Рассмотрен один из важнейших компонентов психологической структуры субъекта профессиональной деятельности – качества и свойства личности на примере специалистов-кинологов Росгвардии, который влияет на эффективность выполнения поставленных служебно-боевых задач. Цель – определить в структуре личности необходимые профессионально важные и профессионально значимые качества специалистов-кинологов, находящихся на разных этапах профессионализации. Эмпирическое исследование позволило определить направления психолого-педагогического сопровождения в становлении личности профессионала. В нем приняли участие 20 курсантов 4 курса кинологического факультета Пермского военного института Росгвардии и 23 специалиста-кинолога (выполняющие служебно-боевые задачи в зоне специальной военной операции) Отдельной Краснознамённой дивизии оперативного назначения имени Ф. Э. Дзержинского войск национальной гвардии Российской Федерации. Использованы следующие методики: психометрика русскоязычной версии Big Five Inventory-2 (А. Ю. Калугин и др..); опросник структуры темперамента (В. М. Русалов); методика Ш. Шварца по изучению ценностных ориентаций; опросник «Стиль саморегуляции поведения ССП-98» (В. И. Моросанова); симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» (А. Волков, Н. Водопьянова); методика «Тип мышления» (модификация Г. Резапкиной); короткий опросник Темной триады (SD3) (адаптация М. С. Егоровой, М. А. Ситниковой, О. В. Паршиковой). Полученные данные подвергались описательной статистике и межгрупповому сравнению (использование U-критерия Манна-Уитни). В результате исследования установлено, что исследуемые свойства и качества в обеих группах респондентов имеют по ряду показателей значимые отличия, что свидетельствует о влиянии предметной деятельности на формирование личности профессионала и позволяет определить направления его психолого-педагогического сопровождения.
Введение. В статье раскрывается значимость кинологических подразделений МВД России в обеспечении безопасности страны. Целью научного исследования является детальное изучение содержания и особенностей профессиональной деятельности специалистов-кинологов с последующим построением профессиограммы как важнейшего элемента качественной подготовки специалистов.
Материалы и методы. Материалами исследования выступили литературные источники и сложившаяся практика подготовки кинологов. В ходе исследования использовались общенаучные методы: анализ и синтез; обобщение и конкретизация; систематизация и структурирование информации. Авторами проводится анализ эмпирических исследований, где выявлено, что служебная собака не имеет аналогов по психофизиологическим возможностям в решении оперативно-служебных задач, стоящих перед ведомством. В результате изучения специальной литературы выявлено, что ведущим направлением деятельности кинологической службы является выполнение оперативно-розыскных и следственных действий. Второе направление включает в себя решение задач по содержанию и сбережению служебной собаки. Не менее важным направлением профессиональной деятельности специалистов-кинологов является осуществление руководства и наставничества.
Результаты исследования. По итогам проведенной работы построена профессиограмма специалиста-кинолога МВД РФ, в основе которой лежит концепция профессионального становления Э. Ф. Зеера и его модель проспектированной профессиограммы. Новизна исследования заключается в описании всех структурных элементов: паспорт, специфика подготовки кадров, характеристика ведущей деятельности, психограмма. Авторами обосновывается важность выявления основных подструктур личности специалиста (профессиональная направленность, профессионально значимые качества, профессионально важные качества и психофизиологические свойства), которые выступили основными ее элементами.
Обсуждение и заключения. Предложенная авторами профессиограмма отражает динамику изменения ведущей деятельности личности на разных стадиях профессионального становления, что позволяет осуществлять психологическое сопровождение процесса профессиональной подготовки специалиста-кинолога МВД РФ.