ISSN 2413-2217
Языки: ru · en

ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА

Архив статей журнала

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ О. М. ВАЛОВОЙ, В. Г. РЕШЕТОВА "ФИЛОСОФИЯ ТРАГЕДИЙ ОСКАРА УАЙЛЬДА" (КИРОВ : ВЯТСК. ГОС. УН-Т, 2023. 342 С.) (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: ДОЦЕНКО ЕЛЕНА ГЕОРГИЕВНА

Рецензируемая монография доктора филологических наук, профессора Вятского государственного гуманитарного университета Ольги Михайловны Валовой и доктора филологических наук, профессора Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина Владимира Григорьевича Решетова посвящена изучению конкретного аспекта творчества О. Уайльда: жанровой и стилевой специфике трагедий британского классика. Доминантой исследования стала философская составляющая творчества писателя, а также философская база его эстетизма, поэтому, подробно и последовательно анализируя пьесы, авторы монографии не ограничиваются рассмотрением только драматического наследия Уайльда, представив в своей работе новый целостный портрет крупнейшего деятеля английского декаданса. Монография вышла в свет в преддверии 170-летнего юбилея Оскара Уайльда.

Сохранить в закладках
"РАЗГОВОР КРАЯМИ" С ПИСАТЕЛЕМ И О ПИСАТЕЛЕ (РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: КАЛИНИНА Л. В., КАЛИНИН А. А. ЯЗЫК И МИР ЮРИЯ КОВАЛЯ: ОПЫТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. КИРОВ : РАДУГА-ПРЕСС, 2024. 170 С.) (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: РЕШЕТОВА АННА АНАТОЛЬЕВНА

Представлена научная рецензия монографии «Язык и мир Юрия Коваля: опыт лингвистического анализа» (Киров, 2024), написанной преподавателями Вятского государственного университета, представителями научной школы системно-функциональной и когнитивной лингвистики кафедры русского языка, культуры речи и методики обучения — доктором филологических наук Л. В. Калининой и кандидатом филологических наук А. А. Калининым. В исследовании как филологическая проблема заявлена связь мира и образа писателя в ракурсе языка. Монография посвящена изучению языковой личности и художественного мира писателя Юрия Коваля (1938–1995), представленному с позиций системнофункционального и лингвокогнитивного подходов. Лингвистический анализ специфики языка и стиля писателя обусловил воссоздание его мировосприятия.

Сохранить в закладках
РЕКА ПАНИКА В МИЛОСЛАВСКОМ РАЙОНЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ЕЕ ДОЛИНА И БАССЕЙН (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: КРИВЦОВ ВЯЧЕСЛАВ АНДРЕЕВИЧ, ВОДОРЕЗОВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Приводятся сведения об одном из интересных природных объектов Рязанской области - долине реки Паники, сформированной на значительной ее части в массиве карстующихся палеозойских пород и отличающейся отсутствием в ней постоянного стока, за исключением периода весеннего половодья, чередованием на ряде ее участков в остальное время года русловых прудов, отдельных бочагов с водой и сухого русла. Приводятся общие сведения, характеризующие бассейн реки Паники, составленная нами схема эрозионной сети данной территории, данные об особенностях строения долины реки на ее отдельных участках, о расположении обводненных и сухих участков русла, о причинах, обусловливающих их наличие, о составе руслового аллювия, а также о государственном природном заказнике «Милославская лесостепь», расположенном в бассейне реки. Отмечена необходимость дополнительного изучения особенностей строения и развития долины реки Паники и эрозионной сети в ее бассейне, в том числе с целью определения роли рельефа и субстрата в дифференциации растительных группировок на территории природного заказника «Милославская лесостепь».

Сохранить в закладках
МОРФОСТРУКТУРНЫЙ КОНТРОЛЬ ПОДЗЕМНОГО ТРАВЕРТИНОНАКОПЛЕНИЯ В МОСКВЕ (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: НЕХОДЦЕВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ, ЛУКАШОВ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

На внутренних стенках подземных коммуникаций Москвы местами активно формируются травертиноподобные наросты различной плотности ― кальтемиты, аналогичные по формам спелеотемам карстовых пещер. В обнаруженных аномальных случаях кальтемиты локализуются с плотностью от 5–6 шт./м2 до сплошного чехла мощностью порядка 30–40 см в виде зон длиной 50–200 м и больше. Размеры и обилие наростов заведомо превышают возможные объемы выщелачивания кальцита из обделки тоннелей на 2–3 порядка. Всего в Москве выявлено 58 зон аномального травертиногенеза (ЗАТ), которые расположены преимущественно в теле техногенно-погребенных долин и оврагов и суммарно составляют не более 1,5 % их протяженности. Границы зон достаточно четкие и не зависят от изменения формы сечения или материала обделки, уклона коллектора, рельефа местности, наличия какихлибо специфичных производств на поверхности. Составлена карта выявленных аномалий. Исследованием охвачено порядка 1 000–1 200 км подземных сооружений всех типов, находящихся на глубине от 2–3 до 80–85 м и равномерно распределенных по территории Москвы. По литературным и фондовым материалам выполнено пространственное сопоставление зон аномального травертиногенеза с различными геоморфологическими и геологическими характеристиками.

