В статье актуализируются проблемы типологического анализа молодёжи по характеру здоровьесберегающего поведения, среди них особо выделяются вопросы формирования типообразующих признаков. Это те теоретические конструкты, характеристики, на основе которых происходит отнесение респондента к той или иной типологической группе - носителю определённого социального типа. На роль типообразующих признаков претендуют различные показатели здоровьесберегающего поведения. Их выбор зависит от множества факторов: от специфики изучаемой совокупности, от основания типологии, от цели, ради достижения которой проводится типологический анализ, от накопленного опыта исследовательских практик использования показателей и др. В статье представлены результаты поискового исследования, посвящённого изучению представлений молодёжи о здоровьесберегающем поведении. Исходная методологическая предпосылка заключалась в том, что эвристический потенциал показателей здоровьесберегающего поведения как типообразующих признаков в разных группах молодёжи различен. Правдоподобность этой предпосылки была подтверждена в процессе анализа текстовых данных, полученных методом неоконченных предложений. С опорой на построение пирамид обобщений (по данным опроса трёх возрастных групп молодёжи) были выявлены структурные элементы образа «здоровьесберегающее поведение» (элементарные обоснования, элементы, компоненты), определены доминирующие компоненты. В результате выдвинуты предположения об адекватности тех или иных методических решений при формировании типообразующих признаков.
Идентификаторы и классификаторы
В контексте социологического измерения действий, активности, установок и мотиваций людей в сфере здоровья исследователи обращаются к множеству понятий, среди которых самосохранительное поведение, здоровый образ жизни, здоровьесберегательные установки, здоровьесберегающее поведение (ЗСП).
Список литературы
1. Татарова Г. Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях. М.: Высшее Образование и Наука, 2007. 236 с. ISBN: 5-94084-047-7 EDN: QOGTDB Tatarova G. G. Fundamentals of typological analysis in sociological research. [Osnovy tipologicheskogo analiza v sotsiologicheskikh issledovaniyakh]. Moscow: Vy’sshee Obrazovanie i Nauka; 2007. 236 p. (In Russ.). ISBN: 5-94084-047-7
2. Типологический анализ в социологии как диагностическая процедура: [монография] / Г. Г. Татарова, Н. С. Бабич [и др.]; отв. ред. Г. Г. Татарова, А. В. Кученкова. М.: ФНИСЦ РАН, 2023. 358 с. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-408-6.2023 ISBN: 978-5-89697-408-6 EDN: LSRSFV Tatarova G. G., Kuchenkova A. V. eds. Typological analysis in sociology as a diagnostic procedure. Moscow: FNISC RAN; 2023. 358 p. (In Russ.). 978-589697-408-6. ISBN: 978-5-89697-408-6
3. Чиркова А. В. Типологический анализ молодёжи по здоровьесберегающему поведению: особенности реализации четырехкомпонентной модели // Социологические исследования. 2023. № 5. С. 145-153. DOI: 10.31857/S013216250024647-4 EDN: GVABMH Chirkova A. V. A typological analysis of young people health behavior: on specifics of the four-component model realization. Sociological Studies=Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2023;(5):145-153. (In Russ.). DOI: 10.31857/S013216250024647-4 EDN: GVABMH
4. Журавлева И. В., Лакомова Н. В. Социальная обусловленность здоровья подростков во временном аспекте // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Т. 7, № 2 (26). С. 132-152. DOI: 10.19181/snsp.2019.7.2.6414 EDN: OSDFDH Zhuravleva I. V., Lakomova N. V. Social conditionality of adolescent health in time aspect. Sociological Science and Social Practice=Sotsiologicheskaya nauka i sotsial’naya praktika. 2019;2(26):132-152. (In Russ.). 10.19181/ snsp.2019.7.2.6414. DOI: 10.19181/snsp.2019.7.2.6414
5. Ермолаева П. О., Носкова Е. П. Основные тенденции здорового образа жизни россиян // Социологические исследования. 2015. № 4 (372). С. 120-129. EDN: TRRQOV Ermolaeva P. O., Noskova E. P. Main trends in the sphere of Russians’ healthy lifestyle. Sociological Studies=Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2015;4:120-129. (In Russ.). EDN: TRRQOV
6. Антонов А. И. Микросоциология семьи. М.: ИНФРА-М, 2005. 368 с. ISBN: 5-16-002250-3 EDN: QODRMH Antonov A. I. Microsociology of family. [Mikrosotsiologiya sem’i]. Moscow: INFRA-M; 2005. 368 p. (In Russ.). ISBN: 5-16-002250-3
