Публикации автора

Теория, философия и социология музыки в древнем и современном конфуцианстве (2025)

Конфуцианские идеи глубоко укоренились в китайской традиционной культуре, сыграв решающую роль в формировании и развитии традиционного музыкального искусства Китая. Данное исследование сосредоточено на исторической эволюции и современной трансформации конфуцианской музыкальной мысли, системно анализируя философское содержание, социальные функции и практическую ценность её теоретической системы в контексте различных исторических эпох. Работа развивается в трёх ключевых направлениях: первая часть посвящена теоретической системе древнеконфуцианской музыки, рассмотрение того, как древнее конфуцианство интегрировало музыку в космологическую парадигму «единства Неба и человека» (天人合 一), формируя этико-педагогическую систему на основе триадической системы взаимодействия «звук - эмоция - добродетель» (声- 情-德); вторая часть посвящена Философии конфуцианской музыки в эпоху модернизации, Анализ теоретической реконструкции конфуцианской музыкальной философии в условиях модернизационного поворота Нового времени, где традиционная «ритуально-музыкальная система» (礼乐制度) трансформировалась под влиянием западного рационализма и технократической цивилизации в «эстетику душевной природы» (心性美学); третья часть посвящена практической ценности в современном обществе, исследование путей креативной трансформации конфуцианской музыкальной теории в условиях глобализации и цифровых технологий через призму культурного управления, образовательных практик и экологической этики. Настоящее исследование преодолевает одномерную историко-философскую нарративизацию, выявляя имманентную логику «изменчивости-неизменности» (变-不变)конфуцианской музыкальной теории через триаду методологических перспектив: философская онтология, политическая социология и культурная праксеология. Данные выводы формируют теоретический базис для реинтерпретации традиционных культурных ресурсов в условиях modernity, одновременно предлагая эпистемологические ориентиры для реабилитации гуманистического измерения в эпоху технологической детерминации.

Издание: ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Чжу Цзюньси
Сохранить в закладках
Разрыв и преемственность: эволюционная карта от системы Яюэ эпохи Тан и Сун до современных стандартов музыкального образования (2025)

Предметом исследования является эволюционная трансформация системы яюэ (雅乐) - традиционной китайской ритуально-музыкальной практики, сформированной в эпоху Тан и Сун, в контексте её адаптации к современным образовательным стандартам Китая. Объектом исследования выступает культурная и институциональная судьба яюэ как феномена, сочетающего в себе политико-философские, образовательные и эстетические функции в конфуцианской модели «ритуала и музыки». Автор подробно анализирует институционализацию яюэ в древности, её распад в период Юань, Мин и Цин, а также современную функциональную трансформацию в эстетическом воспитании, культурной педагогике и образовательной практике Китая XXI века. Особое внимание уделяется выявлению диалектики разрыва и преемственности в культурной передаче яюэ, а также механизмам её модернизации в условиях цифровизации и глобализации образования. Исследование базируется на культурологическом и историко-компаративном методах с привлечением теорий культурной трансляции, культурного капитала Бурдье, дисциплинарной власти Фуко, меметики Докинза и концепции институционального разрыва Юй Иньши. Научная новизна данного исследования заключается в обосновании модели «созидательного культурного переноса», согласно которой система яюэ, утратив политико-ритуальные функции, сохранила и активировала свои ключевые ценностные ядра: эстетику гармонии, воспитательный потенциал и систему трансляции культурных смыслов. В работе сделан вывод о том, что развитие музыкального образования Китая не является простым разрывом с традицией, но представляет собой сложный процесс адаптивного обновления культурной памяти. Яюэ трансформируется из инструмента политического управления в гуманитарную педагогическую практику, оставаясь элементом формирования культурной идентичности учащихся. Исследование демонстрирует вклад яюэ в развитие современной музыкальной педагогики через интеграцию культурных кодов в стандарты эстетического воспитания, практику «двойной интерпретации» и использование современных цифровых технологий.

Издание: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Выпуск: № 6 (2025)
Автор(ы): Чжу Цзюньси
Сохранить в закладках