Трактовка и взаимосвязь понятий «факт», «смысл», «термин» на протяжении XX-XXI вв. постоянно находились в зоне интереса исследователей: социологов, философов, культурологов, лингвистов, юристов, а также писателей и журналистов. При этом данная связь, внешне понятная и логичная, осознавалась как всё более сложная композиция, зависящая и от особенностей человеческого восприятия, и от социального моделирования различного рода сообщений целевым аудиториям. В настоящей статье рассматриваются эволюция и современное состояние данных представлений, связанных, с одной стороны, с интернетизацией и медиатизацией общества; а с другой, - с наличием и даже усилением глобальной социально-политической конъюнктуры на межгосударственном и других уровнях. В фокусе исследования автора находится проблематика терроризма как наиболее острая и показательная. Единое, принятое на международном уровне определение терроризма отсутствует. Ещё в большей степени это касается социальной практики, в процессе которой исполнители и заказчики терактов определяются заинтересованными сторонами по-разному, вплоть до полной противоположности. Таким же образом трактуются и непосредственные факты террора, когда фиксация реального события дополняется или полностью подменяется демонстрацией его смыслового наполнения. В статье рассматриваются предпосылки и современная практика создания и последующего применения фактологических, смысловых и лексико-семантических элементов в композициях публикуемых сообщений. С помощью анализа материалов российских и западных средств массовой информации автор исследует изменение целей названных элементов и их роли в воздействии на целевые аудитории. В ходе изучения выдвигается и подтверждается гипотеза о том, что сообщения об актах террора превращаются в инструмент информационной войны, причём их смысловая часть приобретает доминирующий характер. Развиваются технологии проверки фактов на достоверность и выявления первичных целей авторов сообщений. Однако приоритетным типом контрдействий становится формирование у целевых групп стереотипных установок на неприятие таких событий, высказываний и их контентных обозначений в медиа, которые квалифицируются государством как террористические.
Идентификаторы и классификаторы
Если исходить из синтезированных определений, присутствующих во многих словарях и энциклопедиях, то связка «факт – смысл – термин» представляется логичной и понятной.
Список литературы
1. Толстой Л. Н. О Шекспире и о драме // Л. Н. Толстой. Собр. соч. в 20 т. Т. 15. М.: Худ. лит-ра, 1964. С. 284-348. Tolstoy L. N. About Shakespeare and about drama [O Shekspire i o drame]. In: Tolstoy L. N. Coll. works in 20 vol. Vol. 15. Moscow: Xudozhestvennaya litera tura; 1964. P. 284-348. (In Russ.).
2. Толстой Л. Н. Что такое искусство? // Л. Н. Толстой. Собр. соч. в 20 т. Т. 15. М.: Худ. лит-ра, 1964. С. 44-243. Tolstoy L. N. What is art? [Chto takoe iskusstvo]. In: Tolstoy L. N. Coll. works in 20 vol. Vol. 15. Moscow: Xudozhestvennaya literatura; 1964. P. 44-243. (In Russ.).
3. Выготский Л. С. Лёгкое дыхание // Психология искусства. М.: Искусство, 1986. С. 146-158. Vygotsky L. S. Easy breathing [Legkoe dy’xanie]. In: Psychology of Art. Moscow: Iskusstvo; 1986. P. 146-158. (In Russ.).
4. Дюркгейм Э. О. О разделении общественного труда. Метод социологии // Эмиль Дюркгейм; изд. подгот. А. Б. Гофман; пер. с франц. М.: Наука, 1991. 572 с. ISBN: 5-02-013399-X Durkheim E. O. Definition of social labor. The method of sociology [O razdelenii obshhestvennogo truda. Metod sociologii]. Translated from French. Moscow: Nauka; 1991. 572 p. (In Russ.). ISBN: 5-02-013399-X
5. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности // В. А. Ядов; 3-е изд., испр. Москва: Омега-Л, 2007. 567 с. ; 978-5-365-00446-7. ISBN: 5-365-00446-9 EDN: QOFZOF Yadov V. A. Strategy of sociological research. Description, explanation, understanding of social reality [Strategiya sociologicheskogo issledovaniya. Opisanie, ob’‘yasnenie, ponimanie social’noj real’nosti]. V. A. Yadov. 3rd ed., ispr. Moscow: Omega-L; 2007. 567 p. (In Russ.). ; 978-5-365-00446-7. ISBN: 5-365-00446-9
6. Чумиков А. Н. Факты, смыслы и стереотипы как слагаемые продукта информационной войны // Журналист. Социальные коммуникации. 2022. № 2 (46). С. 19-30. EDN: OIIGKM Chumikov A. N. Facts, meanings and stereotypes as components of the product of the information war. Journalist. Social communications=Zhurnalist. Social’ny’e kommunikacii. 2022;2(46):19-30. (In Russ.).
7. Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература // В. И. Ленин. Полное собрание социнений. 5-е изд. Т. 12. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1968. С. 99-105. Lenin V. I. Party organization and party literature [Partijnaya organizaciya i partijnaya literatura]. In: Coll. works; 5 ed, V. 12. Moscow: Politicheskaya literatura; 1968. Р. 99-105. (In Russ.).
8. Чумиков А. Н. Конфликтные коммуникации в медийном поле // Коммуникология. 2021. Т. 9, № 2. С. 125-142. DOI: 10.21453/2311-3065-2021-9-2-125142 EDN: KTSZVB Chumikov A. N. Conflict communications in modern media. Communicology= Kommunikologiya. 2021;9(2):125-142. (In Russ.). DOI: 10.21453/2311-30652021-9-2-125-142
9. Луман Н. Медиа коммуникации // Пер. с нем. А. Глухова, О. Никифорова; под науч. ред. А. Антоновского. М.: Логос, 2005. 280 с. ISBN 5-8163-0061-Х. Luhman N. Media communications [Media kommunikacii]. Translated from German. A. Glukhov, O. Nikiforov. Moscow: Logos; 2005. 280 p. (In Russ.). ISBN 5-8163-0061-Х.
10. Luhmann N. Society as a social system [Obshhestvo kak social’naya sistema]. Translated from German. A. Antonovsky. Moscow: Logos; 2004. 232 p. (In Russ.). ISBN 5-8163-0061-х.
11. Адамьянц Т. З. Социальные смыслы как предмет социологического анализа // Социологические исследования. 2021. № 9. C. 16-25. DOI: 10.31857/S013216250015252-0 EDN: NKIIOT Adamyants T. Z. Social meanings as a subject of sociological analysis. Sociological studies=Sociologicheskie issledovaniya. 2021;(9):16-25. (In Russ.). DOI: 10.31857/S013216250015252-0
12. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии. М.: Наука; АН СССР; Ин-т соц. исслед., 1984. 227 с. Dridze T. M. Textual activity in the structure of social communication. Problems of semiosociopsychology [Tekstovaya deyatel’nost’ v strukture social’noj kommunikacii. Problemy’ semiosociopsixologii]. Moscow: Nauka; 1984. 227 p. (In Russ.).
13. Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчуковой. М.: Ин-т Фонда “Общественное мнение”, 2004. 384 с. ISBN: 5-93947-016-5 EDN: OXCHMG Lippman U. Public opinion. Translated from English [Obshhestvennoe mnenie. Per. s angl. T. V. Barchukovoj]. Moscow: In-t Fonda “Obshhestvennoe mnenie”; 2004. 384 p. (In Russ). ISBN: 5-93947-016-5
14. Информационно-аналитический отчёт о результатах социологического исследования “Мониторинг общественного мнения о мерах по профилактике распространения девиантных идеологий экстремистского толка и по противодействию распространению терроризма”. М.: НИИ социологии, 2017. 49 с. URL: https://www.mos.ru/upload/documents/files/3128/Extr17.pdf?ysclid=lmusooijhx408699982 (дата обращения: 01.12.2023). Informational and analytical report on the results of the sociological study “Monitoring public opinion on measures to prevent the spread of deviant ideologies of extremist persuasion and to counter the spread of terrorism” [Informacionno-analiticheskij otchet o rezul’tatax sociologicheskogo issledovaniya “Monitoring obshhestvennogo mneniya o merax po profilaktike rasprostrane-niya deviantny’x ideologij e’kstremistskogo tolka i po protivodejstviyu rasprostraneniyu terrorizma”]. Moscow: NII sociologii; 2017. 49 p. (In Russ.) Available at: https://www.mos.ru/upload/documents/files/3128/Extr17.pdf?ysclid=lmusooijhx408699982 (accessed: 01.12.2023). 15. Morelli A. Principes élémentaires de propagande de guerre: Utilisables en cas de guerre froide, chaude ou tiéde… Brussel: Aden Belgique, 2010. 222 p. 9782-930402994. ISBN: 978-2-930402-99-4
16. Chiluwa I. E., Samoilenko S. A. Handbook of research on deception, fake news, and misinformation online. Hershey, PA: IGI Global, 2019. 651 p. DOI: 10.4018/978-1-5225-8535-0 ISBN: 978-1-5225-8535-0
17. Павлова Е. К. Языковые проблемы глобальной политической коммуникации и перспективы их решения посредством гармонизации национальных тезаурусов. М.: Прометей, 2007. 218 с. ISBN: 978-5-7042-2054-1 EDN: QOGONB Pavlova E. K. Linguistic problems of global political communication and prospects for their solution through the harmonization of national thesauri [Yazy’kovy’e problemy’ global’noj politicheskoj kommunikacii i perspektivy’ ix resheniya posredstvom garmonizacii nacional’ny’x tezaurusov]. Moscow: Prometej; 2007. 218 p. (In Russ.). ISBN: 978-5-7042-2054-1
18. Перфильева Н. В., Никишина Д. Н. Политические эвфемизмы лексико-семантической группы “терроризм” в СМИ // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2013. № 2. С. 95-103. EDN: PZDLTB Perfilieva N. V., Nikishina D. N. Political euphemisms of lexico-semantic group “terrorism” in mass media. Bulletin of the RUDN. Series: Theory of language. Semiotics. Semantics=Vestnik RUDN. Seriya: Teoriya yazy’ka. Semiotika. Semantika. 2013;(2):95-103. (In Russ.). EDN: PZDLTB
19. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления // Пер. с нем., вступ. ст., коммент. и указ. В. В. Бибихина. М.: Республика, 1993. 447 с. 5-25001496-8. ISBN: 5-250-01496-8 Heidegger M. Time and being: articles and speeches [Vremya i by’tie: stat’i i vy’stupleniya]. Moscow: Respublika; 1993. 447 p. (In Russ.). ISBN: 5-250-01496-8
20. Кушнир А. М., Кафтан В. В. Особенности управления информационными войнами: очевидность и повседневность / А. М. Кушнир, В. В. Кафтан // Вопросы теории и практики журналистики. 2023. Т. 12, № 3. С. 525-543. DOI: 10.17150/2308-6203.2023.12(3).525-543 EDN: JCFSWO Kushnir A. M., Kaftan V. V. Features of information warfare management: The Obvious and the routine. Theoretical and practical issues of journalism=Voprosy’ teorii i praktiki zhurnalistiki. 2023;12(3):525-543. (In Russ.). DOI: 10.17150/2308-6203.2023.12(3).525-543
21. Rohde J. The last stand of the psychocultural Cold warriors: Military contract research in Vietnam // Journal of the History of the Behavioral Sciences. 2011. Vol. 47, № 3. P. 232-250. DOI: 10.1002/jhbs.20509
22. Гиренок Ф. И. Клиповое сознание / Ф. И. Гиренок. Москва: Издательство Проспект, 2016. 256 с. ISBN: 978-5-392-19235-9 EDN: ONRDIP Girenok F. I. Clip consciousness [Klipovoe soznanie]. Moscow: Prospect; 2016. 256 p. (In Russ.). ISBN: 978-5-392-19235-9
23. Ross A. S., Rivers D. J. Digital Cultures of Political Participation: Internet Memes and the Discursive Delegitimization of the 2016 U.S Presidential Candidates // Discourse, Context and Media. 2017. Vol. 16. P. 1-11. DOI: 10.1016/j.dcm.2017.01.001
24. Серебренникова А. В., Лебедев М. В. Проблемы определения терроризма в международном праве // American Scientific Journal. 2019. № 27-1 (27). С. 38-41. EDN: GTTPAK Serebrennikova A. V., Lebedev M. V. Problems of terrorism definition in international. American scientific journal. 2019;27-1(27):38-41. (In Russ.). EDN: GTTPAK
25. Волеводз А. Г. О значении выработки общепризнанного понятия “терроризм” и “международный терроризм” // Право международной безопасности: современное видение и сопутствующие проблемы межгосударственного сотрудничества. Сб. научных трудов / Отв. ред. Г. В. Игнатенко. Екатеринбург: Уральская юрид. академия, 2011. Вып. 3 (7). С. 42-62. ISBN: 978-5-7845-0323-7 EDN: TELEGZ Volevodz A. G. On the significance of developing the universally recognized concepts of “terrorism” and “international terrorism”. In: The Law of international security... [collection of scientific papers]. Yekaterinburg: Ural’skaya yurid. akademiya; 2011; issue 3(7). P. 42-62. (In Russ.). ISBN: 978-5-7845-0323-7 EDN: TELEGZ
26. Altheide D. Terrorism and the Politics of Fear. Lanham: AltaMira Press, 2006. 247 p. 978-0759109186. ISBN: 978-0-7591-0918-6
27. Bhatia A. The Discourses of Terrorism // Journal of Pragmatics. 2009. Vol. 41, № 2. Pp. 279-289. DOI: 10.1016/j.pragma.2008.05.016
28. Spencer A. The Social construction of terrorism: media, metaphors and policy implications // Journal of International Relations and Development. 2012. Vol. 15, № 3. Pp. 393-419. DOI: 10.1057/jird.2012.4 EDN: SHHYBY
29. Павлова Е. К. Концепт “терроризм” в глобальном политическом дискурсе: история и современность // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7, № 5А. С. 81- 88. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-culture2017-5/10-pavlova.pdf (дата обращения: 01.12.2023). EDN: YRSITJ Pavlova E. K. The concept “terrorism” in global political discourse: history and modernity. Culture and civilization=Kul’tura i civilizaciya. 2017;7(5А):81-88. (In Russ.). Available at: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-culture2017-5/10-pavlova.pdf (accessed: 01.12.2023).
30. Гиличинская Ю. И. Fox News, CNN и Al Jazeera: языковые особенности материалов о терроризме // Медиалингвистика. 2018. Т. 5, № 1. С. 73-83. DOI: 10.21638/11701/spbu22.2018.106 EDN: PJHCDN Gilichinskaya Yu. I. Fox News, CNN, and Al Jazeera: Language of terrorism coverage. Media linguistics=Medialingvistika. 2018;5(1):73-83. (In Russ.). DOI: 10.21638/11701/spbu22.2018.106
31. Российский Кавказ: проблемы, поиски, решения / З. М. Абдулагаров, Р. Г. Абдулатипов, М. А. Агларов [и др.]. Москва: Аспект Пресс, 2015. 600 с. ISBN: 978-5-7567-0783-0 EDN: YZGJET
Abdulagarov Z. M., Abdulatipov R. G. [et al.]. The Russian Caucasus: problems, searches, solutions: Scientific publication. Moscow: Aspekt Press; 2015. 600 р. (In Russ.). ISBN: 978-5-7567-0783-0
32. Салов В. П. Международное сотрудничество в области противодействия террористической идеологии, в том числе в сети “Интернет” // Вестник НАК. 2022. № 2 (29). С. 84-86. URL: http://nac.gov.ru/sites/default/files/vestnik.web_.pdf (дата обращения: 01.12.2023). Salov V. P. International cooperation in the field of countering terrorist ideology, including on the Internet. Bulletin of NAC=Vestnik NAK. 2022;2(29):84-86. (In Russ.). Available at: http://nac.gov.ru/sites/default/files/vestnik.web_.pdf (accessed: 01.12.2023).
33. Регулярные социологические исследования общественного мнения по вопросам противодействия идеологии терроризма за 2012-2013 гг. М.: РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2013. 92 с. URL: https://екатеринбург.рф/file/8d0111338abcd88fe5eb18f0bc8e80ea?ysclid=lmuss6kk98695819419 (дата обращения: 01.12.2023). Regular sociological research of public opinion on countering the ideology of terrorism for 2012-2013 [Regulyarny’e sociologicheskie issledovaniya obshhestvennogo mneniya po voprosam protivodejstviya ideologii terrorizma za 2012-2013]. Moscow: RGU nefti i gaza im. I. M. Gubkina; 2013. 92 p. (In Russ.). Available at: https://екатеринбург.рф/file/8d0111338abcd88fe5eb18f0bc8e80ea?ysclid=lmuss6kk98695819419 (accessed: 01.12.2023).
34. Чумиков А. Н. Информационный эталон как технология противодействия терроризму // Геополитическая картина мира: угрозы и вызовы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (Москва, 09-11 декабря 2020 г.) Москва: Московский государственный лингвистический университет, 2022. С. 307-314. EDN: HDYPTY Chumikov A. N. Information standard as a technology for countering terrorism [Informacionny’j e’talon kak texnologiya protivodejstviya terrorizmu]. In: The geopolitical picture of the world: threats and challenges [collection of materials of the International scientific and practical conference]. (Moscow, 09-11 декабря 2020 г.) Moscow: MGLU; 2022. P. 307-314. (In Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В последние десять лет, без преувеличения, самым распространённым и актуальным является дискурс о городе, его формах, планировании и управлении в условиях неопределённости. Перспективы развития города, городского сообщества зависят не столько от влияния внешних факторов, сколько от артикуляции и репрезентации содержания социального запроса со стороны общества, населения конкретных городов. У горожан сформировано видение настоящего и будущего своего города, а его восприятие у жителей складывается на основе представлений о современном городе и воспроизведено как дискурс в суждениях, мнениях, оценках населения. Городской дискурс есть позиционирование, репрезентация городской идентичности горожан и отражение восприятия идентичности города. Присутствие этого дискурса находим в нарративах горожан о городе. В основе исследования - нарративы личного опыта: рассуждение информантов о том, как они оценивают и воспринимают свой город. Тактика исследования - нарративный анализ, дополненный сентимент анализом (позитивная или негативная подача материала), метод - контент-анализ. Цель работы: исследование восприятия идентичности города горожанами. Новизна работы определена дизайном исследования, сочетающим качественный и количественный подходы, метод триангуляции по Н. Дензину [1, с. 24], а также выбором субъективного параметра (восприятие горожанами своего города) в качестве ориентира для управленческих действий при формировании идентичности города для достижения связности «город - горожанин». Дополнительным вкладом данной работы является выстраивание парной логики связности «город - горожанин» через соотношение показателей городской идентичности горожан и идентичности города на основе эмпирических данных по шести городам Тюменской области. Исследование показало, что горожане с высоким уровнем городской идентичности воспринимают город через личностное участие в его жизни, через проявление субъектности.
В статье рассмотрена проблема востребованности института медиации в России. Приведены статистические данные по стране за 2020 год и проанализированы данные по Ростовской области за тот же период. Сделан сравнительный анализ с данными за аналогичный период по Свердловской области. Информационную и эмпирическую базу исследования составляют материалы: сайта Судебного Департамента при Верховном Суде РФ; Ассоциации медиаторов Ростовской области «Примирение»; «Комнаты примирения» в Арбитражном суде Свердловской области. Использованы методы контент-анализа, статистического анализа, глубинного интервью, массового опроса, проведённого среди занятого населения Ростовской области в возрасте от 21 до 30 лет. В ходе исследования выявлены: слабая осведомлённость респондентов о возможностях использования процедуры медиации, о её структуре и особенностях; низкий уровень современной медиативной практики в стране. Показано, что в России на сегодняшний день суды завалены исками, в то время как медиация вполне могла бы конструктивно решать многие социальные проблемы. Обоснована необходимость создания благоприятных условий для развития медиативной деятельности и её популяризации. Выявлены основные причины, препятствующие институту медиации стать востребованной деятельностью среди населения: низкая культура решения конфликтов, приводящая в ряде случаев к уклонению спорящих от поиска подходящего способа его разрешения; фактор недостаточно высокого доверия к возможности решения спора с привлечением третьей стороны. Сделан вывод, что недостаток доверия в первую очередь связан с недостаточной информированностью населения о существе процедуры медиации, о правовом статусе медиативного соглашения, имеющего в случае нотариального удостоверения силу исполнительного документа. Более широкое использование всех видов СМИ, увеличение онлайн-платформ с расположением вебинаров по медиации, проводимых опытными в этой сфере специалистами, помогут распространению практики медиации и будут способствовать её скорейшей институционализации.
Цифровизация является в настоящее время объективной реальностью, которая, можно сказать, ежедневно изменяет жизнь как конкретного индивида, так и всего социума. Вместе с тем проводимые по вопросам цифровизации международные форумы, исследования, опубликованные монографии в гораздо большей степени посвящаются вопросам цифровизации в сфере безопасности, технологий, в экономике и образовании и гораздо в меньшей - в сфере культуры. Во многом это определяется тем, что большинство социума рассматривает культуру как отрасль, имеющую второстепенное значение для развития, а не как одну из основных и равноправных сфер жизнедеятельности общества. Автором на основе подхода к управлению сферой культуры как к процессу массовой коммуникации разработан теоретико-методологический конструкт - модель управления сферой культуры в условиях цифровизации. Анализ динамики процесса цифровизации сферы культуры в России, практического опыта автора, показал, что основными факторами, влияющими на скорость и качество цифрового развития, сегодня являются цифровые разрывы, определяющие как технологические аспекты, так и аспекты, требующие оценки и развития компетенций акторов социального управления. Автором введено в исследовательскую практику понятие «цифровой фрустрации» как результата цифрового разрыва второго уровня, которая наряду с физическими, психологическими, биологическими и социальными фрустраторами может привести общество к состоянию социальной аномии.
В статье рассматриваются возможности применения методов Text Mining в практике анализа открытых вопросов анкеты. В работе представлен пример исследования униграмм и биграмм, а также поиска латентных топиков с помощью тематического моделирования. Эмпирическими материалами послужили данные проведённого в 2022 году анкетного опроса, в котором приняло участие 929 студентов одного московского экономического вуза. В открытом вопросе анкеты предлагалось определить миссию университета, что дало возможность представить в плоскости субъективной интерпретации предназначение высшей школы в современных условиях. Частотный анализ униграмм, дополненный качественным исследованием высказываний респондентов, позволил составить словарь студенческого дискурса о миссии вуза. Артикулирование биграмм осуществлялось на основе нескольких статистических метрик, с опорой на которые были проранжированы словосочетания и выделен ключевой набор концептов. Выявлено, что в восприятии студентов первоочередные задачи вуза прежде всего направлены на трансляцию профессиональных знаний и навыков, в широком смысле - подготовку квалифицированных специалистов. Социальные функции университета, ориентированные на удовлетворение потребностей общества и государства, в концептуальных интерпретациях опрошенных студентов выражены слабее. На следующем этапе исследования была выдвинута задача анализа латентных топиков с помощью тематического моделирования. Особенностью тематического моделирования является то, что объединённые в один топик слова отражают идентифицированное программой распределение слов, но не в буквальном смысле понятную для человека тему. Учитывая специфику применяемого метода, авторы продемонстрировали результаты поискового анализа в практике обработки открытого вопроса. Как оказалось, ключевые слова, сосредоточенные в ядре основных тем, в основном связаны с обеспечением потребностей самих обучающихся, оставляя на периферии вербализируемых определений понимание значимости вуза как платформы для инноваций, научных разработок, предпринимательских и иных инициатив во благо общества и страны. Результаты представленного исследования могут быть полезны для переосмысления исследовательского инструментария социологов в условиях активного развития цифровых технологий, что требует апробации новых методов, понимания их реальных возможностей и ограничений в решении задач социологического исследования.
В статье актуализируются проблемы типологического анализа молодёжи по характеру здоровьесберегающего поведения, среди них особо выделяются вопросы формирования типообразующих признаков. Это те теоретические конструкты, характеристики, на основе которых происходит отнесение респондента к той или иной типологической группе - носителю определённого социального типа. На роль типообразующих признаков претендуют различные показатели здоровьесберегающего поведения. Их выбор зависит от множества факторов: от специфики изучаемой совокупности, от основания типологии, от цели, ради достижения которой проводится типологический анализ, от накопленного опыта исследовательских практик использования показателей и др. В статье представлены результаты поискового исследования, посвящённого изучению представлений молодёжи о здоровьесберегающем поведении. Исходная методологическая предпосылка заключалась в том, что эвристический потенциал показателей здоровьесберегающего поведения как типообразующих признаков в разных группах молодёжи различен. Правдоподобность этой предпосылки была подтверждена в процессе анализа текстовых данных, полученных методом неоконченных предложений. С опорой на построение пирамид обобщений (по данным опроса трёх возрастных групп молодёжи) были выявлены структурные элементы образа «здоровьесберегающее поведение» (элементарные обоснования, элементы, компоненты), определены доминирующие компоненты. В результате выдвинуты предположения об адекватности тех или иных методических решений при формировании типообразующих признаков.
Исследования жизненного пути нацелены на решение фундаментальных вопросов социальных наук о природе социальных изменений - определение их направления, причин и перспектив, взаимосвязи микро - и макроуровней социальной реальности. Развиваясь в рамках разных социальных наук и научных традиций, исследования жизненного пути отличаются по предметному полю и методологическим подходам и мало связаны между собой. В статье выделены основные направления в изучении жизненного пути: психологическое в рамках теорий развития личности; лонгитюдное социологическое для исследования жизненных путей отдельных когорт и сравнительного изучения поколений, социальных групп, стран и регионов; отраслевое - исследования траекторий в отдельных сферах жизни; жизненно-событийное демографическое, ценностное и биографическое. Всё многообразие методологических подходов к изучению жизненного пути предлагается объединить в две большие категории - синхронные и ретроспективные, отличающиеся временной дистанцией между событием и сообщением о событии. Особенности синхронного подхода состоят в относительно высокой надёжности измерений, но низкой гибкости в выборе показателей, длительности проведения исследования и большими финансовыми затратами. При ретроспективном подходе организационные возможности проводить изучение в любое время, а также гибкость в выборе показателей высокие, но на надёжность измерений влияют «ошибки» памяти и контекст. Ни один из этих подходов не отвечает в полной мере потребностям изучения такого сложного процесса, как жизненный путь. Решения, которые находятся в процессе разработки и тестирования, связаны с применением мультимодального подхода. В проекте «Жизненный путь, ценности, ожидания поколения, взрослевшего в 1990-е» проанализированы особенности применения метода автобиографий для больших выборок населения. Метод показал высокую чувствительность к форме (рукописной, печатной или устной), неравномерность в полноте данных и принципах отбора событий. Использование дополнительного метода - глубинных интервью - позволило увеличить полноту и сравнимость данных. Однако даже двухмодальная методическая процедура не обеспечивает эффективного решения задачи. К выделенным недостаткам относятся высокая трудоёмкость анализа, необходимость индивидуального подхода к каждой автобиографии, низкий уровень кооперации со стороны респондентов, наличие этических проблем. Дальнейшие перспективы изучения жизненного пути связаны с конвергенцией подходов и достижений разных направлений таких исследований, с развитием междисциплинарных проектов, а также с применением мультимодальной интегрированной методологии, объединяющей разные методы в единый исследовательский цикл.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru