Одним из актуальных направлений при изучении механизмов развития патологий, возможности тестирования новых фармакологических препаратов, а также внедрении альтернативных способов терапии болезней является использование лабораторных животных, среди которых чаще всего выбираются грызуны. Расстройства аутистического спектра требуют изучения не только генетических и нейробиологических механизмов возникновения, но и возможности ранней диагностики и облегчения симптоматики. Цель представленной работы — провести обзор имеющихся методов создания экспериментальных моделей расстройств аутистического спектра и современных тестов, необходимых для оценки поведенческих паттернов животных при проведении биомедицинских исследований по изучению аутизма. Поиск источников литературы осуществляли в базах данных PubMed и РИНЦ по следующим словарным запросам: «расстройства аутистического спектра», «модели на грызунах», «поведенческие модели», «фармакологические модели расстройств аутистического спектра», «autism», «autism spectrum disorder» и др. Временной горизонт поиска распространялся на 2016–2023 гг. Рассмотрены современные подходы к моделированию расстройств аутистического спектра на грызунах. Отдельное место занимает описание фармакологических и поведенческих моделей. Большое внимание уделяется комплексному изучению поведения животных для оценки степени выраженности симптомов аутизма, а именно нарушений социального поведения, проявлений стереотипного поведения и расстройств коммуникационных способностей.
Распространение инфекции COVID-2019 обусловило появление новых трудностей в адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузах, связанных с дистанционным обучением. Цель статьи - исследование показателей психоэмоциональной сферы студентов в условиях физиологической и психофизиологической адаптации при переходе вузовского обучения к дистанционной форме.
Материалы и методы. Участниками исследования стали студенты I курсов Самарского государственного медицинского университета. Для сбора материалов статьи использовались базовые и расчетные методики, характеризующие состояния сердечно-сосудистой системы и адаптационные возможности студентов и их влияние на психоэмоциональную сферу студентов.
Результаты: выявлены совершенно новые данные в отношении физиологической и психофизиологической адаптации студентов первого года обучения. Переходы обучения с очной формы на дистанционную и обратно в течение первого семестра 2020 года обусловили значимое снижение возможностей организма в процессе физиологической и психофизиологической адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе, что также обусловило снижение показателей умственной работоспособности, произвольного внимания на фоне более выраженного психоэмоционального стресса, связанных с переходом вузовского обучения к дистанционной форме и обратно. Результаты станут научной основой для разработки педагогами вузов мер по снижению напряженности адаптации у первокурсников.