Цифровизация является в настоящее время объективной реальностью, которая, можно сказать, ежедневно изменяет жизнь как конкретного индивида, так и всего социума. Вместе с тем проводимые по вопросам цифровизации международные форумы, исследования, опубликованные монографии в гораздо большей степени посвящаются вопросам цифровизации в сфере безопасности, технологий, в экономике и образовании и гораздо в меньшей - в сфере культуры. Во многом это определяется тем, что большинство социума рассматривает культуру как отрасль, имеющую второстепенное значение для развития, а не как одну из основных и равноправных сфер жизнедеятельности общества. Автором на основе подхода к управлению сферой культуры как к процессу массовой коммуникации разработан теоретико-методологический конструкт - модель управления сферой культуры в условиях цифровизации. Анализ динамики процесса цифровизации сферы культуры в России, практического опыта автора, показал, что основными факторами, влияющими на скорость и качество цифрового развития, сегодня являются цифровые разрывы, определяющие как технологические аспекты, так и аспекты, требующие оценки и развития компетенций акторов социального управления. Автором введено в исследовательскую практику понятие «цифровой фрустрации» как результата цифрового разрыва второго уровня, которая наряду с физическими, психологическими, биологическими и социальными фрустраторами может привести общество к состоянию социальной аномии.
Идентификаторы и классификаторы
С каждым годом цифровизация всё больше входит в сложившийся уклад жизнедеятельности человека, охватывая всё новые и новые её сферы, изменяя не только их форму, но и содержание.
Список литературы
1. Культура в информационно-инновационном обществе: монография / З. И. Файнбург, Н. С. Смольников, Ю. Р. Вишневский [и др.]; отв. ред. В. Н. Стегний. Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2017. 497 с. ISBN: 978-5-398-01842-4 EDN: USTSGN Stegnij V. N. ed. Culture in the information and innovation society [Kul’tura v informacionno-innovacionnom obshhestve]. Perm: Izd-vo PNIPU; 2017. 495 р. (In Russ.). ISBN: 978-5-398-01842-4
2. Шульц В. Л., Гребенюк А. А., Ашманов И. С. Теоретико-методологические проблемы цифровой социологии // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2022. Т. 28, № 1. С. 126-144. DOI: 10.24290/10293736-2022-28-1-126-144 EDN: SWVTCX Shul’cz V. L., Grebenyuk A. A., Ashmanov I. S. Theoretical and methodological issues of digital sociology [Teoretiko-metodologicheskie problemy’ cifrovoj sociologii]. Bulletin of Moscow University. Series 18. Sociology and Political Science=Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sociologiya i politologiya. 2022;28(1):126-144. (In Russ.).
3. Введение в “Цифровую” экономику / А. В. Кешелава, В. Г. Буданов, В. Ю. Румянцев [и др.]; под общ. ред. А. В. Кешелава; гл. “цифр”. конс. И. А. Зименко. Москва: ВНИИГеосистем, 2017. 44 с. ISBN: 978-5-8481-0224-6 EDN: GSVTEG Keshelava A. V. ed. Introduction to the ‘Digital’ economy [Vvedenie v “Cifrovuyu” e’konomiku]. Moscow: VNIIGeosistem; 2017. 44 р. (In Russ.). 9785-8481-0224-6. ISBN: 978-5-8481-0224-6
4. Шваб К. Четвертая промышленная революция: перевод с английского / Клаус Шваб. Москва: Издательство “Э”, 2018. 208 с. ISBN: 978-5-699-90556-0 Shvab K. The fourth industrial revolution: translated from English [Chetvertaya promy’shlennaya revolyuciya: perevod s anglijskogo]. Moscow: Izdatel’stvo “E’”; 2018. 208 р. (In Russ.). ISBN: 978-5-699-90556-0
