ISSN 2308-829X · EISSN 2713-0681
Языки: ru · en

Архив статей журнала

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕВИАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ: САМОРЕГУЛЯЦИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ (2023)
Выпуск: Том 29 № 3 (2023)
Авторы: Сорокин Олег Владимирович, Любутов Александр Сергеевич

В смысловом пространстве молодёжи переосмысление отношения к сфере межличностных взаимодействий сопровождается складыванием образцов, ориентирующих молодых людей на разобщение, дезинтеграцию и самоутверждение на фоне собеседника. С точки зрения нормативного подхода данные отклонения следует рассматривать как противостоящие базовым смысловым основаниям норм социальных взаимодействий между молодыми людьми. Социокультурные девиации в социальной реальности представлены в форме смысловых характеристик целей и принципов жизнедеятельности, которые маркируются представителями общности как отклоняющиеся, поскольку не соответствуют базовым, коллективным интерпретациям нормального, допустимого и общепринятого в культуре конкретной общности. В статье природа социокультурных девиаций молодёжи рассматривается в контексте их отклонения от исходных смыслов, которые закладывались в понимание образцов социальных взаимодействий в рамках доминирующей культуры. Ориентации на социокультурные девиации представляется как следствие усиления процессов инструментализации и рационализации молодёжи в сфере межличностных взаимодействий. Приводятся результаты всероссийского исследования, проведённого Центром социологии молодёжи ИСПИ ФНИСЦ РАН в 2021 году. Анализируются взаимосвязи между признаком доверия/недоверия к собеседнику и смысловыми отклонениями в молодёжной среде, что позволяет исследовать смысловую направленность саморегуляции девиаций молодёжи в сфере межличностных взаимодействий. Применение метода структурно-таксономического моделирования позволило изучить особенности саморегуляции социокультурных девиаций молодёжи в её социальной реальности. Используемые алгоритмы автоматически выделили наиболее близкие друг к другу элементы по достаточно большому числу характеристик и сгруппировали эти элементы в естественные смысловые единства. Соответствующие элементам смыслы распределяются не хаотично, а выстраиваются в определённую иерархию, в соответствии со значениями выбранной меры близости. Так были изучены смысловые отклонения, которые сконцентрированы в ядре смыслового единства и на его периферии.

Сохранить в закладках
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕВИАЦИИ В РЕГУЛЯЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ МОЛОДЁЖИ (2024)
Выпуск: Том 30 № 3 (2024)
Авторы: Сорокин Олег Владимирович

Социальные взаимодействия в молодёжной среде регулируются на основании не только общепринятых образцов, но и на основании целей-принципов, формирующихся в среде самой молодёжи как ответ на изменение социальных и культурных условий жизнедеятельности. С точки зрения институционально одобряемой нормы, эти принципы являют собой социокультурные девиации. На уровне сознания они представлены в форме различных конфигураций смыслов-суждений, которые реализуются разными группам молодёжи в процессе взаимодействий. Одним из проявлений отклонения выступают регулятивные смыслы, ориентирующие на разобщение и самоутверждение за счёт окружающих. Анализируются данные, полученные в ходе всероссийского исследования, проведённого Центром социологии молодёжи Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН в 2021 году. Рассматриваются связи труда, образования и межличностных взаимодействий с социокультурными девиациями молодёжи в социальной реальности. Встраивание социокультурных девиаций в процесс регуляции взаимодействий в молодёжной среде отражается в оправдании молодыми людьми практик травли, провокаций, злых розыгрышей и проявления неуважения к учителю как допустимых способов взаимодействий в значимых сферах жизнедеятельности. Их применение сопровождается наделением в молодёжных группах труда, общения и образования определёнными смысловыми характеристиками. В ходе анализа данных установлено, что суждения о буллинге и троллинге дифференцируют молодёжь по смыслу труда «ощущение своей полезности». Кроме того, суждение о буллинге дифференцирует молодёжь по смыслу «вынужденная необходимость». Выявлены связи одобрения респондентами суждений о буллинге, троллинге и учителе со смыслом общения «радость, счастье» и «внутренняя потребность». Также установлено, что суждения о пранке и учителе дифференцируют молодёжь по смыслам образования «возможность сделать карьеру» и «развитие способностей».

Сохранить в закладках