Цель. Определение основных инструментов формирования экологической культуры у населения России и зависимости процесса развития экологической культуры от роста правосознания. Процедура и методы. Проведён анализ содержания экологической и правовой культуры, а также правосознания, их взаимосвязи и влияния. Основными исследовательскими методами являлись: метод междисциплинарного анализа российской и зарубежной научной литературы, обобщения, систематизации, аналогии, а также метод правового моделирования.
Результаты. Показано, что экологическая культура включает элементы: духовно-нравственные ценности, высокий уровень знаний права и экологических проблем и готовность реализовать свои знания на практике. Правовая культура – это эмоциональное восприятие права, готовность сознательно действовать в соответствии с правовыми предписаниями, участвовать в правовой жизни, повышать собственное правосознание. Таким образом, показателем правовой культуры выступает уровень правосознания, который, в свою очередь, напрямую влияет на формирование экологической культуры. Развитие правосознания, с одной стороны, обеспечивает большее доверие общества к проектам и программам, реализуемым органами власти, к правоприменительной практике должностных лиц. С другой стороны, граждане более ответственно относятся к окружающей среде, с большей готовностью соблюдают природоохранное законодательство и проявляют активность в защите окружающей среды. Теоретическая и/или практическая значимость. Выявлен важный инструментарий реализации конституционной нормы о воспитании экологической культуры жителей РФ, что должно стать основой при разработке государственной политики в рассматриваемой области, наряду с включением в образовательные стандарты предметов (модулей) экологической направленности.
С учётом стоящих перед российской наукой и промышленностью вызовов, связанных с изменением геополитических и макроэкономических условий, особую актуальность приобретают формирование новых направлений научно-инновационного сотрудничества, поиск новых партнёров и выстраивание связей с научными организациями и бизнесом в странах БРИКС. Обсуждению широкого круга вопросов, связанных с развитием научно-технологического и инновационного сотрудничества стран БРИКС, была посвящена состоявшаяся в октябре 2022 г. конференция, в которой приняли участие представители науки, бизнеса и органов власти стран БРИКС.
В статье представлена информация о VI Международной научно-практической конференции «Большая Евразия: национальные и цивилизационные аспекты развития и сотрудничества». Основное внимание уделяется докладам, посвящённым определению места и роли науки и образования в модернизации, инновационном и технологическом развитии и сотрудничестве стран ЕАЭС и других государств Большой Евразии, в том числе целям и задачам модернизации научного комплекса этих стран, приоритетам научных исследований, роли научного сообщества в формировании системы стратегического управления, глобальным трендам научно-технологического развития, новым формам взаимодействия науки и образования, механизмам стимулирования развития науки и оценки результатов научной деятельности. Значительное место в обзоре уделено докладам по проблемам искусственного интеллекта, в которых рассматриваются перспективы использования ИИ в математических исследованиях, фундаментальной физике, биологии, кристаллографии и неорганической химии, обработке естественного языка, медицине, сфере образования и др.; характеризуются взаимоотношения естественного и искусственного интеллекта, а также состояние правового регулирования ИИ на международном уровне и в национальном законодательстве РФ.
Цель работы: систематизация мер по адаптации к изменению климата и определение наиболее соответствующих им правовых механизмов реализации соответствующих проектов с привлечением частных инвестиций.
Метод исследования: общенаучные и специальные методы научного познания. Для достижения поставленных в работе целей использованы также: методы логического анализа, анализа законодательства, научной и деловой литературы, сравнительного анализа, систематизации, обобщения и системного подхода.
Результаты исследования: проведенный анализ показал, что вопросам адаптации к изменению климата в России стало уделяться внимание только в 2019 г., когда Правительство РФ утвердило Национальный план в данной области. Анализ отраслевых документов планирования адаптации к изменению климата позволил выявить отсутствие общесистемного подхода к решению поставленных задач, а также недостаток фактических данных о влиянии изменения климата и опасных погодных явлений на различные отрасли экономики. Однако уже очевидна необходимость реализации масштабных проектов адаптации, особенно в части инфраструктуры. Сделан вывод о том, что без привлечения частных инвестиций решить указанные задачи невозможно, а также о необходимости выстраивания государственно-частного партнерства (ГЧП) при реализации соответствующих проектов. Показано, что классические формы ГЧП не позволят реализовать все необходимые адаптационные мероприятия, поэтому следует шире использовать механизмы квази-ГЧП, что требует совершенствования законодательства.
Необходимо также нормативно закрепить технические требования к реализуемым проектам, учитывающие негативные последствия изменения климата.