5. Цифровая реальность: вызовы и перспективы / Под ред.: Л. Н. Духаниной, Н. А. Махутова, В. Г. Мартынова [и др.]. М.: Международный гуманитарный общественный фонд “Знание”, 2018. 336 с. (Серия “Цифровая экономика”, выпуск № 1). ISBN: 978-5-87633-178-6 EDN: YWGUNF Duxanina L. N. [et al.] eds. Digital reality: Challenges and perspectives [Cifrovaya real’nost’: vy’zovy’ i perspektivy. Seriya “Cifrovaya e’konomika”, vy’pusk № 1]. Moscow: Mezhdunarodny’j gumanitarny’j obshhestvenny’j fond “Znanie”; 2018. 336 р. (In Russ.). ISBN: 978-5-87633-178-6
6. Бороноев А. О., Поздеева Е. Г., Фетисов В. Я. Четвертая промышленная революция: реалии и современные вызовы / Е. Г. Поздеева, В. Я. Фетисов, А. О. Бороноев // Социологические исследования. 2018. № 10 (414). С. 157- 159. DOI: 10.31857/S013216250002168-7 EDN: YOUXXN Boronoev A. O., Pozdeeva E. G., Fetisov V. Ya. The fourth industrial revolution: realities and contemporary challenges. Sociological studies=Sociologicheskie issledovaniya. 2018;10(414):157-159. (In Russ.). DOI: 10.31857/S013216250002168-7
7. Лопатина Н. В. Управление цифровизацией культуры: опыт, ошибки, перспективы // Цифровизация культуры и культура цифровизации: современные проблемы информационных технологий: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 08 октября 2020 года) / Отв. ред. С. Ю. Житенёв; Институт Наследия. Москва: Институт Наследия, 2020. С. 170-178. EDN: QYKUGH Lopatina N. V. Digitalization of culture management: experience, mistakes, perspectives. In: Upravlenie cifrovizaciej kul’tury’: opy’t, oshibki, perspektivy. Materialy’ Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii “Cifrovizaciya kul’tury’ i kul’tura cifrovizacii: sovremenny’e problemy’ informacionny’x texnologij”. S. Yu. Zhitenev ed. Moscow: Institut Naslediya; 2020. Р. 170-178. (In Russ.).
8. Сагитов С. Т. Управление сферой культуры: социологический анализ. М.: Наука, 2022. 223 с. ISBN: 978-5-02-040952-1 Sagitov S. T. Management the cultural sphere: a sociological analysis [Upravlenie sferoj kul’tury’: sociologicheskij analiz]. Moscow: Nauka; 2022. 223 р. (In Russ.). ISBN: 978-5-02-040952-1
9. Балакшин А. С. Сущность и содержание понятия “культурная политика” // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2004. № 1 (3). С. 374-379. EDN: HQTFVB Balakshin A. S. The essence and content of the concept “cultural policy” [Sushhnost’ i soderzhanie ponyatiya “kul’turnaya politika”]. Bulletin of the Nizhny Novgorod university named after N. I. Lobachevsky. Series: Social sciences=Vestnik Nizhegorodskogo universiteta imeni N. I. Lobachevskogo. Seriya: Social’ny’e nauki. 2004;1(3):374-379. (In Russ.).
10. Haigh T. The history of information technology // Annual Review of Information Science and Technology. 2011. Vol. 45. Р. 431-487. DOI: 10.1002/aris.2011.1440450116
11. Кузнецова Т. Ф. Цифровая культура // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 4. С. 233-237. DOI: 10.17805/zpu.2018.4.23 EDN: ZFDYXB Kuzneczova T. F. Digital culture. Znanie. Ponimanie. Umenie=Knowledge. Understanding. Skill. 2018;(4):233-237. (In Russ.). DOI: 10.17805/zpu.2018.4.23 EDN: ZFDYXB
12. Галкин Д. В. Digital Culture: методологические вопросы исследования культурной динамики // Международный журнал исследований культуры. 2012. № 3 (8). С. 11-16. EDN: PCOQIJ Galkin D. V. Digital Culture: methodological issues in researching cultural dynamics. Mezhdunarodny’j zhurnal issledovanij kul’tury=International journal of cultural research. 2012;3(8):11-16. (In Russ.).