7. Handbook of health behavior research (vols 1-4) / D. S. Gochman (ed.). New York: Plenum, 1997. 506 p.
8. Радаев В. В., Рощина Я. М. Измерение потребления алкоголя как методологическая проблема // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2019. № 48. С. 7-57. EDN: DSPNRJ Radaev V. V., Roshchina Y. M. Measuring alcohol consumption as a method o logical problem. Sociology: Methodology, Methods, Mathematical Modeling=Sociologiya: metodologiya, metody, matematicheskoe modelirovanie. 2019;(48):7- 57. (In Russ.).
9. Chan C. W., Leung S. F. Lifestyle health behavior of Hong Kong Chinese: Results of a cluster analysis // Asia-Pacific Journal of Public Health. 2015. Vol. 27, № 3. P. 293-302. DOI: 10.1177/1010539514555214
10. Clusters of lifestyle behaviors: Results from the Dutch SMILE study / H. De Vries, J. Van’t Riet, M. Spigt [et al] // Preventive Medicine. 2008. Vol. 46 (3). P. 203- 208. DOI: 10.1016/j.ypmed.2007.08.005
11. Patterns of health behavior in U.S. adults / D. Berrigan, K. Dodd, R. P. Troiano [et al] // Preventive Medicine. 2003. № 36. P. 615-623. DOI: 10.1016/s00917435(02)00067-1
12. Class and lifestyle „lock-in“ among middle-aged and older men: a Multiple Correspondence Analysis of the British Regional Heart Study / I. R. Jones, O. Papacosta, P. H. Whincup [et al] // Sociology of Health and Illness. 2011. Vol. 33. P. 399-419. DOI: 10.1111/j.1467-9566.2010.01280.x
13. Kandt J. Social practice, plural lifestyles and health inequalities in the United Kingdom // Sociology of Health & Illness. 2018. Vol. 40, № 8. P. 1294-1311. DOI: 10.1111/1467-9566.12780
14. Гремченко Е. П., Рощина Я. М. Факторы склонности к здоровому образу жизни // Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE). 2016. Вып. 6. С. 118-163. EDN: WEWWUT Gremchenko E. P., Roshchina Ya. M. Factors of tendency towards a healthy lifestyle. Bulletin of the Russia Longitudinal Monitoring Survey of the National Research University Higher School of Economics=Vestnik Rossiyskogo monitoringa ekonomicheskogo polozheniya i zdorov’ya naseleniya NIU VSHE (RLMS-HSE). 2016;6:118-163. (In Russ.).
15. Шкурин Д. В. Многомерные методы обработки вопросов с множественным выбором на примере здоровьесберегающих стратегий современных студентов // Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования: коллективная монография (по материалам ХХ Международной конференции - второй этап) / Под общ. ред. Е. В. Грунт и А. В. Меренкова. Екатеринбург: Изд-во ИСТУ, 2017. С. 36-49. EDN: YMVZEL Shkurin D. V. Multidimensional methods for processing questions with multiple choice on the example of health-saving strategies of modern students. In: Culture, personality, society in the modern world: Methodology, experience of empirical research: Collective monograph (based on the materials of the XX International Conference - second stage). [Kul’tura, lichnost’, obshchestvo v sovremennom mire: Metodologiya, opyt empiricheskogo issledovaniya: kollektivnaya monografiya (po materialam XX Mezhdunarodnoy konferentsii - vtoroy etap)]. E. V. Grunt and A. V. Merenkova eds. Yekaterinburg: Izd-vo ISTU; 2017. P. 36-49. (In Russ.).
