Распространение сведений о способах незаконного изготовления оружия, и в частности боеприпасов к нему, влечет повышенную вероятность возникновения рисков для ценностей, охраняемых Конституцией Российской Федерации.
Так, увеличение объема нелегального оружия (боеприпасов) самостоятельно выступает в качестве криминогенного фактора, способствующего увеличению количества совершаемых преступлений, а также увеличению степени их общественной опасности.
Одним из вероятных источников поступления оружия (боеприпасов) в нелегальный оборот выступает распространение сведений, содержащих информацию о способах его незаконного изготовления, предоставляющую злоумышленникам возможность обзавестись огнестрельным оружием либо придать оружию, имеющемуся у них на законных основаниях, такие технические свойства, которые законодательством Российской Федерации не предусматриваются для гражданского оружия.
В целях противодействия распространения указанной информации законодателем сформированы правовые механизмы, предоставляющие компетентным органам государственной власти полномочия по установлению ограничений на свободное распространение информации, содержащей сведения о способах незаконного изготовления оружия (боеприпасов).
В статье проводится анализ ограничения доступа к информации, содержащей инструкции по самодельному незаконному изготовления боеприпасов к огнестрельному оружию (за исключением сведений, содержащих инструкции по самостоятельному снаряжению патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию), формируются предложения по совершенствованию его правовой основы.
Предметом исследования статьи выступают сущностные признаки специальных средств, применяемых сотрудниками органов внутренних дел (полиции), их соотнесение с иными предметами, используемыми в целях реализации функций, исполняемых органами внутренних дел. Указываются статистические сведения применения сотрудниками органов внутренних дел (полиции) физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, исследуются регламентирующие их применение положения нормативных правовых актов, изучаются ранее сформулированные учеными-административистами дефиниции термина «специальное средство», обобщается перечень специальных средств, используемых уполномоченными должностными лицами, устанавливаются признаки, определяющие сущность специальных средств, кроме того, рассматривается вопрос применения специальных средств гражданами. По результатам проведенной работы определяются тенденции развития правового института применения специальных средств, формируются предположения о необходимости расширения номенклатуры специальных средств полиции, что позволит повысить эффективность полицейской деятельности, обеспечив возможность использования правоохранительными органами достижений научно-технического прогресса, и нивелировать опасности, появляющиеся в ходе эволюционного развития государства и общества. Статья также содержит предложения по нормативному закреплению дефиниции термина «специальное средство» и по совершенствованию применяемых сотрудниками органов внутренних дел (полиции) мер физического принуждения.