В статье сопоставляются декларируемые цели и фактическая динамика развития малых и средних предприятий (МСП) в России. Этот сектор имеет довольно значительную государственную поддержку, но далеко не полностью использует ее в своих целях, передавая часть дохода более крупным, доминирующим над ним компаниям, которые получают таким образом институциональную ренту, а государство, по сути, финансирует их развитие. Актуальность темы определяется необходимостью структурной и институциональной перестройки российской экономики в условиях санкций. Государственная политика должна более четко фокусироваться на выявлении и преодолении барьеров развития малого, среднего и крупного бизнеса, к числу которых относится переход из среднего в крупный бизнес при достижении порога годовой выручки, равного 2 млрд руб.
Предмет. Анализ использования инструмента РЕПО банками и Банком России как важного механизма регулирования и повышения ликвидности банковского сектора.
Цели. Изучение операций РЕПО, а также институциональных различий в доступе к финансированию посредством механизма РЕПО системно значимыми и др. банками.
Методология. Проведен анализ международного опыта, применялись методы логического анализа.
Результаты. Рассмотрены риски использования РЕПО банками для оптимизации отчетности, имеющие место в международной практике. Разобран пример небольшого регионального банка, вовлеченного в активные операции РЕПО, в сравнении с системно значимым. Постулируется наличие институциональных различий в доступе банков к финансированию посредством РЕПО.
Выводы. Российский банковский сектор находится в процессе существенной трансформации и консолидации. Небольшие кредитные организации оказываются под давлением, в связи с чем вынуждены повышать уровень риска, что не позволяет избежать попадания в «институциональную ловушку» доступа к финансированию (в том числе с использованием РЕПО) по сравнению с системно значимыми банками.