Публикации автора

ОРГАНИЗАЦИЯ МУЛЬТИМОДАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ (2025)

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Мультимодальное обучение в эпоху цифровизации, актуальных социальных запросов и вызовов приобретает новое значение. Обоснование его востребованности и результативности посредством данных нейронаук и специальных образовательных платформ, проявляет необходимость в повышении квалификации педагогов по этим вопросам. Актуальность темы работы определяется: стабильным вниманием педагогического сообщества к проблематике повышения результативности обучения; ориентацией образования на цифровизацию; ростом популярности дистанционного и смешанного обучения; углублением использования психологических знаний в педагогике. Цель исследования состоит поиске оптимальных конструктов дополнительного профессионального обучения учителей по организации в своей педагогической практике мультимодального образовательного процесса и проверки их эффективности. Методология (материалы и методы). Выбор методов исследования определялся характером решаемых задач: теоретические (изучение научной, психолого-педагогической, методической литературы по теме; анализ педагогической практики в общеобразовательных организациях и в институте развития образования); эмпирические: (наблюдение за процессом повышения квалификации учителей; беседы с педагогами разных категорий, входной и выходной контроль слушателей; онлайн-опрос, онлайн-анкетирование); статистические (анализ данных исследования, определение наличия достоверных различий результатов). Результаты. В статье ставится проблема, которая связывается с важными практическими задачами. На основании анализа последних исследований и публикаций, на которые опирается автор, выделяется не решенные ранее части общей проблемы. В контексте содержания и структуры разработанной и пилотно внедренной институтом развития образования дополнительной профессиональной программы повышения квалификации конкретизируется понятийный аппарат проблемы, выделяются продуктивные форматы мультимодального обучения при очном, смешанном и дистанционном обучении. Актуализируется психологическая платформа мультимодального подхода. Обосновывается целесообразность использования для усиления мультмодальности новейших информационных технологий. Аргументируются интерактивные инструменты и формы организации мультимодальной образовательной среды, ключевыми блоками которой являются мультимодальный контент, мультимодальные педагогические методы, мультимодальное взаимодействие учителя и учащихся, интегрированные форматы обучения. После экспертизы отобраны, разработанные совместно со слушателями, фрагменты чек-листов по теме. Анализируются результаты опроса и анкетирования педагогов. Теоретическая значимость исследования представлена расширением теоретических аспектов и представлений об особенностях структуры и содержания повышения квалификации учителей по вопросам организации мультимодального обучения. Научная новизна исследования представлена описанием базовых процессов дополнительного профессионального обучения по формированию готовности учителей к организации мультимодальности в своей педагогической практике. Практическая значимость заключается в возможности применения предложенных компонентов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации в работе с педагогическими кадрами по обучению их организации современного мультимодального образовательного процесса. Заключение. В процессе исследования установлена перспективность организации мультимедийного обучения при освоении дополнительной профессиональной программы повышения квалификации педагогов.

Издание: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Выпуск: № 2 (63) (14 ст.) (2025)
Автор(ы): Волобуева Татьяна Борисовна
Сохранить в закладках
НЕЙРОТЕХНОЛОГИИ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ: ПРАКТИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ (2024)

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье рассматриваются нейротехнологии как целевое направление повышения квалификации педагогов. Они перспективны и в обучении взрослых, и в педагогической практике общеобразовательных организаций. Опыт использования нейротехнологий в зарубежных и отечественных школах показывает хорошие результаты. Исследователи отмечают их влияние на когнитивные функции обучающихся - память, внимание, восприятие и так далее. Учебный процесс становится более мотивированным, индивидуализированным, визуализированным. Целью исследования является конструирование целенаправленного повышения квалификации педагогических кадров в сфере нейронауки и нейротехнологий. Методология (материалы и методы). В основу исследования положены следующие теоретико-методические основания: работы педагогов в области различных форм обучения, труды ученых в сфере нейродидактики, материалы по применению нейротехнологий в общеобразовательных организациях. Использовались следующие методы исследования: анализ педагогической, научно-методической и специальной литературы, а также педагогические практики по изучаемой проблеме; обобщение, систематизация, конструирование, моделирование; педагогическое наблюдение, онлайн-опрос, тестирование, анализ входного и выходного контроля слушателей, статистическая обработка и интерпретация данных.

Издание: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Выпуск: № 1 (58) (2024)
Автор(ы): Волобуева Татьяна Борисовна
Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (2024)

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Данная статья посвящена развитию профессионального интеллекта педагогов в системе дополнительного профессионального образования. Современное образование требует от педагогов высокой компетентности и гибкости, поскольку требования к образовательному процессу и познавательным способностям учащихся постоянно меняются. Для продуктивной работы педагогам необходимо развивать набор способностей и знаний, позволяющих эффективно принимать решения, урегулировать проблемы, проявлять творческое мышление и успешно взаимодействовать с учащимися. Цель исследования состоит в обосновании системного повышения квалификации по развитию профессионального интеллекта педагогов. Методология (материалы и методы). Исследование основывается на когнитивной психологии и теории развития интеллекта. Использованы как качественные, так и количественные методы. В качестве инструментов для сбора данных применялись онлайн-опросы, анкеты, интервью и наблюдение. Полученные данные анализировались с использованием статистических методов. Результаты. Анализируются прогрессивные исследования и результативный практический опыт по формированию и развитию профессионального интеллекта педагогов. Выделяются успешные подходы и методы по данной проблеме в образовательных системах России, США и Японии. Обоснованы ключевые компоненты профессионального интеллекта: логическое мышление, творческое мышление, понимание рисков и умение управлять временем. Конструируется целевое непрерывное повышение квалификации по развитию у педагогических кадров профессионального интеллекта. Интегрируются предметное содержание учебных модулей и развивающих методов: рефлексивная беседа, тренинги, практикумы, логические разминки, проблемные кейсы, разработка проектов, коллаборативное обучение и другие. Сформирован инструментарий отслеживания результативности развития профессионального интеллекта в процессе повышения квалификации педагогических кадров. Анализируются такие показатели продуктивности обучения слушателей как рост уровня знаний и умений, повышение качества профессиональной деятельности, улучшение отношения к профессии, уровень удовлетворенности процессом освоения дополнительной профессиональной программы. Теоретическая значимость исследования заключается в адаптации результативных подходов развития профессионального интеллекта к повышению квалификации педагогических кадров. Научная новизна исследования представлена постановкой проблемы, методическим обоснованием целевого обучения педагогов в режиме интеллектуального развития. Практическая значимость заключается в возможности применения предложенных методов для развития профессионального интеллекта в процессе повышения квалификации педагогов. Заключение. Результаты исследования показывают важность и результативность целевого развития профессионального интеллекта педагогов в процессе повышения квалификации. Организация систематических занятий, мастер-классов, консультаций, наставничества, использование инновационных методов обучения и современных технологий способствуют совершенствованию педагогических компетенций и укреплению профессионализма работников образования.

Издание: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Выпуск: № 3 (60) (2024)
Автор(ы): Волобуева Татьяна Борисовна
Сохранить в закладках