16. Шкурин Д. В. Обработка и анализ вопросов с множественным выбором на примере здоровьесберегающих практик современных студентов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 5 (50). С. 142-150. EDN: YSQWDJ Shkurin D. V. Processing and analysis of multiple choice questions on the example of modern students’ health-saving strategies. Bulletin of the Surgut State Pedagogical University=Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017;5(50):142-150. (In Russ.).
17. Журавлева И. В. Отношение к здоровью индивида и общества. М.: Наука, 2006. 238 с. ISBN: 5-02-035368-X EDN: QOGCOH Zhuravleva I. V. Attitude to the health of the individual and society. [Otnosheniye k zdorov’yu individa i obshchestva]. Moscow: Nauka; 2006. 238 p. (In Russ.). ISBN: 5-02-035368-X
18. Яковлева Н. В. Исследование индивидуальных различий здоровьесберегающей деятельности личности // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8, № 3. С. 202-214. DOI: 10.17759/exppsy.2015080317 EDN: VCXXTV Yakovleva N. V The study of individual differences in health-activity of the person. Experimental Psychology=Eksperimental’naya psikhologiya. 2015;8(3):202- 214. (In Russ.). DOI: 10.17759/exppsy.2015080317
19. Короленко А. В. Здоровьесберегательные установки как фактор самосохранительного поведения: подходы к изучению и опыт типологии // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14, № 4. С. 59- 76. DOI: 10.15838/esc.2021.4.76.4 EDN: JYFMXJ
Korolenko A. V. Health-saving attitudes as a factor promoting self-preservation behavior: approaches to the study and experience in typology. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast=Ekonomicheskiye i sotsial’nyye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. 2021;14(4):59-76. (In Russ.). DOI: 10.15838/esc.2021.4.76.4
20. Социологические подходы к изучению социального благополучия: [монография] / Е. А. Авдеев, Э. Аллардт, Л. А. Беляева [и др.]; отв. ред. М. Ф. Черныш, Ю. Б. Епихина. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. 431 с. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-377-5.2021 ISBN: 978-5-89697-377-5 EDN: LHJSQX Chernysh M. F., Epikhina Y. B. eds. Sociological approaches to the study of social well-being. [Sotsiologicheskiye podkhody k izucheniyu sotsial’nogo blagopoluchiya]. Moscow: FCTAS RAS; 2021. 431 p. (In Russ.). ISBN: 978-5-89697-377-5
21. Татарова Г. Г., Кученкова А. В. Показатели субъективного благополучия как типообразующие признаки // Социологические исследования. 2016. № 10 (390). С. 21-32. EDN: NSAODB Tatarova G. G., Kuchenkova A. V. Indicators of subjective well-being as typical characteristics. Sociological Studies=Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2016;(10):21-32. (In Russ.). EDN: NSAODB
22. Климова С. Г. Опыт использования методики неоконченных предложений в социологическом исследовании // Социология: методология, методы, математические модели. 1995. № 5-6. С. 49-64. EDN: PFTWHV Klimova S. G. Experience of using the sentence completion technique in sociological research. Sociology: Methodology, Methods, Mathematical Modeling=Sociologiya: metodologiya, metody, matematicheskoe modelirovanie. 1995;(5-6):49-64. (In Russ.).
23. Ольшанский В. Б. Становление метода неоконченных предложений в Советском Союзе 70-х гг. // Социология: методология, методы, математические модели. 1997. № 9. С. 82-89. EDN: PFTWRB
Olshansky V. B. The formation of the sentence completion method in the Soviet Union of the 70s. Sociology: Methodology, Methods, Mathematical Modeling=Sociologiya: metodologiya, metody, matematicheskoe modelirovanie. 1997;(9):82- 89. (In Russ.).
