Архив статей журнала
В предлагаемой статье рассматриваются особенности изложения «географии» и «хорографии» у Марциана Капеллы. Из девяти книг «Бракосочетания» семь посвящены отдельным научным дисциплинам: грамматике, диалектике, риторике, геометрии, арифметике, астрономии и гармонии. Из содержания рассказа в шестой книге становится понятно, что геометрия - дисциплина сложная и многогранная, дополнительно включающая в себя «географию» и «хорографию». В узком смысле геометрия занимается изучением фигур, в широком - формой и положением земли, тепловыми поясами и указанием локаций на географической карте. Эти две дисциплины дополняли друг друга и позволяли ученикам получить более широкие представления о земной поверхности. Образовательный цикл, изложенный автором, к V в. еще не представлял собой прочно устоявшеюся интеллектуальную концепцию и претерпевал значительные изменения ещё в течение двух веков. Отсюда, допустимо предположить, что каждый автор вплоть до окончательного оформления круга свободных дисциплин был вправе вносить изменения в список и содержание предметов, в том числе «географии» и «хорографии». Несмотря на очевидное сходство их содержания с рассказом Клавдия Птолемея, в «Бракосочетании» обозначаются и строгие терминологические рамки каждой ключевой дисциплины. Для первой допустимо употребление терминов terra и orbis, для второй - orbis terrarum, provincia и finis. Указанное обстоятельство позволяет увидеть приблизительный путь «географии» (в античном понимании) от представлений Клавдия Птолемея, жившего в период наивысшего расцвета Римской империи, до поздней Античности. Идеи, заложенные Марцианом Капеллой, легли в основу определения «Геометрии» в развитое Средневековье.