В настоящей работе впервые для подобных явлений предлагается объяснение механизма и пространственных закономерностей аномального карбонатного литогенеза в подземных коммуникациях. Все известные нам обильные кальтемитообразования совпали с установленными другими авторами геодинамически активными зонами и линеаментами. Аномальный травертиногенез в подземных коммуникациях Москвы развивается в условиях дегазации CO2 из подстилающих толщ на фоне деформаций приповерхностных мезокайнозойских рыхлых грунтов.

Сохранить в закладках
КОДОВОСТЬ КАК ЛИНГВОПОЭТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: ГРЯЗНОВА АННА ТИХОНОВНА

В статье уточняются определение и лингвистический статус кодовости, которая рассматривается как лингвопоэтическая категория, проявляющаяся в художественных текстах путем моно-, би-, поли- и мультикодирования. Наблюдения автора статьи осуществляются на материале, извлеченном из русских нереалистических художественных текстов ХIХ–ХХI веков различных литературных направлений: романтизма, фэнтези, стимпанка, а также русскоязычных переводов.

Методами исследования в статье послужили описание, наблюдение, семантическое декодирование, а также семный, лексический, лингвокогнитивный, лингвокультурологический, дискурсивный виды анализа, которые способствовали выявлению свойств кодовости как лингвистической категории. Они позволили установить, что вербализаторами категории кодовости в художественных текстах служат, с одной стороны, узуальные языковые средства: фоновая семантика и производное значение лексем, внутренняя форма слов и фразеологизмов, антропонимы, паремии различной типологии, а с другой — тропы, фигуры и разнообразные художественные приемы: оксюмороны, сравнения; метафоры, в том числе когнитивные; олицетворения, синестетические единицы, интертекстуальные, в том числе гипертекстуальные, вкрапления.

В художественных текстах они обнаруживают лингвокультурологический, лингвокогнитивный, медиалингвистический, транслятологический (лингвопереводческий) потенциал, используемый с учетом индивидуально-авторской репрезентации культурноязыкового кода в ряде дискурсивных разновидностей: религиозной, фольклорной, мифологической, обыденной, романтической, реалистической, наивной, политической, спортивной, профессиональной, рекламной и др.

Признаками лингвопоэтической категории кодовости, которая понимается автором статьи как свойство любого художественного текста, содержащего неявную концептуальную и подтекстовую информацию, являются неочевидность шифруемых смыслов; открытость для пополнения предметно-тематическими разновидностями и художественными концептами, участие в миромоделировании.

Сохранить в закладках
ПАРАМЕТРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОКОГНИТИВНОЙ КАТЕГОРИИ АГРЕССИИ (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: ФИРСОВА МАРИЯ АНАТОЛЬЕВНА

Цель статьи состоит в определении и описании параметров формирования лингвокогнитивной категории агрессии в русском языке. Разнообразие форм проявления вербальной агрессии, ее большой воздействующий потенциал диктуют необходимость описания лингвокогнитивных параметров, лежащих в ее основе.

В статье формулируется тезис о том, что агрессия представляет собой лингвокогнитивную категорию, включающую пять параметров: целенаправленность, аффективность, персуазивность, антиаксиологичность и национально-культурную обусловленность. Совокупность данных параметров объединяется в сознании человека в такой «лингвокогнитивной ячейке», как агрессия, которая выражается с помощью разнообразных языковых средств.

Обосновано, что целенаправленность как лингвокогнитивный параметр агрессии заключается в нанесении вреда объекту (конкретному лицу, массовому адресату, самому адресанту); аффективность - в негативном эмоциональном состоянии субъекта при выражении агрессии; персуазивность - в прямом негативном воздействии на адресата, манипуляции его когнитивными установками; национально-культурная обусловленность отражает особенности русского языкового менталитета при экспликации агрессии; антиаксиологичность искажает ценности адресата или негативно влияет на них за счет средств вербальной агрессии.

В ходе исследования использовался общенаучный индуктивно-дедуктивный метод, метод компонентного анализа. Практическая значимость определяется возможностью применения результатов исследования в образовательном процессе высшей школы.

