Архив статей журнала
Коммуникативная компетентность молодёжи рассмотрена с позиций феноменологии, социальной реальности, когда интерсубъективные взаимодействия акторов определяют складывающуюся в сознании субъективную картину представлений об общении. Отмечена ключевая роль процессов смыслообразования в социальной коммуникации и коммуникативной компетентности. В становлении личностных и социокультурных смыслов коммуникации участвуют знания и ценности коммуникации, нормы общения, коммуникативные умения и способы поведения - определяющие структуру коммуникативной компетентности, направленной на поддержание социальности, социальных связей. Поскольку формирование социальной реальности отличается дифференциацией, и сама молодёжь как социальная группа дифференцирована, целью статьи явилось выявление связей между основными дифференцирующими признаками и проявлениями коммуникативной компетентности молодёжи. Рассмотрены дифференцирующие демографические показатели: гендер, тип поселения, уровень образования, регион проживания. Гендер рассмотрен как ведущий дифференцирующий признак. Измеряемые показатели коммуникативной компетентности: смыслы общения, нормы коммуникации, коммуникативные умения. Проведённый анализ показал наличие связей между дифференцирующими признаками и проявлениями коммуникативной компетентности: на фоне доминирования терминальных ценностей и соответствующих им умений в сочетании с ориентацией на изменение нормы коммуникации как основных характеристик в структуре коммуникативной компетентности опрошенной молодёжи, выявлено, что сельские юноши и девушки в большей степени, чем городские, привержены стабильности в норме взаимодействия; респонденты, имеющие полное общее среднее образование, а также девушки из федеральных центров, являются наиболее выраженными носителями терминальных ценностей коммуникации. Молодые мужчины и женщины Вологодского региона лидируют среди других регионов в ориентации на инструментальные ценности общения, мужчины этого региона - самая малочисленная по проявленности ряда коммуникативных умений, в том числе инструментальных. Данные связи отражают как расширение социальной реальности и коммуникативной компетентности опрошенной молодёжи за счёт её социокультурной дифференциации, так и указывают на наличие определённых проблем, как социокультурного, так и более широкого характера, что требует обсуждения.
Социальные взаимодействия в молодёжной среде регулируются на основании не только общепринятых образцов, но и на основании целей-принципов, формирующихся в среде самой молодёжи как ответ на изменение социальных и культурных условий жизнедеятельности. С точки зрения институционально одобряемой нормы, эти принципы являют собой социокультурные девиации. На уровне сознания они представлены в форме различных конфигураций смыслов-суждений, которые реализуются разными группам молодёжи в процессе взаимодействий. Одним из проявлений отклонения выступают регулятивные смыслы, ориентирующие на разобщение и самоутверждение за счёт окружающих. Анализируются данные, полученные в ходе всероссийского исследования, проведённого Центром социологии молодёжи Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН в 2021 году. Рассматриваются связи труда, образования и межличностных взаимодействий с социокультурными девиациями молодёжи в социальной реальности. Встраивание социокультурных девиаций в процесс регуляции взаимодействий в молодёжной среде отражается в оправдании молодыми людьми практик травли, провокаций, злых розыгрышей и проявления неуважения к учителю как допустимых способов взаимодействий в значимых сферах жизнедеятельности. Их применение сопровождается наделением в молодёжных группах труда, общения и образования определёнными смысловыми характеристиками. В ходе анализа данных установлено, что суждения о буллинге и троллинге дифференцируют молодёжь по смыслу труда «ощущение своей полезности». Кроме того, суждение о буллинге дифференцирует молодёжь по смыслу «вынужденная необходимость». Выявлены связи одобрения респондентами суждений о буллинге, троллинге и учителе со смыслом общения «радость, счастье» и «внутренняя потребность». Также установлено, что суждения о пранке и учителе дифференцируют молодёжь по смыслам образования «возможность сделать карьеру» и «развитие способностей».