24. Бурлов А. В. Метод неоконченных предложений в социологии: стратегии использования и логика анализа данных: автореф. дис… канд. социол. наук: 22.00.01 / Бурлов Антон Вячеславович; Институт социологии РАН. Москва, 2001. 21 с. EDN: QDMELN Burlov A. V. The sentence completion method in sociology: strategy of use and logic of data analysis. [Metod neokonchennykh predlozheniy v sotsiologii: strategii ispol’zovaniya i logika analiza dannykh]. Sinopsis of the dissertation for the degree of candidate of sociological sciences. Moscow: Institut sociologii RAN; 2001. 21 р. (In Russ.). EDN: QDMELN
25. Бурлов А. В., Татарова Г. Г. Метод неоконченных предложений в изучении образа “культурный человек” // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 1997. № 9. С. 5-31. EDN: PFTWPN Burlov A. V., Tatarova G. G. The sentence completion method in studying the image of a „cultured person“ [Metod neokonchenny’x predlozhenij v izuchenii obraza “kul’turny’j chelovek”]. Sociology: Methodology, Methods, Mathematical Modeling=Sociologiya: metodologiya, metody, matematicheskoe modelirovanie. 1997;(9):5-31. (In Russ.).
26. Татарова Г. Г., Бурлов А. В. Логическая организация анализа данных, полученных методом неоконченных предложений // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 123-133. EDN: SNBITP Tatarova G. G., Burlov A. V. Logical organization of data analysis obtained by the sentence completion method [Logicheskaya organizaciya analiza danny’x, poluchenny’x metodom neokonchenny’x predlozhenij]. Sociological Studies=Sotsiologicheskie Issledovaniya. 1999;(8):123-133. (In Russ.). EDN: SNBITP
27. Oshodi J. E. The Construction of an Africentric Sentence Completion Test to Assess the Need for Achievement // Journal of Black Studies. 1999. Vol. 30, № 2. P. 216-231. DOI: 10.1177/002193479903000205 EDN: IOIYVH
28. Пузанова Ж. В. Метод неоконченных предложений в изучении проблемы одиночества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2004. № 1 (6-7). С. 92-111. EDN: HRREDV Puzanova J. V. The technique of the “unfinished sentences” in studying the loneliness phenomenon [Metod neokonchenny’x predlozhenij v izuchenii problemy’ odinochestva]. RUDN Journal of Sociology=Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya:Sotsiologiya. 2004;6-7:92-111. (In Russ.). EDN: HRREDV
29. Стрельникова А. В. Особенности применения опросных методик в изучении городской проблематики // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Философия, социология, искусствоведение. 2011. № 3 (65). С. 239-255. EDN: NUAAIX Strelnikova A. V. Features of the use of survey techniques in the study of urban issues. RSUH Bulletin. “Philosophy. Sociology. Art Studies” Series=Vestnik RGGU. Seriya “Filosofiya, sotsiologiya, iskusstvovedeniye”. 2011;3(65):239-255. (In Russ.).
30. Пузанова Ж. В., Тертышникова А. Г. Метод неоконченных предложений в исследовании социальных представлений (на примере образа террориста) // Теория и практика общественного развития. 2015. № 4. С. 12-15. EDN: TKAMQH Puzanova J. V., Tertyshnikova A. G. The method of incomplete sentences in the study of social representations (the case of the terrorists’ image). Theory and practice of social development=Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2015;(4):12-15. (In Russ.).
31. Пинчук А. Н., Тихомиров Д. А. Образ коррупционера в восприятии российской молодёжи: применение метода неоконченных предложений // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10, № 2. С. 12-27. DOI: 10.19181/vis.2019.29.2.573 EDN: UFIZXB Pinchuk A. N., Tikhomirov D. A. The image of a corrupt official as perceived by Russia’s youth: using the unfinished sentences method. Bulletin of the Institute of Sociology=Vestnik Instituta sotziologii. 2019;10(2):12-27. (In Russ.). DOI: 10.19181/vis.2019.29.2.573 EDN: UFIZXB
32. Чиркова А. В. Метод неоконченных предложений в анализе здоровьесберегающего поведения студентов // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14-16 октября 2020 г.) / Отв. ред. В. А. Мансуров; ред. Е. Ю. Иванова. М.: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 4904-4917. DOI: 10.19181/kongress.2020.578 EDN: UQRTCP Chirkova A. V. The sentence completion method in the analysis of students’ healthy behavior. In Sociology and society: traditions and innovations in the social development of regions: Collection of reports of the VI All-Russian Sociological Congress. [Sotsiologiya i obshchestvo: traditsii i innovatsii v sotsial’nom razvitii regionov: Sbornik dokladov VI Vserossiyskogo sotsiologicheskogo kongressa]. V. A. Mansurov eds. Moscow: ROS; FNISC RAN; 2020: Р. 4904-4917. (In Russ.). DOI: 10.19181/kongress.2020.578 EDN: UQRTCP
33. Журавлева И. В., Иванова Л. Ю., Ивахненко Г. А. Студенты: поведенческие риски и ценностные ориентации в отношении здоровья // Вестник Института социологии. 2013. № 6. С. 112-129. EDN: QAPDZF Zhuravleva I. V., Ivanova L. Y., Ivakhnenko G. A. Students: risk behaviors and health-related values. Bulletin of the Institute of Sociology=Vestnik Instituta sotzio logii. 2013;(6):112-129. (In Russ.).
