New.ru/Europe/htt//away?to=https%3A%2F%2Fwww:theguardian.com%2Finternational(датаобращения:12.02.2025).
12. Подсчитано, сколько санкций ввели против России с 2022 года // Газета РУ. [сайт]. - URL: https://www.gazeta.ru/business/news/2024/02/22/22394425.shtml?updated(датаобращения16.02.2025).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье на основе диагностики динамических и структурных показателей делается вывод относительно сбалансированности функционирования экономической системы Самарской области. Аналитические расчеты выполнены на основе верифицированной выборки статистических данных за период 2014-2023 годов, который позволяет построить устойчивый тренд и выявить стабильность причинно-следственных связей. Вывод относительно сбалансированности формулируется на основе сопоставления структуры экономики региона, в которой группируются следующие базовые отрасли: торговля, сфера услуг, обрабатывающее производства, строительство, сельское хозяйство. Достоинством работы является динамическая оценка изменения структурных показателей, отражающих удельный вес каждой отраслевой группы в общей величине ВРП. Аналитическая надежность и статистическая устойчивость сделанных выводов гарантируются относительно длительным временным интервалом диагностики, который учитывает все ключевые макроэкономические потрясения крайних лет. Практическая значимость работы заключается в возможности использования её результатов и методических наработок для формирования информационной базы, необходимой для грамотной коррекции инструментов управления социально-экономическими системами в пространстве регионального менеджмента. Стержневая цель управленческого воздействия состоит в достижении устойчивости региональной экономики в условиях макроэкономической турбулентности. При этом сбалансированность отражает формирование укрупненной отраслевой структуры, релевантной современным вызовам цифровой трансформации и запросам потребительского сообщества, а также соответствующей исторически сложившейся хозяйственной специализации региона. Сбалансированность представляет собой такое состояние региональной экономической системы, которое позволяет наиболее рационально использовать доступный ресурсный потенциал для минимизации социальных рисков и построения траектории прогрессивного развития, устойчивой к разного рода внешним негативным воздействиям.
В статье уточняются базовые аспекты сущностной составляющей потребительской лояльности, способствующие расширению теоретико-методологического пространства для построения эффективного управленческого механизма в данной области. Лояльность потребителей обладает максимальной актуальностью для предприятий всех направлений предпринимательской деятельности в условиях макроэкономической неопределенности и агрессивной конкуренции. В работе уделено внимание исследованию управления потребительской лояльностью в гостиничном бизнесе в рамках региональной экономической системы. Лояльность потребителей играет важнейшую роль в достижении коммерческого успеха предприятий гостиничной индустрии. Лояльность представляет собой процесс формирования длительных отношений с клиентом на основе его эмоциональной привязки к бренду, имеющей выражение в системной потребительской активности. Важным аспектом существующих закономерностей в гостиничном бизнесе является осознание необходимости создания условий не только для привлечения клиентов, но и для их удержания. Генерирование эффекта разовой покупки не принесет устойчивости компании в конкурентном пространстве, но выстраивание стратегических коммуникаций с клиентами позволит гарантировать потенциал долгосрочного успеха. Потребительская лояльность в гостиничном пространстве является инструментом антикризисного управления и источником приобретения дополнительной клиентской активности, она выступает в качестве инвестиционного актива стратегического успеха, позволяет тиражировать положительный контент в потребительской среде, участвует в создании благоприятного имиджа, позволяет стабилизировать финансовые потоки. Каждый из представленных аспектов проявляет свою значимость по-разному на длительном этапе жизненного цикла гостиничного предприятия, но в целом они создают синергетический эффект, который расширяет потенциал коммерческого развития. Таким образом, фундаментальная основа лояльности формируется в рамках устойчивого психологического образа потребителя относительно благоприятных последствий использования того или иного продукта или услуги.