Сохранить в закладках
ЦВЕТАЕВСКАЯ РЕЦЕПЦИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ АНТОНЕЛЛЫ АНЕДДЫ (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: КОСТА ЭРИКА

Цель статьи — проследить цветаевскую рецепцию в творчестве итальянской писательницы (поэта и эссеиста) Антонеллы Анджой Анедды. Итальянский автор хорошо знаком с многочисленными переводами на итальянский язык произведений Марины Цветаевой; «цветаевский след» отчетливо прослеживается уже в ее дебютном поэтическом сборнике (книге-откровении) Residenze invernali («Зимние резиденции»).

Особое внимание в статье уделяется книге-исповеди Анедды La luce delle cose. Immagini e parole nella notte («Свет вещей. Ночные изображения и слова»), в которой автор нередко обращается к творчеству Цветаевой, цитируя ее произведения или приводя ее слова в связи с теми или иными поэтическими проблемами. Книга открывается темой бессонницы, напрямую связанной с цветаевским творчеством. Анедда представляет бессонницу как «улицу-вершину» и ведет диалог с пространством как головокружительной пропастью.

Своеобразие книги Анедды состоит в том, что в ней переплетаются имена философамыслителя Сёрена Кьеркегора и поэта Марины Цветаевой — двух парадоксальных, пламенных, дерзких, ироничных творцов, для которых выражением духа чувственности являлась музыка.

Нить размышлений Анедды о работах Кьеркегора, начинаясь именем Цветаевой, продолжается постоянным переплетением ассоциаций, в которых мысли датского философа пересекаются с мыслями русского поэта. В книге Анедда затрагивает различные темы, но особенно сосредоточивается на темах любви и поэзии.

Сохранить в закладках
ЛИЧНОСТЬ Д. Г. БАЙРОНА В ВОСПРИЯТИИ О. УАЙЛЬДА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: Валова Ольга Михайловна

Байрон и Уайльд — знаковые фигуры XIX века. В статье изучается вопрос, как личность Байрона была воспринята Уайльдом, одним из выдающихся представителей культуры «конца века». Первый сборник стихотворений Уайльда напомнил окружающим в числе прочих поэтов-предшественников творчество Байрона, ХХ век выявил увеличение внимания к сопоставлению личностей обоих писателей.

В статье рассматривается вопрос об истоках интереса Уайльда к Байрону и его произведениям, взглядам, обусловленным мнением его матери; изучается образ поэта, представленный в стихотворениях «Равенна» и «Сад Эроса».

В обоих текстах образ Байрона связан с темой свободы, волновавшей в ту пору Уайльда и отраженной в его первой пьесе «Вера, или Нигилисты». Интерес Уайльда к Байрону укрепила редакторская работа в журнале «Мир женщины», почитательницы которого интересовались жизнью и творчеством поэта. Внимание Уайльда к Байрону продиктовано также тем, что он стал символом романтизма, а этот метод писатель считал наиболее творчески привлекательным. Со временем вектор интереса Уайльда смещался к личности Байрона; зарубежные исследователи полагают, что отношение к поэту становится связанным прежде всего с гомосексуальностью — с этих позиций пересматриваются и его ранние поэтические произведения, и роман «Портрет Дориана Грея», в котором видятся связи образа Дориана с Байроном.

В заключении предлагаются общие выводы и перспективы исследования. Материалы статьи могут быть использованы в исследовательских работах, в практике преподавания английской литературы XIX века.

Сохранить в закладках
ЭМБЛЕМАТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ОСОБЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ XVII ВЕКА И ЕГО ПРЕЛОМЛЕНИЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РОУЗ ТРЕМЕЙН (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: ТИХОМИРОВА КСЕНИЯ ПАВЛОВНА

Действие романов современной британской писательницы Роуз Тремейн «Реставрация» и «Музыка и тишина» разворачивается в XVII веке в эпоху барокко, характерной чертой которого было эмблематическое мышление. Эмблема - жанр, связанный с символическим восприятием мира, своеобразная интеллектуальная игра, призванная помочь человеку в постижении жизни.

Цель данной статьи заключается в изучении специфики репрезентации эмблематического мышления на примере названных сочинений Тремейн, анализе его влияния на сюжетные составляющие, личности главных героев, развитие их характеров. Также в статье рассматривается соотношение барочной эмблематики с постмодернистским сознанием, в рамках которого созданы произведения. Актуальность исследования состоит в оценке влияния романов «Реставрация» и «Музыка и тишина» на сознание современных читателей и уточнении степени значимости произведений.

В результате обозначены уровни проявления эмблематического мышления в работах Тремейн. Установлено, что для творчества автора характерен амбивалентный, игровой взгляд на вещи, который заставляет читателя активно включаться в толкование текста.

