В статье рассматривается просветительская деятельность Общества уральских горных техников в период с 1901 по 1917 гг., повлиявшая на развитие научно-технической мысли и повышение квалификации кадрового состава инженеров, техников и рабочих заводов горнозаводского Урала.
Цель данной статьи - проанализировать просветительскую работу Общества Уральских горных техников в период с 1901 по 1917 гг., которая заключалась в организации издательской и выставочной деятельности, способствующей развитию культуры и научно-технической мысли на Урале и в России в целом. Авторами подробно описаны этапы создания научно-технического журнала «Уральский техник», который знакомил читателей с новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки и техники, уделено внимание библиотечной работе.
В исследовании проанализирована историография вопроса, показавшая, что интерес к деятельности Общества уральских горных техников возник только в 60-е годы ХХ века. Однако до настоящего времени историки не касались комплексного анализа работы Общества, включавшей просветительскую направленность, что подтверждает актуальность темы статьи.
В ходе исследования определено, что просветительская деятельность Общества внесла большой вклад в распространение и развитие научной мысли, рост профессионального опыта технического кадрового состава заводов Урала, способствовала расширению кругозора членов ОУГТ и профессионального сообщества, а также консолидации профессиональных кадров.
На сегодняшний день изучение просветительской работы Общества уральских горных техников может являться примером формирования ценностных установок, углубленного знания истории родного края и уважения к историческому прошлому малой Родины.
В работе были использованы конкретно-исторические методы исследования, в частности: метод контент-анализа, на основе которого был собран материал исследования из опубликованных дореволюционных источников; историко-системный и хронологический методы, позволившие объединить и последовательно раскрыть аспекты просветительской деятельности ОУГТ. Также был использован принцип историзма, с помощью которого удалось проследить развитие просветительской работы Общества с момента его основания до 1917 г.
Статья посвящена разработке дизайн-проекта обучающей компьютерной игры «Путь Батыра» для молодежи, созданной на основе национальной башкирской мифологии. Актуальность темы настоящей статьи определяется потребностью создания современного обучающего визуального продукта цифрового медиажанра для привлечения внимания молодого поколения к проблеме сохранения преемственности и национальной культурной идентичности родного края.
Цель статьи – представить один из современных инструментов формирования и поддержания интереса современной молодежи к национальной культуре и популяризации ее ценностей как формы культурной памяти, являющейся средством коммуникации, в том числе, визуальной. Визуализация способствует увеличению количества вовлеченных в коммуникацию участников, которые способны в привлекательной форме игры эффективно воспринимать необходимую для обучения информацию, давая при этом обратную связь. Понятная наглядная форма качественного визуального дизайна поддерживает ее содержание и функционал.
В статье рассматриваются ключевые этапы создания дизайн-проекта игры. Авторы раскрывают сущность, особенности и возможности обучения с помощью компьютерных игр, набирающих большую популярность в сфере образования. Обращают внимание на целевую аудиторию, ядром которой являются подростки. Уточняются психофизические характеристики этой группы респондентов, для которых создание игрового контента должно соответствовать потребностям и повышать мотивацию к обучению. Анализируются достоинства и недостатки отечественных и зарубежных аналогичных проектов.
Основное внимание в статье авторы уделяют исследованию богатой национальной культуры, истории и мифологии башкирского народа. На основе изучения обширного культурно-исторического материала, который включает быт, традиции, особенности устройства жилища, национальной одежды и цветовой семантики, выстраивается концепция игры. Подробно прописывается сценарий и сюжет, состоящий из шестнадцати эпизодов. Конструируются визуальные образы героев и мифических существ, созданных по материалам легенд, преданий, эпоса «Урал-батыр», башкирских мифологических словарей.
Авторы приходят к выводу, что обучающая видеоигра для молодежи, основанная на изучении национальных культурных особенностей и башкирской мифологии, сможет стать современным интерактивным средством популяризации культурно-исторического наследия и способствовать сохранению преемственности и национальной идентичности народа.