Архив статей журнала
Обзор Международной Форсайт-сессии «Россия и Мир к 2100 году: управление будущим», состоявшейся в июне 2024 году в Санкт-Петербурге. Финал Форсайт-сессии прошел на Петербургском Международном Экономическом Форуме, где были представлены лучшие проекты молодых участников о будущем. В мероприятии приняли участие: 21 эксперт и 60 молодых людей из России, Германии, Великобритании и Ливана, а также молодежь из Венесуэлы, Гватемалы, Гвинеи, Египта, Зимбабве, Испании, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Люксембурга, Парагвая, Перу, России, США, Украины, Черногории, Эквадора. Большой охват стран, представленных молодыми людьми, дает возможность проанализировать мнение и видение отдаленного будущего глазами молодого поколения разных континентов, которому предстоит формировать это будущее на нашей планете.
Автор на примере старообрядческой общины деревни Большой Пружинец исследует историю православной миссии среди местных старообрядцев в конце XIX - начале XX веков. В статье вводятся в научный оборот новые архивные материалы, освещающие положение староверов в данном регионе. Документальный корпус, взятый автором за основу исследования, представляет собой группу источников из фондов Национального исторического архива Республики Беларусь (Минск): фонд Витебского Свято-Владимирского братства и отчеты братства, регулярно публиковавшиеся в «Полоцких епархиальных ведомостях». Опираясь на опубликованные и неопубликованные источники, а также на историографический материал, автор рассматривает судьбу старообрядцев Рыкшинской волости (Невельского уезда) накануне революции 1917 года.
В статье рассматривается бытование колыбельных песен в сообществе старообрядцев-липован в диахроническом и синхроническом аспектах на основании архивных материалов МГК им. П.И. Чайковского и полевых 196 материалов автора. Приводятся тексты колыбельных песен, впервые введенные в научный обиход в диссертационном исследовании автора, анализируется их образный ряд и формальные признаки
В статье дается описание собрания предметов традиционной культуры, бытовавших среди насельников Выговского старообрядческого общежительства. Основное внимание уделяется предметам, которые воплощают особенности религиозной традиции старообрядцев. Они представлены следующими изделиями: культовое медное литье, деревянная 185 пластика с сюжетом «Голгофский крест», настенные листы с религиозно-назидательными текстами, подручники. Наиболее значительное число изделий деревянной пластики, хорошо атрибутированных, поступило от известного собирателя ФА. Каликина в 1913 году. Предметы медного литья в начале XXI века были пополнены переданной в музей в 2016 году частной коллекции геолога И. И. Краснова. К числу редких памятников выговского медного литья может быть отнесена икона «Неопалимая Купина» / «Богоматерь Знамение с символами евангелистов», где вблизи надписи, указывающей на евангелиста Марка, изображен не лев (так в официальной православной традиции), а орел.
Статья содержит исторические сведения о старообрядчестве низовий р. Мсты в XVIII - XX веках. Местные общины играли заметную роль в жизни старообрядчества Новгородской губернии. Особое внимание уделяется взаимосвязи конфессиональной динамики и особенностей хозяйственной жизни крестьян региона, а также событиям, которые были вызваны введением системы военных поселений в первой четверти XIX века. Заключительная часть статьи посвящена месту старообрядчества в локальной памяти современного населения региона, а также его отражению в семейных преданиях. В основу статьи легли архивные источники и материалы полевых опросов, проводившихся автором в 2010 - 2024 годах.
Исследования, посвященные деятелям сибирского старообрядчества, их организационной роли и влиянию на конфессиональную идентичность региональных сообществ становятся все более популярными и могут дать этнографам важные результаты в плане определения механизмов коммуникации незарегистрированных общин во времена СССР. В 1986-2010 годах, благодаря этнографическим экспедициям ИАЭТ СО РАН, исследователям удалось обнаружить, а затем и общаться не только с таежными отшельниками, но и с городскими старообрядцами-беспоповцами, в данном случае такого мегаполиса, как Новосибирск.
В статье делается попытка на основе письменных источников (письмо, редкая публикация, рукопись) и воспоминаний новосибирских старообрядцев федосеевской общины города Новосибирска выявить масштаб влияния личности старообрядческого деятеля 1930-1980-х годов Ивана Никифоровича Заволоко. Сосланный в Сибирь в 1949-1958 годов И. Н. Заволоко сыграл в болотистом Васюганье роль центра притяжения старообрядцев-федосеевцев. 158 Ссыльный старообрядец информировал селян об идеологических и религиоведческих основах веры в годы гонений в период т.н. «церковных преобразований советской власти», когда потомки старообрядцев начали стремительно утрачивать свои культурные ценности.
