Публикации автора

ВДОХНОВЛЕННОЕ РАЗОБЛАЧЕНИЕ: ОБРАЗ СТАЛИНА В СОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ ПЕРИОДА ПЕРЕСТРОЙКИ (2024)

Реализация политики гласности и фактическая отмена цензуры в СССР привели к тому, что начиная с 1987–1988 гг. фигура Сталина не просто подвергалась публичной критике, но и откровенно демонизировалась, что затронуло все виды творческой деятельности, включая и кинематограф. В статье на примере художественного кино анализируются основные творческие подходы к репрезентации образа И. В. Сталина в период перестройки, а также связанные с ними дискуссии и мемориальные конфликты. На основе анализа кинематографических произведений, официальных документов, рецензий кинокритиков, отзывов зрителей и читателей в прессе авторы приходят к выводу о том, что демонизация и вульгаризация образа Сталина доминировали в перестроечной кинопродукции и во многом были вызваны текущей политической конъюнктурой. В то же время, в публичном дискурсе продолжались дискуссии о личности Сталине и сущности сталинского периода, участники которых обращались в основном к мифологизированным образам культурной памяти, а не к верифицированным историческим источникам или трудам профессиональных историков

Издание: НОВОЕ ПРОШЛОЕ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): ПРОСОЛОВА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА, ПОПОВ АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ
Сохранить в закладках
ПАМЯТЬ О ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ: ОБРАЗ КОЛЛАБОРАЦИОНИСТА В ПОСЛЕВОЕННОМ СОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ (2023)

Введение. Проявления коллаборационизма советских граждан в период Великой Отечественной войны достаточно хорошо изучены, однако проблематика восприятия коллаборационистов в послевоенное время нуждается в дополнительном освещении. Особо интересным представляется отражение данной темы в художественном кинематографе, который являлся одним из важнейших средств пропаганды. Методы и материалы. Основой исследования стал системный подход. Были применены историко-генетический и историко-сравнительный методы, кроме того, для выявления в фильмах характерных персонажей, образов, идей использовался контент-анализ. Исследование было проведено на базе опубликованных материалов, а также архивных дел, позволяющих сравнить мотивацию коллаборационистов в период Великой Отечественной войны с ее репрезентацией в советском кинематографе. Анализ. Изучение эволюции освещения Великой Отечественной войны и связанных с ней событий в кинематографе позволило выявить основные жанровые и стилистические приемы, использующиеся для демонстрации места и роли коллаборационистов. Через анализ мотивации коллаборационистов на основе протоколов их допросов и следственных дел, а также рассмотрение их поведения в художественных фильмах были определены функции указанной темы в советском пропагандистском дискурсе.

Издание: ВЕСТНИК ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 4: ИСТОРИЯ. РЕГИОНОВЕДЕНИЕ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: Т. 28 № 1 (2023)
Автор(ы): ПРОСОЛОВА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА, РОМАНЬКО ОЛЕГ ВАЛЕНТИНОВИЧ
Сохранить в закладках