34. Садмен С., Брэдберн Н., Шварц Н. Как люди отвечают на вопросы: применение когнитивного анализа в массовых обследованиях. М.: Институт Фонда “Общественное мнение”, 2003. 304 с. ISBN: 5-93947-008-4 EDN: QOBZEJ Sadman S., Bradburn N., Schwartz N. How people answer questions: applying cognitive analysis to mass surveys. [Kak lyudi otvechayut na voprosy: primeneniye kognitivnogo analiza v massovykh obsledovaniyakh]. Moscow: Institut Fonda “Obshhestvennoe mnenie”; 2003. 304 p. (In Russ.). ISBN: 5-93947-008-4
Выпуск
Другие статьи выпуска
В последние десять лет, без преувеличения, самым распространённым и актуальным является дискурс о городе, его формах, планировании и управлении в условиях неопределённости. Перспективы развития города, городского сообщества зависят не столько от влияния внешних факторов, сколько от артикуляции и репрезентации содержания социального запроса со стороны общества, населения конкретных городов. У горожан сформировано видение настоящего и будущего своего города, а его восприятие у жителей складывается на основе представлений о современном городе и воспроизведено как дискурс в суждениях, мнениях, оценках населения. Городской дискурс есть позиционирование, репрезентация городской идентичности горожан и отражение восприятия идентичности города. Присутствие этого дискурса находим в нарративах горожан о городе. В основе исследования - нарративы личного опыта: рассуждение информантов о том, как они оценивают и воспринимают свой город. Тактика исследования - нарративный анализ, дополненный сентимент анализом (позитивная или негативная подача материала), метод - контент-анализ. Цель работы: исследование восприятия идентичности города горожанами. Новизна работы определена дизайном исследования, сочетающим качественный и количественный подходы, метод триангуляции по Н. Дензину [1, с. 24], а также выбором субъективного параметра (восприятие горожанами своего города) в качестве ориентира для управленческих действий при формировании идентичности города для достижения связности «город - горожанин». Дополнительным вкладом данной работы является выстраивание парной логики связности «город - горожанин» через соотношение показателей городской идентичности горожан и идентичности города на основе эмпирических данных по шести городам Тюменской области. Исследование показало, что горожане с высоким уровнем городской идентичности воспринимают город через личностное участие в его жизни, через проявление субъектности.
В статье рассмотрена проблема востребованности института медиации в России. Приведены статистические данные по стране за 2020 год и проанализированы данные по Ростовской области за тот же период. Сделан сравнительный анализ с данными за аналогичный период по Свердловской области. Информационную и эмпирическую базу исследования составляют материалы: сайта Судебного Департамента при Верховном Суде РФ; Ассоциации медиаторов Ростовской области «Примирение»; «Комнаты примирения» в Арбитражном суде Свердловской области. Использованы методы контент-анализа, статистического анализа, глубинного интервью, массового опроса, проведённого среди занятого населения Ростовской области в возрасте от 21 до 30 лет. В ходе исследования выявлены: слабая осведомлённость респондентов о возможностях использования процедуры медиации, о её структуре и особенностях; низкий уровень современной медиативной практики в стране. Показано, что в России на сегодняшний день суды завалены исками, в то время как медиация вполне могла бы конструктивно решать многие социальные проблемы. Обоснована необходимость создания благоприятных условий для развития медиативной деятельности и её популяризации. Выявлены основные причины, препятствующие институту медиации стать востребованной деятельностью среди населения: низкая культура решения конфликтов, приводящая в ряде случаев к уклонению спорящих от поиска подходящего способа его разрешения; фактор недостаточно высокого доверия к возможности решения спора с привлечением третьей стороны. Сделан вывод, что недостаток доверия в первую очередь связан с недостаточной информированностью населения о существе процедуры медиации, о правовом статусе медиативного соглашения, имеющего в случае нотариального удостоверения силу исполнительного документа. Более широкое использование всех видов СМИ, увеличение онлайн-платформ с расположением вебинаров по медиации, проводимых опытными в этой сфере специалистами, помогут распространению практики медиации и будут способствовать её скорейшей институционализации.