В статье показаны основные методологические возможности исследования прошлого опыта «возвращения» русских старообрядцев из Восточной Европы и их адаптации в СССР в 1947 году. Продемонстрированы результаты историографического анализа разработки этой темы и характеризуется ее потенциал для изучения репатриации сообществ, формирования новых качеств в этих традиционалистических культурах в советских реалиях. Особо продуктивной представляется концептуальная схема «двойной диаспорности», которая обосновывается как феномен, отображающий длительное проживание этноконфессиональной группы в иноэтничном окружении, со временем - возвращение ее части в пределы исторической метрополии.
Во второй части статьи будет рассмотрена обрядовая семантика дерева в румынской погребальной обрядности, а также ее отражение в некоторых обрядовых фольклорных текстах. Цитируемые фольклорные тексты записаны румынскими и сербскими этнологами и фольклористами на территории Олтении, Баната и Трансильвании (Румыния) и сербской части долины Тимока. Кроме того, производится сопоставление роли дерева в обрядах перехода (погребальных и свадебных) у румын и некоторых соседних народов.
Автор отмечает, что с конца ХХ века имеет место процесс активного «возвращения религии в политику». В статье предлагается классификация моделей политико-правового положения религиозных конфессий, исходя из обеспечения права на свободу совести. Особое внимание уделено государственно-конфессиональным отношениям в современном мире. Предлагается оптимальный алгоритм использования потенциала религиозных конфессий для решения задач современного российского государства.
В данной статье поднимается вопрос о глобальной конкуренции между государствами и корпорациями, как наиболее сильными субъектами мировой политики. Глобальный кризис капитализма, усиленный мировой пандемией коронавируса, естественным образом ослабил социальные основы многих политических режимов национальных государств. Был задан новый виток глобальной конкурентной борьбы, ведущейся между конкурирующими группами финансового капитала. Итогом данной конкуренции может стать новый глобальный конфликт, делающий неизбежным участие в нем многих национальных государств.
Предметом данного исследования выступают философские и религиозные основания абстракционизма в изобразительном искусстве. Цель настоящей статьи состоит в анализе влияния философских взглядов А. Бергсона и религиозных практик на творчество основоположников абстрактного искусства. Учитывая сложность и неоднозначность темы статьи, был предпринят следующий методологический подход: анализировались не только художественные, но и теоретические труды самых заметных фигур абстракционизма: В. Кандинского, К. Малевича, П. Мондриана. Представлен теоретический обзор исследований, посвященных проблеме кризиса в искусстве и абстракционизму как реакции на него. В статье использовались методы интерпретации, герменевтики, компаративистский метод, который применялся для исследования мировоззренческих взглядов, зафиксированных в художественных и теоретических произведениях абстракционистов, семиотический метод, аксиологический метод - при анализе ценностей эпохи кризиса культуры начала ХХ века, в обработке исследовательской литературы применялся аналитический метод. В работе был задействован междисциплинарный подход, ориентирующий на изучение абстракционизма как многомерного явления. Научная новизна данного исследования заключается в том, что в статье впервые произведения вышеупомянутых художников рассматривались сквозь призму философии жизни и интуитивизма А. Бергсона, а также религиозно-духовных практик (шаманизм, даосизм, древнегреческая мифология, христианство и теософия), мотивы которых использовались художниками-абстракционистами в своих картинах. Был сделан вывод о том, что для абстрактного искусства характерно желание разрыва с художественной традицией, конфликт со временем, неприятие однозначности, стремление максимально выразить себя, культ творческого протеста, противоречия и эксперимента, что привело к формальному и концептуальному новаторству, формированию нового художественного сознания под воздействием данных философских и религиозных идей.
В статье рассмотрены ключевые проблемы и ведущие подходы к пониманию взаимосвязи науки и нравственности. Проведен исторический анализ смены идеи этической нейтральности на тенденцию нравственной обусловленности науки. Философский анализ дихотомии, включающей свободу научного поиска и социальную ответственность ученого, привел к заключению о том, что любые научные исследования, затрагивающие сферу деятельности и интересов, как нынешнего, так и будущего поколения, должны подвергаться гласному, всестороннему и широкому обсуждению. Обосновывается необходимость разработки этического кодекса ученого и способов контроля научной деятельности, адекватных современному этапу развития науки и общества в целом.