Сохранить в закладках
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕНЕЗИС МОТИВНО-СЮЖЕТНОГО КОМПЛЕКСА ЛЮБОВНОЙ БЕЛЛЕТРИСТИКИ ПОЗДНЕГО СЕНТИМЕНТАЛИЗМА (НА ПРИМЕРЕ РЕЦЕПЦИИ ПОВЕСТИ Н. М. КАРАМЗИНА "БЕДНАЯ ЛИЗА") (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: РЕШЕТОВА АННА АНАТОЛЬЕВНА, РЫНГАЧ ТАТЬЯНА БОРИСОВНА

В статье анализируются сентиментальные повести рубежа XVIII-XIX веков, написанные по образцу «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина. Тексты В. В. Измайлова, Г. П. Каменева, И. И.

Мартынова, А. Е. Измайлова, П. Ю. Львова, М. В. Милонова и др. до начала XXI века относились литературоведами к разряду массовой, низовой литературы, а потому были мало изучены. Авторы статьи обращаются к проблеме генезиса мотивно-сюжетного комплекса любовных повестей-рецепций, формирования их событийной схемы.

Выявляется, что сюжет карамзинской повести варьировался представителями позднего сентиментализма с помощью нанизывания на него разных по происхождению мотивов.


На сложившуюся сюжетную схему несчастной любви повлияли традиции европейского повествования (сочетание мотивов сентиментальной европейской прозы, поэзии (идиллической и пасторальной), драматургии (комической оперы)) и русской рукописной повести XVII-XVIII веков (варьирование нарратива сказочными мотивами, мотивами любовно-авантюрного, куртуазного и рыцарского романа, перешедшими в сентиментальную беллетристику посредством оригинальных и переводных текстов).

Объектом анализа в статье стал комплекс мотивов, объединенных любовной сюжетной схемой и заимствованных из разного рода литературных источников: мотив несчастной любви; любви, трагизм которой - в сословном неравенстве и социальной принадлежности любящих; мотив сентименталистской драматичной смерти/самоубийства главной героини и, в качестве сюжетного «противовеса», идиллические мотивы добродетельных героев-помещиков, способствующих счастливому финалу; мотив скорби у могилы любимой, связанный с образом меланхоличного повествователя; трагические мотивы прощального письма, болезни от любви, похищения главной героини и клеветы на нее и т. п.

Результаты проделанного исследования имеют как практическое применение (в формате образовательной практики студентов и аспирантов-филологов), так и теоретическое значение.

Анализ взаимодействия европейского сентиментализма и отечественной рукописной повести, оригинальной и переводной, в мотивно-сюжетном комплексе рецептивных произведений, ориентированных на образец «Бедной Лизы» Карамзина, приводит к более полному преставлению о характере трансформации жанра сентиментальной повести и его роли в дальнейшем формировании русской беллетристики.

Сохранить в закладках
МОНАРХИЯ И РЕСПУБЛИКАНИЗМ В БРИТАНИИ (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: ОСТАПЕНКО ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА, АРХИПОВА ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА

Актуальность статьи обусловлена значимостью изучения процесса адаптации британской монархии к условиям современной действительности. Цель исследования заключается в представлении становления английской монархии и ее способности к выживаемости в XXI веке. В рамках исследования также ставится вопрос о возможности республиканизма в Англии. Рассматривается отношение к идее республиканизма британских политических партий, лейбористских и консервативных правительств, отдельных премьер-министров и общественно-политических деятелей. Представлен анализ деятельности антимонархической организации «Республика». Показано, что наряду с укреплением власти суверена возникали и отдельные «кризисные» моменты, ослаблявшие монархию. Данные периоды установлены по работам английских исследователей-биографов королевской семьи. По итогам анализа общественного опроса раскрыто отношение британцев к королевской семье и Карлу III, а также отношение к монархии в целом.

Сохранить в закладках
"БУНТ ДОЧЕРЕЙ" КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В 1890-Е ГОДЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: НАУМЕНКО ЕКАТЕРИНА ОЛЕГОВНА

Статья посвящена дискуссии, развернувшейся на страницах британских изданий в конце XIX века и получившей название «бунт дочерей». В статье анализируется данное явление и породившие его причины. К числу последних относятся распространение в обществе либеральных идей, серьезные политические и социально-экономические изменения: миграция мужчин, расширение образования, вовлечение женщин в социальную и политическую жизнь британского общества. Делается вывод, что, с одной стороны, «бунтующие дочери» были реально существовавшим социальным явлением, с другой стороны, представляли собой дискурсивный феномен, активно обсуждаемый на страницах британских газет и журналов в 1894 году. Новизна исследования состоит в том, что данный вопрос ранее не рассматривался в российской историографии.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →