В условиях трансформации мировой системы международных отношений образовательная дипломатия приобретает всё большее значение как инструмент гуманитарного влияния, формирования национального имиджа и стратегического позиционирования государств. Изменение архитектуры глобального порядка, развитие цифровых технологий и усиление конкурентной борьбы за интеллектуальные и культурные ресурсы требуют переосмысления традиционных форм образовательного сотрудничества. Цель исследования - выявление особенностей развития международного образовательного сотрудничества в условиях цифровизации, а также спецификации образовательной дипломатии России и Китая как инструмента внешней политики и фактора формирования глобального гуманитарного влияния. Объектом выступает образовательная дипломатия двух стран как форма внешнеполитического взаимодействия в условиях глобализации, цифровизации и гуманитарной конкуренции. Работа направлена на осмысление новых форм образовательного партнёрства и их роли в формировании альтернативных моделей глобального гуманитарного сотрудничества. Методология исследования основана на работах китайских и российских авторов в области гуманитарной политики. Для характеристики цифровых образовательных инициатив и их роли в формировании новой модели международного дипломатического сотрудничества в исследовании используется сравнительный анализ стратегических подходов и контент-анализ программных документов. Научная новизна заключается в уточнении различий и сходств в стратегиях двух стран, а также в выявлении связи между цифровыми форматами образования и внешнеполитическими приоритетами в условиях многополярного мира. В работе выявлены различия в стратегических приоритетах России и Китая: российская образовательная дипломатия акцентирует внимание на сохранении культурной идентичности, продвижении концепции евразийского гуманитарного пространства и укреплении региональной интеграции, в то время как Китай стремится к построению глобального образовательного сообщества на принципах универсализма, инклюзивности и устойчивого развития. Полученные результаты подтверждают, что образовательная дипломатия становится одним из ключевых каналов гуманитарного влияния в условиях растущей глобальной конкуренции, способствуя формированию устойчивых межгосударственных связей, расширению культурного диалога и укреплению стратегических позиций государств на международной арене.