Служебно-деятельностные особенности: интенсивность, напряженность деятельности, необходимость решения оперативно-служебных задач в условиях неопределенности — являются условиями, способствующими развитию утомленности сотрудников органов внутренних дел. Другим немаловажным фактором, препятствующим и усиливающим данное состояние, выступают темпоральные характеристики личности сотрудника, к которым относятся отношение ко времени, его функции и временная направленность. Цель — выявление связей утомленности с временной направленностью, функциями и отношением ко времени у сотрудников с разным уровнем утомленности. Материалы и методы. Респондентами выступили 187 сотрудников органов внутренних дел (90 слушателей первоначальной подготовки Санкт-Петербургского университета МВД России, а также 97 сотрудников со стажем служебной деятельности от 1 года до 10 лет, проходивших повышение квалификации в СПбУ МВД России). Использовался комплекс авторских психодиагностических опросников: «Субъективная оценка уровня утомленности личности», «Шкала субъективного отношения к времени», «Субъективная оценка временной направленности» и анкета «Оценка темпорального типа личности». Статистическими методами выступили анализ первичных описательных статистик, регрессионный и сравнительный анализ. Результаты и обсуждение. У сотрудников с низким уровнем утомленности превалирует пластичное отношение ко времени в сочетании с мобилизующей функцией времени и ресурсной временной направленностью с доминированием ориентации на настоящее. Сотрудники с умеренным уровнем утомленности отличаются временной зависимостью — пристрастным отношением ко времени, которое выполняет ограничивающую функцию, и фиксированной временной направленностью с доминированием ориентации на будущее. Для сотрудников с высоким уровнем утомленности характерно равнодушное отношение в сочетании с подавляющей функцией времени и фиксированной временной направленностью с доминированием ориентации на прошлое. Выводы. Отношение ко времени, временная направленность и функции времени выступают детерминантами утомленности, наиболее значимыми среди которых являются временная зависимость (пристрастное отношение ко времени), ограничивающая и подавляющая функции времени, а также фиксированная временная направленность на прошлое и будущее.
Введение. В период отпуска по уходу за ребенком самоотношение матери является индикатором ее благополучия, удовлетворенности собой. Также претерпевают изменения темпоральные особенности матери, такие как ее временной сценарий, направленность и отношение ко времени. Проблема самоотношения и темпоральных особенностей женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком, нуждается в дополнительном эмпирическом анализе и обобщении.
Цель исследования – выявить и описать взаимосвязь временного сценария, отношения к времени и временной направленности с параметрами самоотношения матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, а также установить различия в типах темпоральности женщин с разным отношением к себе.
Материалы и методы. Респондентами выступили 207 женщин в возрасте от 25 лет до 31 года, находящихся в отпуске по уходу за ребенком (возраст ребенка от 7 до 9 месяцев). Использовали комплекс авторских методик: опросник «Отношение к себе», «Субъективная оценка временной направленности», «Временной сценарий личности», «Шкала субъективного отношения к времени». Методами математической статистики выступили первичные описательные статистики, критерий сравнения, корреляционный анализ.
Результаты исследования. Результаты эмпирических исследований подтвердили наше предположение о существовании различий в отношении к себе у женщин с разными темпоральными особенностями, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, а также гипотезу о том, что отношение к времени и временной сценарий являются индикаторами конструктивного (деструктивного) самоотношения женщин в декретном отпуске.
Обсуждение и заключения. Женщинам с активно-позитивным отношением к себе присущ ресурсный тип темпоральности – разрешающий временной сценарий, ресурсная временная направленность (на настоящее и будущее) в сочетании с гибким отношением ко времени; у респондентов с неустойчивым самоотношением выражен невротично-фиксированный тип темпоральности – запрещающий временной сценарий, фиксация на прошлом и будущем, в сочетании с временной зависимостью как ведущим видом отношения ко времени; обследованным женщинам с пассивно-позитивным самоотношением свойственна инфантильно-фиксированная темпоральность с выраженным равнодушным отношением ко времени, инфантильно-разрешающим временным сценарием и фиксацией на настоящем.
Актуальность: оценка внутригрупповых отношений является одним из средств изучения социально-психологического климата в коллективе, а ее применение позволяет своевременно решать проблему профилактики конфликтов, напряженности внутри служебного коллектива, что позитивно сказывается на качестве служебной деятельности.
Цель: установить и описать различия в выраженности функциональных характеристик (позитивных и негативных) внутригрупповых отношений курсантов, а также их взаимосвязь с показателем благополучия социально-психологического климата в учебно-служебном коллективе. Гипотеза: предполагалось наличие взаимосвязи функционально-позитивных и негативных характеристик внутригрупповых отношений и благоприятности / неблагоприятности социально-психологического климата, а также что выраженность функциональных характеристик внутригрупповых отношений и, соответственно, благоприятности / неблагоприятности климата будет разной у курсантов на разных этапах обучения в вузе. Участники: 508 курсантов Санкт-Петербургского университета МВД России в возрасте от 18 до 24 лет (107 курсантов женского пола и 401 – мужского), среди них 115 курсантов 1-го курса, 101 – 2-го, 101 – 3-го, 98 – 4-го и 93 – 5-го курса. Методы (инструменты): опросник «Субъективная оценка внутригрупповых отношений» (С. В. Духновский, К. В. Злоказов), направленный на выявление функциональных (позитивных и негативных) характеристик внутригрупповых отношений, сочетание которых позволяет определить индекс социально-психологического климата в коллективе; методика оценки уровня психологического климата в коллективе (А. Н. Лутошкин) для фиксации степени его благоприятности / неблагоприятности.
Результаты: установлено, что самый благоприятный индекс функционально позитивных характеристик внутригрупповых отношений выражен у курсантов первого и четвертого курсов, тогда как на втором, третьем и пятом курсах имеет место снижение данного показателя. Выявлена значимая взаимосвязь функционально позитивных и негативных характеристик внутригрупповых отношений и уровня благополучия климата в коллективе. Индекс социальнопсихологического климата как соотношение функциональных характеристик внутригрупповых отношений (позитивных и негативных) различен в оценке курсантами на разных этапах обучения в вузе. Показано, что функциональные характеристики внутригрупповых отношений выступают индикаторами социально-психологического климата, а их общий индекс отражает, насколько благоприятен (неблагоприятен) его уровень в учебных группах. Основные выводы. Результаты продемонстрировали состоятельность индекса благоприятности социально-психологического климата как показателя внутригрупповых отношений в учебных коллективах, альтернативного существующим методам его измерения. Практическая значимость: дальнейшее изучение внутригрупповых отношений как показателя социально-психологического климата будет способствовать разрешению проблемы срабатываемости и совместимости сотрудников органов внутренних дел, а также вопроса их индивидуальной надежности.
Введение. Внутригрупповые отношения в служебных коллективах, с одной стороны, могут усиливать «рабочую усталость», вызванную напряженностью деятельности, приводить к утомленности сотрудника. Но утомленность как проявление тонического состояния риска оказывает влияние не только на качество решения служебных задач, но и на внутригрупповые отношения в служебном коллективе.
Цель исследования - изучение особенностей внутригрупповых отношений в служебном коллективе, их взаимосвязи и различий у сотрудников органов внутренних дел с разным уровнем утомленности.
Методы исследования. Респондентами выступили 150 сотрудников органов внутренних дел со стажем служебной деятельности от 7 до 10 лет. Был использован комплекс авторских психодиагностических опросников: «Субъективная оценка внутригрупповых отношений» (С. В. Духновский, К. В. Злоказов) и «Субъективная оценка уровня утомленности личности» (С. В. Духновский, Э. К. Шелепина).
Результаты. Установлено, что утомленность сотрудника взаимосвязана с позитивными (эмоциональной близостью, профессиональным самоотношением) и негативными (напряженностью, конфликтностью, агрессивностью, чувственным тоном) параметрами внутригрупповых отношений в служебном коллективе.
Установлено, что у респондентов с умеренным уровнем утомленности функционально-позитивные параметры внутригрупповых отношений, преобладают над функционально-негативными. У сотрудников с повышенным уровнем утомленности функционально-негативные характеристики доминируют над позитивными.
Показано, что при нарастании утомленности субъекты в меньшей степени озабочены отношениями в служебном коллективе. Особенности внутригрупповых отношений в служебном коллективе могут выступать факторами риска для развития и усиления утомленности сотрудника.
Оценка уровня утомленности, позволяет судить о том, как воспринимаются отношения в служебном коллективе с позиции выраженности их функционально-позитивных и негативных характеристик.