В статье проведен анализ модели управления и регулирования политических рисков государственной властью в современных условиях развития России. Рассматриваются системы поддержки принятия решения, которые могут привести к значительному снижению рисков операций, улучшению экономических и социальных показателей, повышению операционной эффективности, что в конечном итоге будет способствовать повышению устойчивости и гибкости реализации принятых решений органами государственной власти. В рамках анализа модели управления и регулирования политических рисков государственной властью в современных условиях определяются изменения в структуре управления, что позволяет реализовать трансформацию сложной системы отношений между носителями власти и обществом и делает возможным рассмотрение вопроса о факторах политического риска в противовес обобщающим универсальным суждениям. Определение модели управления и регулирования политических рисков связано с рассмотрением единства социально-экономической и политической системы, при этом данный подход позволяет минимизировать риски. Отмечается, что модели управления и регулирования политических рисков государственной властью в современных условиях являются фактором минимизации развития кризисных процессов во внешней политике, выразившихся в политической и экономической изоляции России странами коллективного Запада. Автор делает выводы, что модели управления и регулирования политических рисков государственной властью в современных условиях влияют на политическую обстановку, их минимизация является жизненно важным приоритетом в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.
В публикации выделяются ключевые отличительные особенности современного делопроизводственного обеспечения в системе кадрового менеджмента, которые должны быть учтены при построении достоверного, объективного и комплексного корпоративного информационного пространства управления человеческим капиталом при минимизации рисков экономической безопасности. Делопроизводственное обеспечение является механизмом документального сопровождения всех изменений статуса сотрудника предприятия в рамках выполняемых им трудовых функций на основе положений действующего правового поля. Отличительной особенностью текущих процессов в кадровом делопроизводстве является интеграция цифровых технологий, ее наиболее яркое проявление - электронный документооборот. К числу основных достоинств цифровой трансформации делопроизводственного обеспечения необходимо отнести автоматизацию максимального количества трудовых функций сотрудников кадровой службы, снижение трудоемкости кадровых операций, рост оперативности движения кадровых документов в пространстве документального обеспечения системы управления персоналом, а также создание и поддержание устойчивости внешних коммуникаций. Качественная система делопроизводственного обеспечения актуальна с позиции разработки как общекорпоративной, так и персонифицированной модели управления человеческим капиталом с целью роста эффективности его использования. Общекорпоративная модель строится на изложенных в работе принципах и учитывает воздействие всей совокупности факторов неопределенности, а также направлена на достижение стратегических целей кадрового менеджмента. Наличие индивидуальной информации по каждому сотруднику позволяет разработать персонифицированный трек карьерного развития с учетом действенной мотивационной базы. Множество подобных треков обеспечивает решение комплекса тактических задач, которые в совокупности создают условия достижения стратегической цели.
В статье рассматриваются инструменты искусственного интеллекта, применяемые при разработке продуктов, обосновывается утверждение о том, что современные достижения в области генеративной технологии ИИ создали новую категорию в средствах повышения производительности труда. В современном мире сложно создать добавленную стоимость, поэтому разработка продукта - ресурсоемкий процесс, слабореализуемый без инструментов искусственного интеллекта. Отмечено, что искусственный интеллект преобразует бизнес-операции, включая прогнозирование спроса. ИИ использует такие данные, как текущие продажи, цены конкурентов, количество запасов и тенденции отрасли, чтобы определять тенденции спроса в реальном времени. Отмечено, что, используя алгоритмы машинного обучения, ИИ агрегирует информацию из внутренних и внешних источников данных для выявления закономерностей и идей, которые являются основой для бизнес-решений. Рассмотрены способы использования ИИ при разработке продуктов. В заключение сформулированы рекомендации по использованию ИИ в процессе разработки продукта.
В статье рассматриваются периоды экономического развития СССР/РФ - эпоха военного коммунизма (до 1921 г.), НЭП (1921-1929 гг.), индустриализация (с 1929 по 1941 г.), послевоенный период (1945-1965 гг.), развитый социализм (1964-1985 гг.), приватизация. Особое внимание уделяется воздействию государственного управления на социально-экономическое положение государства. В этой связи рассматриваются темпы роста экономики, а также то, какое влияние оказывают решения органов государственного управления на удовлетворение потребностей населения страны. Рассматривается соотношение малого бизнеса и крупного промышленного капитала, в том числе государственного, и их роль в социальном развитии общества. Делается вывод о том, что для эффективного планирования своей деятельности, а также для обеспечения устойчивого и динамичного экономического развития страны Правительству РФ необходимо использовать методы межотраслевого баланса. Необходимо также привести нормативно-правовую базу в соответствие с принципами совершенной конкуренции в целях обеспечения равных условий хозяйствования для всех экономических агентов. В этом процессе важную роль должны играть политические партии, ориентированные на электорат либо крупного капитала, либо малого предпринимательства, либо иных групп населения.
В статье анализируется кадровая политика российского государства в период плановой экономики и последующих социально-экономических и политических реформ в сравнении с системой управления в других государствах. Особо подчеркивается эффективность управления экономикой в советский период, когда существовала система подбора кадров. Впервые предлагается ввести механизм контроля за действующей властью, требования к ней и оценку ее эффективности. По мнению автора, одним из недостатков федеральной власти является ее низкий профессионализм, отсутствие в ней представителей академической науки. Для оценки эффективности существующей власти сравнивается транспортное обеспечение села в Советском Союзе и сегодня, уровень жизни жителей Чукотки и Аляски. По этой же причине возникают проблемы с модернизацией БАМа и всего Восточного полигона. Отмечается, что такая грандиозная стройка осуществляется без необходимого научного обоснования и целевой программы развития всей прилегающей территории. Сегодня перед Россией стоят сложные задачи вхождения в лидеры мировой экономики, которые могут быть решены только на основе баланса между федеральной законодательной и исполнительной властью в условиях реальной и конкурентной многопартийности и квалифицированного обсуждения наиболее важных социально-экономических приоритетов современной России.
Анализируя взаимоотношения России и Запада в XXI веке, авторы статьи характеризуют их как процесс постепенной утраты доверия и растущей взаимной настороженности. С начала 2000-х годов взаимодействие между сторонами часто колебалось между периодами сотрудничества и конфликтов, что способствовало формированию фрагментированного понимания глобальной безопасности. Экономические санкции против России после вхождения Крыма в состав России в 2014 году стали важным фактором, изменившим баланс сил как на восточноевропейской, так и на мировой арене. Ответные меры Москвы усилили изоляцию и активизировали поиски альтернативных союзников, что привело к углублению взаимосвязей с такими странами, как Китай и Иран. Авторы отмечают, что идеологические разногласия также играют ключевую роль в динамике отношений. Запад часто обвиняет Россию в нарушении демократических стандартов и прав человека, в то время как Москва заявляет о своих законных интересах в регионе. Социокультурные факторы, такие как пропаганда и медийные нарративы, усиливают любое недопонимание, поскольку обе стороны стремятся продемонстрировать свою правоту на международной арене. В статье указывается, что текущая конфронтация вызвана не только политическими и экономическими обстоятельствами, но и глубоко укоренившимися историческими предрассудками. Дальнейшее ухудшение отношений может иметь катастрофические последствия для международной безопасности, требуются новые подходы к диалогу и поиску компромиссов. Ситуация усугубляется различиями в стратегических интересах стран, особенно в контексте НАТО и военных манёвров у границ России. Москва рассматривает расширение альянса как угрозу своей национальной безопасности, утверждая, что Запад игнорирует озабоченности России. Это создаёт дополнительные уровни недоверия и укрепляет чувство изоляции. В то же время экономические связи между Россией и западными странами претерпевают значительные изменения. Западные компании и инвестиции постепенно уходят из России, что ведёт к экономической стагнации и технологической отсталости. Россия ориентируется на Восток, укрепляя экономические и политические связи с азиатскими странами, что создаёт новую многополярную структуру на международной арене. Несмотря на существующие проблемы не следует забывать о возможности диалога. Начало переговоров на высоком уровне и обмены мнениями могут помочь выявить общие интересы и стремления. Создание платформ для взаимопонимания, основанных на уважении и равенстве, может стать шагом к улучшению отношений в будущем.
В статье рассматриваются вопросы многопартийности и внешней политики России. Автор отмечает, что отечественная высшая власть пришла к принципу построения цивилизационной внешнеполитической концепции. Констатируется, что внешнеполитическая деятельность непосредственно увязана с деятельностью партий и других институтов общественной жизни, которые создают фундаментальные основания для формирования качественно новой внешней политики государства и определяют фиксированное положение страны в мире. Выделен ряд факторов, обусловливающих актуальность темы строительства многоцивилизационного мира. Автор отмечает, что в основу партийного строительства должна быть положена цивилизационная миссия России. Преобразования должны предусматривать переориентацию направления реализации предпочтений в партийном развитии в соответствии с задачами национальной экономики и цивилизационных изменений. Отмечается, что Либерально-демократическая партия России давно и плодотворно занимается проблематикой цивилизационного строительства как главного тренда общественного строительства нашего государства. Отражены основные положения миссии России как государства-цивилизации.
В своей работе автор исходит из представления о том, что в настоящее время требуется качественно новая теория обеспечения цивилизационной безопасности с учётом и использованием возможностей многопартийных политических систем. В связи с этим рассматриваются три сущностно отличающиеся политические системы, представленные в современном мироустройстве, - нация-государство, корпорация-государство и государство-цивилизация. Россия, по мнению автора, является уникальной страной, являющейся одновременно государством-нацией, государством-корпорацией и государством-цивилизацией, имеющей общепланетарную миссию по формированию нового миропорядка и мироустройства. Сущность «государства-цивилизации» связана с особой ролью, которую играет в нем государство; государство, формирующее свою цивилизационную модель развития, обретает при этом новые свойства, к которым относятся новые созидательные функции, ценностные ориентиры и духовные смыслы. В статье рассматриваются также наиболее актуальные проблемы социально-экономического развития России, в решении которых должны принимать участие все партийные структуры.
В статье представлены результаты исследования политико-психологического контекста трансформации политического пространства, в фокусе которого находится молодежь новых субъектов РФ. На основе интегративной концептуальной модели, соединяющей идеи идентитарного, политико-психологического и пространственного подходов, выявлены тенденции трансформации социокультурного пространства РФ и их влияние на состояние гражданской идентичности молодежи новых территорий РФ. На основе данных эмпирического исследования, материалов 12 фокус-групповых дискуссий с молодежью новых территорий РФ, а также 30 экспертных интервью выявлены пять типов гражданской идентичности молодежи: российская, гибридная, донбасская, нулевая, украинская, а также соответствующие им социокультурные факторы и социокультурный контекст. Выявлены три особенности политико-социализационных процессов, в которые вовлечена молодежь новых территорий: значимое влияние специфического социокультурного пространства (многослойность социально-политических представлений), определяющее траекторию и направленность политико-социализационных процессов; конфликтность (противоречие внутри политико-социализационных моделей); изменение функций и значимости институтов политической социализации. Показано, что перспективными направлениями дальнейших исследований политико-психологического контекста трансформации политического пространства РФ являются исследования сопутствующих институциональных трансформаций (в том числе институтов политической социализации и ресоциализации) и микроуровня политики (результатов политической социализации разных социально-демографических групп новых субъектов РФ).
В статье представлены результаты изучения политической культуры и политического поведения (активности) молодёжи через изучение мотивации действий социальных индивидов, их системы ценностей и установок в рамках гендерных особенностей политического сознания студенческой молодёжи. Выявляются расхождения в политических предпочтениях юношей и девушек, что активизирует динамику «гендерного разрыва», они демонстрируют значительные расхождения в политических взглядах, что влияет на их электоральное поведение. Методологией является системный анализ ситуации, который позволяет провести комплексное исследование. В данном случае использовались социологические методы сбора эмпирического материала, а именно опросы и интервью, а также контент-анализ опубликованных научных материалов и публикаций в СМИ. Авторы использовали корреляционный анализ для выявления взаимосвязей (прямых и перекрёстных) между различными переменными; сравнительный анализ для выявления гендерных различий в ответах респондентов, факторный анализ для выявления основных компонентов характеристики политического сознания. Данная методика позволила провести комплексное исследование гендерных особенностей политического сознания московской студенческой молодёжи, обеспечивая надежность и валидность полученных результатов. Объектом исследования является московская студенческая молодёжь, а предметом исследования - гендерные особенности политического сознания московской студенческой молодёжи. Аналитические материалы подтверждаются эмпирическими данными, полученными в рамках проекта «Диалоговое партнёрство как фактор стабильности и интеграции» («Мост между Западом и Востоком») во время опросов в г. Москве.
На мировой арене сегодня происходят кардинальные изменения, идейно-ценностные трансформации мирового порядка, что обусловливает и выстраивание внешнеполитического курса России с большей опорой на ее национальные интересы, их более четкую артикуляцию, формирование более последовательной, твердой, независимой и самостоятельной российской внешней политики в жесточайших условиях противостояния коллективному Западу. Одним из факторов, который способен обеспечить ее проведение, является потенциал российской нации, «твёрдая опора» внутри страны в лице ее населения. Изучение мнений представителей современной молодежи о векторах внешней политики РФ является чрезвычайно актуальным, но недостаточно изученным направлением. Основная цель - исследование внешнеполитических ориентаций молодежи в современных условиях. На основе данных авторских исследований 2023-2024 гг. и результатов опросов ВЦИОМ проводится анализ отношения молодежи российских регионов к российскому внешнеполитическому курсу, рассматривается роль России в обеспечении справедливого и безопасного миропорядка. По результатам анализа было выявлено, что современная молодежь интересуется происходящими в мире событиями, часть ее знакома с основными концептуальными документами в отношении внешней политики РФ. По мнению молодежи, мир и безопасность страны являются основным внешнеполитическим приоритетом; они определяют проводимую внешнюю политику нашей страны как самостоятельную и независимую, а Россию рассматривают как гаранта мира и безопасности в мире.
В статье рассматривается влияние зарубежных медиа на избирательный процесс. Приводится сравнительный контент-анализ работы зарубежных средств массовой информации в контексте освещения избирательных кампаний современной России. В качестве объекта анализа выступили СМИ со стороны США и Белорусси - два государства с кардинально отличающимся внешнеполитическим курсом в отношении России. Установлено, что региональная избирательная повестка не представляет значимости для соответствующих зарубежных СМИ, при этом федеральная, напротив, неоднократно была затронута под разными ракурсами. В российской избирательной кампании по выборам Президента РФ выявлено около 5 общих индикаторов-маркеров у двух вышеизложенных разнонаправленных СМИ. Кроме того, на отдельных примерах продемонстрировано использование манипулятивных технологий медиа в предвыборный период. Автор отмечает, что основной предмет построения информационной кампании зарубежными СМИ в части освещения избирательного процесса России заключается в легитимации/делигитимации института президентства РФ и образа процедуры проведения выборов в целом. Кроме того, в статье обоснована взаимозависимость работы зарубежного медиа по освещению российских избирательных кампаний с внешнеполитическим курсом рассматриваемого государства: средства массовой информации Белоруссии формировали положительный образ российских выборов, тогда как СМИ США - отрицательный.
В связи с новыми вызовами меняются подходы федерального и региональных правительств России к построению и поддержанию внешних связей России. В статье на материалах авторских исследований с помощью содержательного и структурного контент-анализа и группового фокусированного анализа определяется специфика текущих изменений внешних связей регионов России. Обосновывается, что в условиях глобальных ограничений внешние связи регионов оказываются скрытой возможностью осуществлять международное сотрудничество, особенно в тех сферах, где российское правительство не может действовать напрямую. Примерами здесь могут являться участие регионов в деятельности международных организаций, в которых российские регионы предстают своего рода дипломатическими агентами России, и т. д. Показывается, что сегодня развитие внешних связей регионов вновь, как и в 1990-е гг., оказывается одним из наиболее эффективных решений разного рода проблем. Делается вывод, что основными особенностями развития внешних связей российских регионов на сегодняшний день являются, прежде всего, переориентация на взаимодействие с регионами стран Центральной и Малой Азии, Ближнего Востока и Дальнего Востока; намечающаяся зависимость от КНР; усиление межрегионального взаимодействия в сфере безопасности; расширение возможностей региональных правительств для самостоятельной деятельности по установлению и поддержанию внешних связей.
Издательство
- Издательство
- УМЦ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119049, г. Москва, Ленинский проспект, д.1/2, корп. 1
- Юр. адрес
- 119049, г. Москва, Ленинский проспект, д.1/2, корп. 1
- ФИО
- Слоботчиков Олег Николаевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@uwc-i.ru
- Контактный телефон
- +8 (800) 2347720
- Сайт
- http://imc-i.ru/