Публикации автора

ШАГ К РОМАНТИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКЕ: МЕСТО КЛАРЫ В ЛЮБОВНО-СЕМЕЙНОЙ УТОПИИ КЛАРАНА (2025)

Статья исследует место Клары в системе персонажей во второй части романа «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо, заостряя внимание на аспекте «неидеального» в утопическом. Присутствие в любовно-семейной утопии Кларана госпожи д’Орб преобразует ménage à trois в четырехугольную концепцию. Упоминаются «возможные сюжеты» романа и обосновывается, почему специфика места Клары в системе персонажей не позволяет им сбыться, так же, как она не позволяет Кларану оставаться утопическим местом, райской аллюзией, и почему именно Клара привносит в поместье де Вольмаров смерть. В работе раскрывается функция образа Клары и его значение в том числе в контексте литературной эволюции и перехода от сентиментализма к романтизму. Анализ образа героини позволяет, опираясь на идею Жирмунского, обнаружить внутренние предпосылки перехода к новому литературному направлению. В статье раскрываются особенности функций «двойничества» в литературе сентиментализма. Отношения Юлии и Клары рассматриваются как «сентиментальная парность», что, с одной стороны, делает их идентичными и служит для раскрытия конфликта просвещенного разума и чувства, а с другой стороны, мешает Кларе «заменить» Юлию. Субъективная идеализация характеров и сюжетная ориентация на отношения Юлии и Сен-Прё определяет второстепенное место Клары в психологическом романе, однако настоящая работа ставит целью оспорить любовно-семейную утопию «Юлии, или Новой Элоизы», раскрывая ранее не исследованный вопрос о сюжетной линии Клары.

Издание: ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
Выпуск: Т. 35 № 2 (2025)
Автор(ы): Ершова Алиса Александровна
Сохранить в закладках
СЛУЧАЙ СЛОЖНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ (на материале рассказа «Пустыня дьявола») (2024)

На материале рассказа Бунина 1909 года «Пустыня дьявола» автор исследует, каким может быть литературное путешествие в литературе модернизма. Небольшой рассказ-травелог о путешествии из Иерусалима по библейским местам показывает своеобразие категории субъектности в путешествии и позволяет ввести понятие «ментального» путешествия. Так как места, по которым проходит герой, имеют массивные культурные наслоения, данный рассказ для своего анализа требует методов культурой географии. Места географические (существующие на момент путешествия Бунина и по большей части сохранившиеся сейчас как географические объекты), места культурно-исторические (связанные с евангельской историей) приобретают характер мест литературных, таким образом, мы можем проследить, как реальный пейзаж отражается в литературном произведении. Анализ выполнен согласно методике географического исследования литературных путешествий, выявлены черты травелога в рассказе Бунина, а также черты модернизма, обусловившие специфику путешествия. Выявлена и комментируется антитеза рассказа «христианство – язычество», описан феномен трансцендентности пространства у Бунина, что служит доказательством принадлежности рассказа к направлению «модернизм». В рамках исследования составлена карта путешествия, позволяющая проанализировать особенности художественного пространства рассказа и показать преломление реальной географической местности в литературном произведении.

Издание: ГЕОГРАФИЯ И ТУРИЗМ
Выпуск: № 1 (13) (2024)
Автор(ы): Ершова Алиса Александровна
Сохранить в закладках