В XIX веке вопрос об объединении Западных и Восточных церквей поднимался разными сторонами, но его решения найдено не было. В то же время произошел ряд резонансных смен вероисповеданий, как священнослужителей, так и мирян. В начале столетия граф де Местр, находившийся на службе в России, активно развивал идею подчинения Восточных Патриархатов Римскому престолу. В 1843 году перешел в католичество и вступил в орден иезуитов князь Иван Сергеевич Гагарин. В 30-х в Англии возникло Оксфордское движение, представители которого после безуспешной попытки сблизиться с Римским престолом искали возможности объединиться с Русской Православной Церковью. Англиканский дьякон Пальмер пытался присоединиться к Русской Православной Церкви, но в результате перешел в католичество. В 1863 году выдающийся католический церковный историк аббат Рене Гетте стал русским православным священником о. Владимиром. После принятия Первым Ватиканским Собором в 1870 году догмата о папской непогрешимости возникло старокатолическое движение, и начались богословские дискуссии по согласованию католического и православного вероучения. Роль Алексея Степановича Хомякова в межконфессиональных дискуссиях хорошо изучена: он полемизировал с русским иезуитом князем Иваном Сергеевичем Гагариным и другими представителями романизма и протестантизма, принимал деятельное участие в судьбе дьякона Пальмера. Его современник — протоиерей Иосиф Васильевич Васильев на протяжении двадцати лет служил в Париже и находился в непосредственном личном общении со многими богословами западных вероисповеданий. В 1858 году отец Иосиф посетил А. С. Хомякова в его имении Богучарово. В предлагаемом материале встреча богослова-мирянина и парижского протоиерея рассматривается в связи с их предыдущей и последующей деятельностью в диалоге с представителями западных вероисповеданий, а также общем контексте межконфессиональных дискуссий середины XIX века.
Идентификаторы и классификаторы
Межконфессиональные дискуссии XIX столетия, в которых участвовали представители Русской Православной Церкви, имеют свои основания в событиях предшествующей истории. В XVII веке, когда и католики, и протестанты пытались найти в православной церкви союзника в борьбе друг против друга, Восточные патриархи совершенно определенно сформулировали, что необходимым условием объединения церквей является единство вероучения. В последующих отношениях Русской Православной Церкви с Западными Церквами значительную роль играли Российские императоры.
Список литературы
1. Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1901. Кн.15
2. Васильев Иосиф, прот. Ответ на ложное обвинение против церкви Русской // Православное обозрение. 1861. Апр. С. 541–557.
3. Васильев Иосиф, прот. Ответ на письмо нантского епископа // Православное обозрение. 1861. Июль. С. 235–271; Авг. С. 385–421.
4. Васильев Иосиф, прот. Письмо к г. Гизо, члену Франц. Академии // Странник 1862. Май. Отд. IV. С. 156–184.
5. Васильев Иосиф, прот. Мысли по поводу высказанного Англиканской церковью желания войти в близкое отношение с Восточной кафолической
церковью // Воскресное чтение. 1863. № 14. С. 340–344.
6. Васильев Иосиф, прот. Поездка в Англию для собеседования о соединении Англиканской Церкви с Православной // Чтения в Обществе истории и Древностей Российских. 1866. Кн. 1. Отд. IV: смесь: С. 142–189.
7. Васильев Иосиф, прот. Письма к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг. Изданные с биографическими сведениями и пояснительными примечаниями Л. К. Бродским. Петроград, 1915.
8. Горский Александр, прот. Письмо Ю. Ф. Самарину 1866 / ОР РГБ Ф. 78. К. 22. Ед. хр. 32.
9. Горский Александр, прот. Догматическое богословие — лекции и материалы к ним. [60-е гг.] // ОР РГБ. Ф. 78. Картон 8. Ед. хр. 6.
10. Горский Александр, прот. Догматическое богословие — лекции и материалы к ним. [1870–1874 гг.] // ОР РГБ. Ф. 78. Картон 8. Ед. хр. 7.
11. Горский Александр, прот. Замечания на богословские сочинения Хомякова. // БВ. 1900. Т. 3. № 11. С. 475–543.
12. Горский, Александр, прот. Письмо Т. И. Филиппову: о богословии мирян / Н. И. Субботин А. В. Горский. Приложения // Русское обозрение. 1896. Т. 37. С. 270–274.
13. Иванцов-Платонов Александр, свящ. Несколько слов о богословских сочинениях А. С. Хомякова // Православное обозрение. М., 1869. № 1.
14. Макарий (Булгаков), митр. Введение в православное богословие. СПб., 1847.
15. Мартынов И. М. О примирении русской Церкви с Римскою. Париж, 1858.
16. Муравьев А. Н. Обличение на книгу: о возможном соединении церкви российской с западной // ПТСО.1859. Ч. 18. С. 17–49.
17. Муравьев А. Н. Ответ на письма князя-писателя относительно латинского учения о папе // ПТСО.1859. Ч. 18. С. 241–268.
18. Пикуль В. Как трава при дороге. Ленинград, 1992 С. 304–315.
19. Римский С. В. Васильев // ПЭ. Т. 7. С. 231–232.
20. Самарин Ю. Ф. Сочинения В 8 т. М., 1880. Т. 5.
21. Самарин Ю. Ф. Письмо А. В. Горскому. 1866, 1875// ОР РГБ Ф. 78. К. 30. Ед. хр. 62.
22. Самарин Ю. Ф. Иезуиты и их отношение к России: Письма к иезуиту Мартынову Ю. Ф. Самарина — 2-е изд. (доп.) — М., 1868.
23. Сергий (Ляпидевский), митр. Об исхождении Святого Духа // ПТСО. 1859. Ч. 18. С. 417–521.
24. Соколов Н. К. О мирской власти епископов римских // ПТСО. 1859. Ч. 18. С. 359–408.
25. Субботин Н. И. Сведение о новом сочинении: ответ мирянина на книгу станет ли Россия католическою // ПТСО. 1859. Ч. 18. С. 269–284.
26. Филарет (Дроздов), свт. Разговоры между испытующим и уверенным о Православии. М., 1841.
27. Филарет (Дроздов), свт. Пространный христианский катехизис Право- славной Кафолической Восточной Церкви. М., 1839.
28. Хомяков А. С. Сочинения: в 2 Т. М., 1994.
29. Хондзинский Павел, прот. Церковь не есть академия. М., 2016.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье осуществлен глубокий и многосторонний анализ феномена совести и «совестного акта» в религиозной философии И. А. Ильина. Произведено сопоставление онтологии совести Ильина с экзистенциальным пониманием «зова совести» М. Хайдеггера, раскрыта взаимосвязь греха, вины, совести и бытия в эсхатологии спасения Ильина, имеющей основание в учении отцов Церкви. Правовой контекст рассмотрения проблемы представляет собой раскрытие сочетания феноменов совести и свободы в духовной жизни общества.
Настоящая статья написана по материалам доклада, представленного на Межрегиональной конференции, посвященной 220-летию со дня рождения А. С. Хомякова (Тула, 18 мая 2024 года). Анализируя текст философской переписки Е. Н. и С. Н. Трубецких, автор обращает внимание на те положения, которые свидетельствуют о глубоком понимании братьями философских трудов А. С. Хомякова, имя которого служило для них знаком определенной религиозно-философской позиции. В статье делается ряд выводов, в том числе относительно проецирования идеи соборности на теорию сознания.
В статье отмечается универсальность личности А. С. Хомякова и разнообразие его трудов; особенный акцент делается на его роли в развитии русского общественного сознания и философской мысли. Анализируя наследие А. С. Хомякова, автор обращается к понятиям героизма и подвижничества, делая вывод, что именно понятие подвига свойственно славянофильству, соединившему в себе веру, знание, волю и любовь. В статье подчеркивается современность и своевременность идей А. С. Хомякова для общества наших дней — как русского, так и западного. Ключевые слова: А. С. Хомяков, славянофильство, подвижничество, героизм, русская религиозная философия.
Концепция творчества В. С. Соловьева представляет собой один из аспектов философии положительного Всеединства, в которой категория Красоты неразрывно связана и составляет единство с категориями Истины и Блага (Добра), объединенными в Божественной Любви. Таким образом, В. С. Соловьев подчеркивает, что Всеединство состоит не только в гармонии и согласованности отдельных частей мира, но и в их едином пути к Абсолюту, к идеалу, к Богу. В этом случае Красота, явленная в мире, представляет собой осуществлённое Всеединство, указывает на него и призывает человека к творчеству, преобразующему и преображающему мир. В. С. Соловьев в своей философии творчества анализирует и антропологический аспект проблемы. Он подчеркивает, что приобщение художника к Красоте, имеющей столь высокий статус, указывающей на грядущее совершенство мира, должно претворить его в особую личность, имеющую пророческие, провидческие черты. При этом философ выявляет и даёт характеристику двум типам творчества: «Богочеловеческому» и «человекобожескому», указывая на личную ответственность художника-творца за то, какие духовные ценности он предлагает в своих произведениях.
Целостность личности была одним из центральных понятий в философии славянофилов. Само понятие «целостность личности» в философии обозначало концепцию, которая отражает идею о том, что личность должна быть цельной, единым целым, гармонично функционирующим организмом. Это означает, что все аспекты личности, такие как мысли, чувства, поведение, должны быть согласованы и интегрированы в единую систему ценностей и убеждений. Целостность личности подразумевает также глубокое понимание себя, своих потребностей и целей, а также умение принимать решения и действовать в соответствии с этими знаниями. Она является основой для развития моральности, этики и духовности.
Изучение философского наследия Ю. Ф. Самарина может помочь понять особенности русской религиозной философии XIX века, ее связь с историческими событиями и социальными изменениями. Также это может быть полезно для понимания современных тенденций в литературе и культуре России.
Формирование феномена самобытности духовной культуры России рассматривается в контексте вхождения и дальнейшего бытования русского общества в Православии. Автор подчеркивает, что самобытность является не только понятием культуры, но и принципом бытия народа. В статье проводится анализ самого понятия «самобытность», выявляются его значения в разные периоды бытования русского языка. Автор обращается также к понятиям сакрального пространства (имея в виду его духовный смысл), этнокультурных форм и своеобразия человека в его религиозно-философском понимании.
В статье исследован духовный опыт узниц ГУЛАГа: сохранение православных традиций, примеры благочестия и проявления милосердия.
Духовное образование синодальной эпохи занимало важнейшее место в жизни Российской империи, представляя собою особую часть отечественной образовательной системы. В средних духовных учебных заведениях готовились не только кандидаты на священство, но и законоучители, миссионеры, педагоги церковно-приходских школ. Из стен семинарий вышли многие выдающиеся деятели науки, культуры и просвещения. Поэтому в целом влияние духовной школы на социально-политическое положение в государстве, духовно-нравственное состояние его населения, формирование научных и культурных традиций было весьма значительным. В свою очередь духовная школа испытывала сильнейшее влияние со стороны государства, которое являлось главным инициатором становления, развития и реформирования системы духовного образования в России. Раскрытию обозначенных тем посвящена настоящая статья.
Автор делает краткий очерк истории мемориализации Тесницкого леса, в котором в годы репрессий 1930-х годов проводились массовые расстрелы. Отмечая роль государственных и общественных организаций в проведении поисков имен репрессированных и создании мемориального комплекса в Тесницком лесу, автор обращает особое внимание на труды в этом направлении структур Тульской епархии. В научный оборот вводятся материалы архива Свято-Сергиевского храма, при котором действует Православное молодежное движение; именно его члены под руководством автора статьи провели ряд работ, посвященных увековечению памяти новомучеников.
В 2024 году исполнилось 225 лет со дня учреждения Тульской епархии.
2024 год знаменателен для Тульской земли: совершается празднование 225-летия со дня учреждения Тульской епархии.
Издательство
- Издательство
- ТУЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
- Регион
- Россия, Тула
- Почтовый адрес
- 300045, Тульская обл, г Тула, Центральный р-н, ул Староникитская, д 75
- Юр. адрес
- 300045, Тульская обл, г Тула, Центральный р-н, ул Староникитская, д 75
- ФИО
- Махно Лев Львович (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://tulds.ru/