Трактовка и взаимосвязь понятий «факт», «смысл», «термин» на протяжении XX-XXI вв. постоянно находились в зоне интереса исследователей: социологов, философов, культурологов, лингвистов, юристов, а также писателей и журналистов. При этом данная связь, внешне понятная и логичная, осознавалась как всё более сложная композиция, зависящая и от особенностей человеческого восприятия, и от социального моделирования различного рода сообщений целевым аудиториям. В настоящей статье рассматриваются эволюция и современное состояние данных представлений, связанных, с одной стороны, с интернетизацией и медиатизацией общества; а с другой, - с наличием и даже усилением глобальной социально-политической конъюнктуры на межгосударственном и других уровнях. В фокусе исследования автора находится проблематика терроризма как наиболее острая и показательная. Единое, принятое на международном уровне определение терроризма отсутствует. Ещё в большей степени это касается социальной практики, в процессе которой исполнители и заказчики терактов определяются заинтересованными сторонами по-разному, вплоть до полной противоположности. Таким же образом трактуются и непосредственные факты террора, когда фиксация реального события дополняется или полностью подменяется демонстрацией его смыслового наполнения. В статье рассматриваются предпосылки и современная практика создания и последующего применения фактологических, смысловых и лексико-семантических элементов в композициях публикуемых сообщений. С помощью анализа материалов российских и западных средств массовой информации автор исследует изменение целей названных элементов и их роли в воздействии на целевые аудитории. В ходе изучения выдвигается и подтверждается гипотеза о том, что сообщения об актах террора превращаются в инструмент информационной войны, причём их смысловая часть приобретает доминирующий характер. Развиваются технологии проверки фактов на достоверность и выявления первичных целей авторов сообщений. Однако приоритетным типом контрдействий становится формирование у целевых групп стереотипных установок на неприятие таких событий, высказываний и их контентных обозначений в медиа, которые квалифицируются государством как террористические.
Цифровизация является в настоящее время объективной реальностью, которая, можно сказать, ежедневно изменяет жизнь как конкретного индивида, так и всего социума. Вместе с тем проводимые по вопросам цифровизации международные форумы, исследования, опубликованные монографии в гораздо большей степени посвящаются вопросам цифровизации в сфере безопасности, технологий, в экономике и образовании и гораздо в меньшей - в сфере культуры. Во многом это определяется тем, что большинство социума рассматривает культуру как отрасль, имеющую второстепенное значение для развития, а не как одну из основных и равноправных сфер жизнедеятельности общества. Автором на основе подхода к управлению сферой культуры как к процессу массовой коммуникации разработан теоретико-методологический конструкт - модель управления сферой культуры в условиях цифровизации. Анализ динамики процесса цифровизации сферы культуры в России, практического опыта автора, показал, что основными факторами, влияющими на скорость и качество цифрового развития, сегодня являются цифровые разрывы, определяющие как технологические аспекты, так и аспекты, требующие оценки и развития компетенций акторов социального управления. Автором введено в исследовательскую практику понятие «цифровой фрустрации» как результата цифрового разрыва второго уровня, которая наряду с физическими, психологическими, биологическими и социальными фрустраторами может привести общество к состоянию социальной аномии.