13. Житенев С. Ю. Новые информационные технологии и современная культура коммуникаций: состояние, определения и вопросы развития // Цифровизация культуры и культура цифровизации: современные проблемы информационных технологий: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 08 октября 2020 года) / Отв. ред. С. Ю. Житенёв; Институт Наследия. Москва: Институт Наследия, 2020. С. 12-19. Zhitenev S. Yu. New information technologies and modern communication culture: current state, definitions, and development issues [Novy’e informacionny’e texnologii i sovremennaya kul’tura kommunikacij: sostoyanie, opredeleniya i voprosy’ razvitiya]. In: Cifrovizaciya kul’tury’ i kul’tura cifrovizacii: sovremenny’e problemy’ informacionny’x texnologij: materialy’ Vseros. nauch. konf. (08 oktyabrya 2020 g.). Ed. S. Yu. Zhitenyova. Moscow: Institut Naslediya; 2020. Р. 12-20. (In Russ.).
14. Указ Президента Российской Федерации. О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301250004 (дата обращения: 27.01.2023). Decree of the President of the Russian Federation on Amendments to the Fundamentals of State Cultural Policy, approved by the Decree of the President of the Russian Federation dated December 24, 2014, No. 808 [Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii. O vnesenii izmenenij v Osnovy’ gosudarstvennoj kul’turnoj politiki, utverzhdenny’e Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 24 dekabrya 2014 g. № 808]. Oficial’ny’j internet-portal pravovoj informacii. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301250004 (accessed: a. 27.01.2023). (In Russ.).
15. Указ Президента Российской Федерации. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года от 07.05.2018. № 204 // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102468157 (дата обращения: 21.12.2022). Decree of the President of the Russian Federation On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024 [Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii. O naysiohal’nykh tsel’yakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossijskoj Federacii do 2024 goda]. Oficial’ny’j internet-portal pravovoj informacii. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102468157 (accessed: 21.12.2022). (In Russ.).
16. Распоряжение от 29 февраля 2016 г. № 326-р [Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г.] // Кодекс: [сайт]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420340006 (дата обращения: 15.05.2022). Order No. 326-r dated February 29, 2016 Rasporyazhenie ot 29 fevralya 2016 goda № 326-r [Ob utverzhdenii Strategii gosudarstvennoj kul’turnoj politiki na period do 2030 goda]. Kodeks. Available at: https://docs.cntd.ru/document/420340006 (accessed: 15.05.2022). (In Russ.).
17. Федеральный проект “Цифровая культура” // Министерство культуры Российской Федерации: [сайт]. URL: https://culture.gov.ru/about/nationalproject/digital-culture/ (дата обращения: 20.07.2022). Federal project “Digital Culture” [Federal’ny’j proekt “Cifrovaya kul’tura”. Ministerstvo kul’tury’ Rossijskoj Federacii. Available at: https://culture.gov.ru/about/national-project/digital-culture/ (accessed: 20.07.2022). (In Russ.).
18. Татьяна Голикова провела заседание проектного комитета по национальному проекту “Культура” // Правительство России: [сайт]. 6 апреля 2021 г. URL: http://government.ru/news/41906/ (дата обращения: 20.07.2022). Tat’yana Golikova provela zasedanie proektnogo komiteta po nacional’nomu proektu “Kul’tura”. Pravitel’stvo Rossii. Available at: http://government.ru/news/41906/ (accessed: 20.07.2022). (In Russ.).
19. Рейтинг стран мира по Индексу сетевой готовности // Гуманитарный портал: [сайт]. URL: https://gtmarket.ru/ratings/networked-readiness-index (дата обращения: 15.05.2021). Rejting stran mira po Indeksu setevoj gotovnosti [World country ranking by Network Readiness Index]. Gumanitarny’j portal. Available at: https://gtmarket.ru/ratings/networked-readiness-index (accessed: 15.05.2021).
20. Управление качеством педагогического образования на основе диагностики профессиональных дефицитов учителя: теоретико-методический аспект / Н. В. Алтыникова, А. В. Дорофеев, А. А. Музаев, С. Т. Сагитов // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 1. С. 65-81. DOI: 10.17759/pse.2022270106 EDN: YXUFMX Quality management of pedagogical education based on the diagnosis of teacher professional deficits: theoretical and methodological aspect. Psixologicheskaya nauka i obrazovanie=Psychological science and education. 2022;(1):65-81. (In Russ.). DOI: 10.17759/pse.2022270106
21. Castells M. The Impact of the Internet on Society: A Global Perspective // MIT Technology Review: [сайт]. September 8, 2014. URL: https://www.technologyreview.com/s/530566/the-impact-of-the-internet-on-society-a-global-perspective/ (дата обращения: 15.05.2021). Castells M. The Impact of the Internet on Society: A Global perspective. MIT technology review: September 8, 2014. Available at: https://www.technologyreview.com/s/530566/the-impact-of-the-internet-on-society-a-global-perspective/ (accessed: 15.05.2021).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В последние десять лет, без преувеличения, самым распространённым и актуальным является дискурс о городе, его формах, планировании и управлении в условиях неопределённости. Перспективы развития города, городского сообщества зависят не столько от влияния внешних факторов, сколько от артикуляции и репрезентации содержания социального запроса со стороны общества, населения конкретных городов. У горожан сформировано видение настоящего и будущего своего города, а его восприятие у жителей складывается на основе представлений о современном городе и воспроизведено как дискурс в суждениях, мнениях, оценках населения. Городской дискурс есть позиционирование, репрезентация городской идентичности горожан и отражение восприятия идентичности города. Присутствие этого дискурса находим в нарративах горожан о городе. В основе исследования - нарративы личного опыта: рассуждение информантов о том, как они оценивают и воспринимают свой город. Тактика исследования - нарративный анализ, дополненный сентимент анализом (позитивная или негативная подача материала), метод - контент-анализ. Цель работы: исследование восприятия идентичности города горожанами. Новизна работы определена дизайном исследования, сочетающим качественный и количественный подходы, метод триангуляции по Н. Дензину [1, с. 24], а также выбором субъективного параметра (восприятие горожанами своего города) в качестве ориентира для управленческих действий при формировании идентичности города для достижения связности «город - горожанин». Дополнительным вкладом данной работы является выстраивание парной логики связности «город - горожанин» через соотношение показателей городской идентичности горожан и идентичности города на основе эмпирических данных по шести городам Тюменской области. Исследование показало, что горожане с высоким уровнем городской идентичности воспринимают город через личностное участие в его жизни, через проявление субъектности.
В статье рассмотрена проблема востребованности института медиации в России. Приведены статистические данные по стране за 2020 год и проанализированы данные по Ростовской области за тот же период. Сделан сравнительный анализ с данными за аналогичный период по Свердловской области. Информационную и эмпирическую базу исследования составляют материалы: сайта Судебного Департамента при Верховном Суде РФ; Ассоциации медиаторов Ростовской области «Примирение»; «Комнаты примирения» в Арбитражном суде Свердловской области. Использованы методы контент-анализа, статистического анализа, глубинного интервью, массового опроса, проведённого среди занятого населения Ростовской области в возрасте от 21 до 30 лет. В ходе исследования выявлены: слабая осведомлённость респондентов о возможностях использования процедуры медиации, о её структуре и особенностях; низкий уровень современной медиативной практики в стране. Показано, что в России на сегодняшний день суды завалены исками, в то время как медиация вполне могла бы конструктивно решать многие социальные проблемы. Обоснована необходимость создания благоприятных условий для развития медиативной деятельности и её популяризации. Выявлены основные причины, препятствующие институту медиации стать востребованной деятельностью среди населения: низкая культура решения конфликтов, приводящая в ряде случаев к уклонению спорящих от поиска подходящего способа его разрешения; фактор недостаточно высокого доверия к возможности решения спора с привлечением третьей стороны. Сделан вывод, что недостаток доверия в первую очередь связан с недостаточной информированностью населения о существе процедуры медиации, о правовом статусе медиативного соглашения, имеющего в случае нотариального удостоверения силу исполнительного документа. Более широкое использование всех видов СМИ, увеличение онлайн-платформ с расположением вебинаров по медиации, проводимых опытными в этой сфере специалистами, помогут распространению практики медиации и будут способствовать её скорейшей институционализации.
Трактовка и взаимосвязь понятий «факт», «смысл», «термин» на протяжении XX-XXI вв. постоянно находились в зоне интереса исследователей: социологов, философов, культурологов, лингвистов, юристов, а также писателей и журналистов. При этом данная связь, внешне понятная и логичная, осознавалась как всё более сложная композиция, зависящая и от особенностей человеческого восприятия, и от социального моделирования различного рода сообщений целевым аудиториям. В настоящей статье рассматриваются эволюция и современное состояние данных представлений, связанных, с одной стороны, с интернетизацией и медиатизацией общества; а с другой, - с наличием и даже усилением глобальной социально-политической конъюнктуры на межгосударственном и других уровнях. В фокусе исследования автора находится проблематика терроризма как наиболее острая и показательная. Единое, принятое на международном уровне определение терроризма отсутствует. Ещё в большей степени это касается социальной практики, в процессе которой исполнители и заказчики терактов определяются заинтересованными сторонами по-разному, вплоть до полной противоположности. Таким же образом трактуются и непосредственные факты террора, когда фиксация реального события дополняется или полностью подменяется демонстрацией его смыслового наполнения. В статье рассматриваются предпосылки и современная практика создания и последующего применения фактологических, смысловых и лексико-семантических элементов в композициях публикуемых сообщений. С помощью анализа материалов российских и западных средств массовой информации автор исследует изменение целей названных элементов и их роли в воздействии на целевые аудитории. В ходе изучения выдвигается и подтверждается гипотеза о том, что сообщения об актах террора превращаются в инструмент информационной войны, причём их смысловая часть приобретает доминирующий характер. Развиваются технологии проверки фактов на достоверность и выявления первичных целей авторов сообщений. Однако приоритетным типом контрдействий становится формирование у целевых групп стереотипных установок на неприятие таких событий, высказываний и их контентных обозначений в медиа, которые квалифицируются государством как террористические.
В статье рассматриваются возможности применения методов Text Mining в практике анализа открытых вопросов анкеты. В работе представлен пример исследования униграмм и биграмм, а также поиска латентных топиков с помощью тематического моделирования. Эмпирическими материалами послужили данные проведённого в 2022 году анкетного опроса, в котором приняло участие 929 студентов одного московского экономического вуза. В открытом вопросе анкеты предлагалось определить миссию университета, что дало возможность представить в плоскости субъективной интерпретации предназначение высшей школы в современных условиях. Частотный анализ униграмм, дополненный качественным исследованием высказываний респондентов, позволил составить словарь студенческого дискурса о миссии вуза. Артикулирование биграмм осуществлялось на основе нескольких статистических метрик, с опорой на которые были проранжированы словосочетания и выделен ключевой набор концептов. Выявлено, что в восприятии студентов первоочередные задачи вуза прежде всего направлены на трансляцию профессиональных знаний и навыков, в широком смысле - подготовку квалифицированных специалистов. Социальные функции университета, ориентированные на удовлетворение потребностей общества и государства, в концептуальных интерпретациях опрошенных студентов выражены слабее. На следующем этапе исследования была выдвинута задача анализа латентных топиков с помощью тематического моделирования. Особенностью тематического моделирования является то, что объединённые в один топик слова отражают идентифицированное программой распределение слов, но не в буквальном смысле понятную для человека тему. Учитывая специфику применяемого метода, авторы продемонстрировали результаты поискового анализа в практике обработки открытого вопроса. Как оказалось, ключевые слова, сосредоточенные в ядре основных тем, в основном связаны с обеспечением потребностей самих обучающихся, оставляя на периферии вербализируемых определений понимание значимости вуза как платформы для инноваций, научных разработок, предпринимательских и иных инициатив во благо общества и страны. Результаты представленного исследования могут быть полезны для переосмысления исследовательского инструментария социологов в условиях активного развития цифровых технологий, что требует апробации новых методов, понимания их реальных возможностей и ограничений в решении задач социологического исследования.
