ISSN 2308-829X · EISSN 2713-0681
Языки: ru · en

Архив статей журнала

РИСКИ КОНФЛИКТНОСТИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ (2023)
Выпуск: Том 29 № 3 (2023)
Авторы: Денисова Галина Сергеевна, Авдеев Евгений Александрович, Воробьев Сергей Михайлович

В статье анализируются оценки и представления молодёжи Северного Кавказа о состоянии межэтнических отношений в регионе. Северокавказский регион отличается высоким уровнем значимости конфессиональных, этнических и групповых идентичностей, что создаёт риски конфликтности межэтнических отношений. Сохраняются значимые различия в степени выраженности этнического и конфессионального самосознания у русской и северокавказской молодёжи. Приобретают важное значение вопросы совместимости различных ценностных и социокультурных основ мировоззрения молодых людей, формирования объединяющих гражданских и культурно-цивилизационных основ общероссийской идентичности. Цель исследования состоит в определении конфликтогенного потенциала межэтнических отношений на Северном Кавказе в представлениях молодёжи. Задачами исследования являются выявление причин межнациональной напряжённости, определение этноконфессиональных факторов конфликтогенности межэтнических отношений среди молодёжи, степени готовности лично участвовать в этноконфессиональных конфликтах в интересах своей этнической и конфессиональной группы, значимости основных макроидентичностей: общероссийской, этнической и конфессиональной. При работе над методологией исследования особое внимание было уделено современным российским и зарубежным теоретико-методологическим подходам к межэтническим конфликтам, роли этнополитических и экономических факторов конфликтогенности и определению причин межэтнической напряжённости в полиэтничной среде. Эмпирические данные были получены методом опроса-анкетирования, проводившегося в феврале-марте 2023г. Опрошено 1400 респондентов- студентов ведущих вузов Северного Кавказа. Была проведена подвыборка по национальности и отношению к религии. Уровень межнациональной напряжённости на Северном Кавказе в представлениях респондентов оценивается как низкий. Различия в оценках между респондентами, представляющими русскую группу и группу народов Северного Кавказа, православными и мусульманами незначительны. При этом сохраняется потенциальная конфликтность и мобилизационный потенциал этничности, их зависимость от национальной принадлежности. Большинство опрошенных в качестве основных причин межнациональной напряжённости на Северном Кавказе выделяли социокультурные: неприятие культуры и ценностей других народов, враждебность и предубеждение к другим народам. Общероссийская идентичность сформирована и значима для всех групп респондентов. Этническая и конфессиональная идентичности также имеют большое значение для северокавказской молодёжи. На Северном Кавказе сохраняются латентные риски конфликтности межэтнических отношений в молодёжной среде, мобилизационный потенциал этнической и конфессиональной идентичности. Основные причины межнациональной напряжённости носят ценностно-мировоззренческий характер. В сознании молодых людей существует высокая значимость, наряду с общероссийской, этнической и конфессиональной идентичностями. Формируется тенденция к перетеканию «поля конфликтности» из этнополитической в социокультурную сферу. Эмоционально-психологические и социокультурные причины для молодёжи имеют большую значимость, чем социально-экономические и этнополитические.

Сохранить в закладках
САМООЦЕНКА МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ МОЛОДЕЖИ (2023)
Выпуск: Том 29 № 3 (2023)
Авторы: Шаповалова Инна Сергеевна

В рамках изучения социальных стратегий молодёжи важным аспектом становится определение тех факторов социализации, которые влияют на выбор таких стратегий и их последующую реализацию. Одним из таких факторов является экономическое положение семьи молодых людей. Данный фактор формирует разные условия социализации, создавая предпосылки для формирования определённых стратегических диспозиций, направлений и горизонта жизненного планирования. Цель статьи состоит в изучении связи между самооценкой материального положения и жизненными стратегиями молодёжи в соответствии с экономическими условиями социализации. В статье представлены результаты социологического мониторинга 2022 года «Социальные стратегии молодёжи», проведённого на территории Белгородской области. Ключевые социальные стратегии проанализированы на основании типологии молодёжи по субъективной оценке уровня материального положения (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего). Результаты исследования показывают наличие реальной связи между самооценкой материального положения и установками на определённые социальные стратегии. Выявлено противоречие между близостью стратегических установок низкодоходных и высокодоходных групп молодёжи.

Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ (2023)
Выпуск: Том 29 № 3 (2023)
Авторы: Сушко Павел Евгеньевич

В статье на данных исследований Института социологии ФНИСЦ РАН рассматривается динамика и специфика социального благополучия молодёжи сквозь призму сопоставления объективных показателей дохода и его субъективных оценок, а также особенностей восприятия молодёжью их социальной успешности в сочетании с мировоззренческими установками на самодостаточность. Показано, что для современной молодёжи значимо снизились шансы на достижение относительно высоких доходов на ранних жизненных этапах, но при этом не возросли риски скатывания молодёжных групп к границам бедности. Хотя с 2003 г. значимо снизилась численность наиболее обеспеченной части молодёжи, доля её наименее обеспеченной части оставалась стабильной. На этом фоне общие стандарты жизни для молодёжи повысились, а границы неблагополучия стали более размытыми. Представления о компонентах социального благополучия в молодёжной среде расширились, а роль доходов как одного из ключевых его маркеров снизилась. Тем не менее для российской молодёжи сохраняется относительно длинный цикл достижения условно предельного уровня социального благополучия. Продемонстрировано, что российская молодёжь отличается высокими ожиданиями в отношении собственных достижений в будущем и имеет при этом особое молодёжное видение критериев жизненного успеха, обусловленное во многом проблемами и ожиданиями, характерными для того или иного этапа жизненного цикла. Показано также, что степень самореализации как молодёжи, так и россиян в целом оказывается значимо связана с целым рядом объективных характеристик индивида. Чем выше занимаемое индивидом положение в различных статусных иерархиях, тем лучше он оценивает степень реализации собственных планов. В свою очередь ощущение социального аутсайдерства стимулирует формирование установок на крайний индивидуализм, готовность достигать желаемого любой ценой. Здоровая же социальная успешность коррелирует с установкой на приоритет моральных норм и ценностей.

Сохранить в закладках
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА: ПОИСК ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ (2023)
Выпуск: Том 29 № 3 (2023)
Авторы: Кочетков Андрей Валентинович

В России наступил период, когда объективно необходимы институциональные преобразования в вопросах государственной молодёжной политики (ГМП). Они предполагают формирование и развитие стройной системы органов по делам молодёжи, обеспечивающей координацию усилий государственных органов, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по реализации ГМП. Проблема заключается в том, что Россия уже более 30 лет находится в поиске интегративной модели управления в данной сфере, продолжаются дискуссии о межведомственном и отраслевом характере ГМП, её сущности и типологии. В настоящей статье акцент делается на вопросе об органе управления в сфере ГМП, призванном обеспечить интеграцию деятельности всех её социальных субъектов. По мнению автора, его необходимо создать в ранге федерального министерства. Для обоснования используются диалектический и системный подходы, исторический, логический, формально-правовой, сравнительный и структурно-функциональный методы исследования. Даётся краткая история создания и функционирования федеральных и региональных органов по делам молодёжи, обращается внимание на их нынешний состав и тенденции развития. Делаются выводы о фактическом приближении к самостоятельности статуса органа исполнительной власти, отвечающего за выработку и реализацию ГМП, её нормативно-правовое регулирование в Российской Федерации, а также предлагаются меры по совершенствованию интеграционных процессов в управлении рассматриваемой сферой.