В статье рассматриваются возможности применения методов Text Mining в практике анализа открытых вопросов анкеты. В работе представлен пример исследования униграмм и биграмм, а также поиска латентных топиков с помощью тематического моделирования. Эмпирическими материалами послужили данные проведённого в 2022 году анкетного опроса, в котором приняло участие 929 студентов одного московского экономического вуза. В открытом вопросе анкеты предлагалось определить миссию университета, что дало возможность представить в плоскости субъективной интерпретации предназначение высшей школы в современных условиях. Частотный анализ униграмм, дополненный качественным исследованием высказываний респондентов, позволил составить словарь студенческого дискурса о миссии вуза. Артикулирование биграмм осуществлялось на основе нескольких статистических метрик, с опорой на которые были проранжированы словосочетания и выделен ключевой набор концептов. Выявлено, что в восприятии студентов первоочередные задачи вуза прежде всего направлены на трансляцию профессиональных знаний и навыков, в широком смысле - подготовку квалифицированных специалистов. Социальные функции университета, ориентированные на удовлетворение потребностей общества и государства, в концептуальных интерпретациях опрошенных студентов выражены слабее. На следующем этапе исследования была выдвинута задача анализа латентных топиков с помощью тематического моделирования. Особенностью тематического моделирования является то, что объединённые в один топик слова отражают идентифицированное программой распределение слов, но не в буквальном смысле понятную для человека тему. Учитывая специфику применяемого метода, авторы продемонстрировали результаты поискового анализа в практике обработки открытого вопроса. Как оказалось, ключевые слова, сосредоточенные в ядре основных тем, в основном связаны с обеспечением потребностей самих обучающихся, оставляя на периферии вербализируемых определений понимание значимости вуза как платформы для инноваций, научных разработок, предпринимательских и иных инициатив во благо общества и страны. Результаты представленного исследования могут быть полезны для переосмысления исследовательского инструментария социологов в условиях активного развития цифровых технологий, что требует апробации новых методов, понимания их реальных возможностей и ограничений в решении задач социологического исследования.
Исследования жизненного пути нацелены на решение фундаментальных вопросов социальных наук о природе социальных изменений - определение их направления, причин и перспектив, взаимосвязи микро - и макроуровней социальной реальности. Развиваясь в рамках разных социальных наук и научных традиций, исследования жизненного пути отличаются по предметному полю и методологическим подходам и мало связаны между собой. В статье выделены основные направления в изучении жизненного пути: психологическое в рамках теорий развития личности; лонгитюдное социологическое для исследования жизненных путей отдельных когорт и сравнительного изучения поколений, социальных групп, стран и регионов; отраслевое - исследования траекторий в отдельных сферах жизни; жизненно-событийное демографическое, ценностное и биографическое. Всё многообразие методологических подходов к изучению жизненного пути предлагается объединить в две большие категории - синхронные и ретроспективные, отличающиеся временной дистанцией между событием и сообщением о событии. Особенности синхронного подхода состоят в относительно высокой надёжности измерений, но низкой гибкости в выборе показателей, длительности проведения исследования и большими финансовыми затратами. При ретроспективном подходе организационные возможности проводить изучение в любое время, а также гибкость в выборе показателей высокие, но на надёжность измерений влияют «ошибки» памяти и контекст. Ни один из этих подходов не отвечает в полной мере потребностям изучения такого сложного процесса, как жизненный путь. Решения, которые находятся в процессе разработки и тестирования, связаны с применением мультимодального подхода. В проекте «Жизненный путь, ценности, ожидания поколения, взрослевшего в 1990-е» проанализированы особенности применения метода автобиографий для больших выборок населения. Метод показал высокую чувствительность к форме (рукописной, печатной или устной), неравномерность в полноте данных и принципах отбора событий. Использование дополнительного метода - глубинных интервью - позволило увеличить полноту и сравнимость данных. Однако даже двухмодальная методическая процедура не обеспечивает эффективного решения задачи. К выделенным недостаткам относятся высокая трудоёмкость анализа, необходимость индивидуального подхода к каждой автобиографии, низкий уровень кооперации со стороны респондентов, наличие этических проблем. Дальнейшие перспективы изучения жизненного пути связаны с конвергенцией подходов и достижений разных направлений таких исследований, с развитием междисциплинарных проектов, а также с применением мультимодальной интегрированной методологии, объединяющей разные методы в единый исследовательский цикл.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru