Целостность личности была одним из центральных понятий в философии славянофилов. Само понятие «целостность личности» в философии обозначало концепцию, которая отражает идею о том, что личность должна быть цельной, единым целым, гармонично функционирующим организмом. Это означает, что все аспекты личности, такие как мысли, чувства, поведение, должны быть согласованы и интегрированы в единую систему ценностей и убеждений. Целостность личности подразумевает также глубокое понимание себя, своих потребностей и целей, а также умение принимать решения и действовать в соответствии с этими знаниями. Она является основой для развития моральности, этики и духовности.
Изучение философского наследия Ю. Ф. Самарина может помочь понять особенности русской религиозной философии XIX века, ее связь с историческими событиями и социальными изменениями. Также это может быть полезно для понимания современных тенденций в литературе и культуре России.
Идентификаторы и классификаторы
Юрий Федорович Самарин — русский философ, который в своих работах уделял большое внимание проблеме личности. Он получил высшее образование в Московском университете, где изучал философию, психологию и историю.
Список литературы
1. Барабанов Е. В. Русская философия и кризис идентичности // Вопр. философии. 1991. № 8. С. 102–116.
2. Бестужев-Рюмин К. Н. Славянофильское учение и его судьба в русской литературе // Отечественные записки, 1862. Т. CXL, № 2–3; т. CXLII, № 5.
3. Гаврюшин Н. К. Русская философия и религиозное сознание // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 65–68.
4. Закондырин Е. В. Русские мыслители о нравственной личности. Мурманск, 1998. С. 194.
5. Зеньковский В. В. История русской философии. Париж, 1948. https:// studfile.net/preview/7050787/page:12/.
6. Иосифова П. С. Юрий Федорович Самарин в общественной жизни России. Автореф. дис. канд. ист. наук М., 1991.
7. Кавелин К. Д. Наш умственный строй: Ст. по философии рус. истории и культуры. М.: Правда, 1989. С. 189–190.
8. Самарин Ю. Ф. Избранные произведения. М.: Росспен, 1996.
9. Самарин Ю. Ф. Сочинения. Т. 1–10, 12. Т. 1. М, 1877–1911.
10. Самарин Ю. Ф. Сочинения. Т. 1–10, 12. Т. 3. М, 1877–1911.
11. Самарин Ю. Ф. Статьи, письма, воспоминания. М.: Терра 1997.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье осуществлен глубокий и многосторонний анализ феномена совести и «совестного акта» в религиозной философии И. А. Ильина. Произведено сопоставление онтологии совести Ильина с экзистенциальным пониманием «зова совести» М. Хайдеггера, раскрыта взаимосвязь греха, вины, совести и бытия в эсхатологии спасения Ильина, имеющей основание в учении отцов Церкви. Правовой контекст рассмотрения проблемы представляет собой раскрытие сочетания феноменов совести и свободы в духовной жизни общества.
В XIX веке вопрос об объединении Западных и Восточных церквей поднимался разными сторонами, но его решения найдено не было. В то же время произошел ряд резонансных смен вероисповеданий, как священнослужителей, так и мирян. В начале столетия граф де Местр, находившийся на службе в России, активно развивал идею подчинения Восточных Патриархатов Римскому престолу. В 1843 году перешел в католичество и вступил в орден иезуитов князь Иван Сергеевич Гагарин. В 30-х в Англии возникло Оксфордское движение, представители которого после безуспешной попытки сблизиться с Римским престолом искали возможности объединиться с Русской Православной Церковью. Англиканский дьякон Пальмер пытался присоединиться к Русской Православной Церкви, но в результате перешел в католичество. В 1863 году выдающийся католический церковный историк аббат Рене Гетте стал русским православным священником о. Владимиром. После принятия Первым Ватиканским Собором в 1870 году догмата о папской непогрешимости возникло старокатолическое движение, и начались богословские дискуссии по согласованию католического и православного вероучения. Роль Алексея Степановича Хомякова в межконфессиональных дискуссиях хорошо изучена: он полемизировал с русским иезуитом князем Иваном Сергеевичем Гагариным и другими представителями романизма и протестантизма, принимал деятельное участие в судьбе дьякона Пальмера. Его современник — протоиерей Иосиф Васильевич Васильев на протяжении двадцати лет служил в Париже и находился в непосредственном личном общении со многими богословами западных вероисповеданий. В 1858 году отец Иосиф посетил А. С. Хомякова в его имении Богучарово. В предлагаемом материале встреча богослова-мирянина и парижского протоиерея рассматривается в связи с их предыдущей и последующей деятельностью в диалоге с представителями западных вероисповеданий, а также общем контексте межконфессиональных дискуссий середины XIX века.
Настоящая статья написана по материалам доклада, представленного на Межрегиональной конференции, посвященной 220-летию со дня рождения А. С. Хомякова (Тула, 18 мая 2024 года). Анализируя текст философской переписки Е. Н. и С. Н. Трубецких, автор обращает внимание на те положения, которые свидетельствуют о глубоком понимании братьями философских трудов А. С. Хомякова, имя которого служило для них знаком определенной религиозно-философской позиции. В статье делается ряд выводов, в том числе относительно проецирования идеи соборности на теорию сознания.
В статье отмечается универсальность личности А. С. Хомякова и разнообразие его трудов; особенный акцент делается на его роли в развитии русского общественного сознания и философской мысли. Анализируя наследие А. С. Хомякова, автор обращается к понятиям героизма и подвижничества, делая вывод, что именно понятие подвига свойственно славянофильству, соединившему в себе веру, знание, волю и любовь. В статье подчеркивается современность и своевременность идей А. С. Хомякова для общества наших дней — как русского, так и западного. Ключевые слова: А. С. Хомяков, славянофильство, подвижничество, героизм, русская религиозная философия.
Концепция творчества В. С. Соловьева представляет собой один из аспектов философии положительного Всеединства, в которой категория Красоты неразрывно связана и составляет единство с категориями Истины и Блага (Добра), объединенными в Божественной Любви. Таким образом, В. С. Соловьев подчеркивает, что Всеединство состоит не только в гармонии и согласованности отдельных частей мира, но и в их едином пути к Абсолюту, к идеалу, к Богу. В этом случае Красота, явленная в мире, представляет собой осуществлённое Всеединство, указывает на него и призывает человека к творчеству, преобразующему и преображающему мир. В. С. Соловьев в своей философии творчества анализирует и антропологический аспект проблемы. Он подчеркивает, что приобщение художника к Красоте, имеющей столь высокий статус, указывающей на грядущее совершенство мира, должно претворить его в особую личность, имеющую пророческие, провидческие черты. При этом философ выявляет и даёт характеристику двум типам творчества: «Богочеловеческому» и «человекобожескому», указывая на личную ответственность художника-творца за то, какие духовные ценности он предлагает в своих произведениях.
Формирование феномена самобытности духовной культуры России рассматривается в контексте вхождения и дальнейшего бытования русского общества в Православии. Автор подчеркивает, что самобытность является не только понятием культуры, но и принципом бытия народа. В статье проводится анализ самого понятия «самобытность», выявляются его значения в разные периоды бытования русского языка. Автор обращается также к понятиям сакрального пространства (имея в виду его духовный смысл), этнокультурных форм и своеобразия человека в его религиозно-философском понимании.
В статье исследован духовный опыт узниц ГУЛАГа: сохранение православных традиций, примеры благочестия и проявления милосердия.
Духовное образование синодальной эпохи занимало важнейшее место в жизни Российской империи, представляя собою особую часть отечественной образовательной системы. В средних духовных учебных заведениях готовились не только кандидаты на священство, но и законоучители, миссионеры, педагоги церковно-приходских школ. Из стен семинарий вышли многие выдающиеся деятели науки, культуры и просвещения. Поэтому в целом влияние духовной школы на социально-политическое положение в государстве, духовно-нравственное состояние его населения, формирование научных и культурных традиций было весьма значительным. В свою очередь духовная школа испытывала сильнейшее влияние со стороны государства, которое являлось главным инициатором становления, развития и реформирования системы духовного образования в России. Раскрытию обозначенных тем посвящена настоящая статья.
Автор делает краткий очерк истории мемориализации Тесницкого леса, в котором в годы репрессий 1930-х годов проводились массовые расстрелы. Отмечая роль государственных и общественных организаций в проведении поисков имен репрессированных и создании мемориального комплекса в Тесницком лесу, автор обращает особое внимание на труды в этом направлении структур Тульской епархии. В научный оборот вводятся материалы архива Свято-Сергиевского храма, при котором действует Православное молодежное движение; именно его члены под руководством автора статьи провели ряд работ, посвященных увековечению памяти новомучеников.
В 2024 году исполнилось 225 лет со дня учреждения Тульской епархии.
2024 год знаменателен для Тульской земли: совершается празднование 225-летия со дня учреждения Тульской епархии.
Издательство
- Издательство
- ТУЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
- Регион
- Россия, Тула
- Почтовый адрес
- 300045, Тульская обл, г Тула, Центральный р-н, ул Староникитская, д 75
- Юр. адрес
- 300045, Тульская обл, г Тула, Центральный р-н, ул Староникитская, д 75
- ФИО
- Махно Лев Львович (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://tulds.ru/