В статье актуализируются проблемы типологического анализа молодёжи по характеру здоровьесберегающего поведения, среди них особо выделяются вопросы формирования типообразующих признаков. Это те теоретические конструкты, характеристики, на основе которых происходит отнесение респондента к той или иной типологической группе - носителю определённого социального типа. На роль типообразующих признаков претендуют различные показатели здоровьесберегающего поведения. Их выбор зависит от множества факторов: от специфики изучаемой совокупности, от основания типологии, от цели, ради достижения которой проводится типологический анализ, от накопленного опыта исследовательских практик использования показателей и др. В статье представлены результаты поискового исследования, посвящённого изучению представлений молодёжи о здоровьесберегающем поведении. Исходная методологическая предпосылка заключалась в том, что эвристический потенциал показателей здоровьесберегающего поведения как типообразующих признаков в разных группах молодёжи различен. Правдоподобность этой предпосылки была подтверждена в процессе анализа текстовых данных, полученных методом неоконченных предложений. С опорой на построение пирамид обобщений (по данным опроса трёх возрастных групп молодёжи) были выявлены структурные элементы образа «здоровьесберегающее поведение» (элементарные обоснования, элементы, компоненты), определены доминирующие компоненты. В результате выдвинуты предположения об адекватности тех или иных методических решений при формировании типообразующих признаков.
Исследования жизненного пути нацелены на решение фундаментальных вопросов социальных наук о природе социальных изменений - определение их направления, причин и перспектив, взаимосвязи микро - и макроуровней социальной реальности. Развиваясь в рамках разных социальных наук и научных традиций, исследования жизненного пути отличаются по предметному полю и методологическим подходам и мало связаны между собой. В статье выделены основные направления в изучении жизненного пути: психологическое в рамках теорий развития личности; лонгитюдное социологическое для исследования жизненных путей отдельных когорт и сравнительного изучения поколений, социальных групп, стран и регионов; отраслевое - исследования траекторий в отдельных сферах жизни; жизненно-событийное демографическое, ценностное и биографическое. Всё многообразие методологических подходов к изучению жизненного пути предлагается объединить в две большие категории - синхронные и ретроспективные, отличающиеся временной дистанцией между событием и сообщением о событии. Особенности синхронного подхода состоят в относительно высокой надёжности измерений, но низкой гибкости в выборе показателей, длительности проведения исследования и большими финансовыми затратами. При ретроспективном подходе организационные возможности проводить изучение в любое время, а также гибкость в выборе показателей высокие, но на надёжность измерений влияют «ошибки» памяти и контекст. Ни один из этих подходов не отвечает в полной мере потребностям изучения такого сложного процесса, как жизненный путь. Решения, которые находятся в процессе разработки и тестирования, связаны с применением мультимодального подхода. В проекте «Жизненный путь, ценности, ожидания поколения, взрослевшего в 1990-е» проанализированы особенности применения метода автобиографий для больших выборок населения. Метод показал высокую чувствительность к форме (рукописной, печатной или устной), неравномерность в полноте данных и принципах отбора событий. Использование дополнительного метода - глубинных интервью - позволило увеличить полноту и сравнимость данных. Однако даже двухмодальная методическая процедура не обеспечивает эффективного решения задачи. К выделенным недостаткам относятся высокая трудоёмкость анализа, необходимость индивидуального подхода к каждой автобиографии, низкий уровень кооперации со стороны респондентов, наличие этических проблем. Дальнейшие перспективы изучения жизненного пути связаны с конвергенцией подходов и достижений разных направлений таких исследований, с развитием междисциплинарных проектов, а также с применением мультимодальной интегрированной методологии, объединяющей разные методы в единый исследовательский цикл.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru