Публикации автора

ВОПРОСЫ ПСИХИЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ В ДЕТСТВЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТЕ В. Г. КОРОЛЕНКО (СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД) (2025)

В статье рассматривается сложившаяся в творческом наследии русского писателя В. Г. Короленко (1853-1921) система взглядов на психическое саморазвитие в детстве, обусловленное в основном собственной активностью ребенка, без участия взрослых. Психическое саморазвитие, как следует из анализа и интерпретации писательского наследия, протекает в таких видах самостоятельной деятельности детей, как познание, дружба, общение, игра, которые позволяют удовлетворять потребности ребят в любви родных людей, общении с ними. Познание мира, участие в жизни других помогают ребенку обрести важные качества во всех сферах психического развития, среди которых произвольность поведения и деятельности, познавательных и эмоциональных процессов; моральные ценности общества; способы его познания, отношение к нему и взаимодействие с людьми. Каждый вид детской деятельности вносит особый вклад в психическое развитие. В познавательной деятельности детей формируются образы знакомых и близких взрослых, сверстников, настоящего и прошлого мира, нравственные координаты отношения к нему - сочувствие к обиженным и презрение к обидчикам. В дружбе со сверстниками складываются основы нравственности в совокупности переживания гуманных чувств, понимания моральных норм и их относительности, следования им в ситуациях нравственного выбора. В речевом общении проявляются детские типы - «фантазер» и «реалист-критик», - формируется творческое рассказывание, возникает начальный контур целостного детского мировоззрения с координатами прошлого и настоящего, причины и следствия, добра и зла, рождения и смерти. В сюжетно-ролевой игре дети в воображаемом сюжете моделируют сферу жизнедеятельности взрослых, выполняя их роли с помощью игровых действий и игрового употребления заместителей реальных предметов. Важным условием саморазвития ребенка становится общение с близкими людьми, основанное на гуманистической, личностно ориентированной позиции в отличие от их эгои стической концентрации на своих переживаниях, заботе о своем спокойствии, разрушающих детские фантазии, игру, картину жизни наряду с жестокими противоречиями жизни.

Издание: СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 1 (53) (2025)
Автор(ы): УРУНТАЕВА ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА
Сохранить в закладках