Сохранить в закладках
ЦЕННОСТЬ ИЛИ БРЕМЯ: КАК ДОВЕРИЕ МОЛОДЕЖИ ИНСТИТУТАМ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ВЛИЯЕТ НА ИХ БУДУЩЕЕ? (2023)
Выпуск: Том 29 № 3 (2023)
Авторы: Александрова Ольга Аркадьевна

В статье анализируются представления молодёжи о способности государственной системы здравоохранения и пенсионного страхования удовлетворять нынешние и будущие потребности в адекватной медицинской помощи и безбедной жизни и влияние, которое они могут оказать на судьбу этих институтов. Показано, что молодёжь не рассчитывает на государственную пенсию, что связано, прежде всего, с разочаровывающим молодых россиян опытом нынешних пенсионеров, а также с массовой включённостью молодёжи в неформальную занятость, не предполагающую уплаты налогов и отчислений в социальные фонды. Последнее респонденты оправдывают тем, что не ожидают какой-либо заботы от государства и в будущем рассчитывают только на себя. Со скепсисом молодёжь относится и к государственному здравоохранению. Проблемы со своевременным попаданием на приём к врачу и на диагностическое исследование в районных поликлиниках, неприветливость занятого в них медперсонала, сомнения в его профессиональных качествах выталкивают молодёжь в частную медицину, которая видится ей в гораздо более позитивном свете. Показательно, что в представлениях респондентов государственные медицинские учреждения опережают частные по совокупному индексу злоупотребления доверием, а его ключевыми формами выступают такие, которые призваны заставить пациентов прибегнуть к платным услугам. Готовность работников государственных медицинских учреждений к такому неблаговидному поведению респонденты объясняют, прежде всего, меркантильными соображениями, а также страхом перед начальством, требующим наращивания объёма платных услуг. Негативные представления молодёжи о работе государственного пенсионного обеспечения и системы здравоохранения ведут к их девальвации. Потеря опоры в становящихся большинством поколениях чревата для этих институтов дальнейшей деградацией и даже не встречающим особого сопротивления упразднением, что пагубно не только с точки зрения будущих социальных рисков в лишённом «страховочных сетей» обществе, но и в части дальнейшей дезинтеграции социума.

Сохранить в закладках
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕВИАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ: САМОРЕГУЛЯЦИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ (2023)
Выпуск: Том 29 № 3 (2023)
Авторы: Сорокин Олег Владимирович, Любутов Александр Сергеевич

В смысловом пространстве молодёжи переосмысление отношения к сфере межличностных взаимодействий сопровождается складыванием образцов, ориентирующих молодых людей на разобщение, дезинтеграцию и самоутверждение на фоне собеседника. С точки зрения нормативного подхода данные отклонения следует рассматривать как противостоящие базовым смысловым основаниям норм социальных взаимодействий между молодыми людьми. Социокультурные девиации в социальной реальности представлены в форме смысловых характеристик целей и принципов жизнедеятельности, которые маркируются представителями общности как отклоняющиеся, поскольку не соответствуют базовым, коллективным интерпретациям нормального, допустимого и общепринятого в культуре конкретной общности. В статье природа социокультурных девиаций молодёжи рассматривается в контексте их отклонения от исходных смыслов, которые закладывались в понимание образцов социальных взаимодействий в рамках доминирующей культуры. Ориентации на социокультурные девиации представляется как следствие усиления процессов инструментализации и рационализации молодёжи в сфере межличностных взаимодействий. Приводятся результаты всероссийского исследования, проведённого Центром социологии молодёжи ИСПИ ФНИСЦ РАН в 2021 году. Анализируются взаимосвязи между признаком доверия/недоверия к собеседнику и смысловыми отклонениями в молодёжной среде, что позволяет исследовать смысловую направленность саморегуляции девиаций молодёжи в сфере межличностных взаимодействий. Применение метода структурно-таксономического моделирования позволило изучить особенности саморегуляции социокультурных девиаций молодёжи в её социальной реальности. Используемые алгоритмы автоматически выделили наиболее близкие друг к другу элементы по достаточно большому числу характеристик и сгруппировали эти элементы в естественные смысловые единства. Соответствующие элементам смыслы распределяются не хаотично, а выстраиваются в определённую иерархию, в соответствии со значениями выбранной меры близости. Так были изучены смысловые отклонения, которые сконцентрированы в ядре смыслового единства и на его периферии.

Сохранить в закладках
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ МОЛОДЕЖИ В РЕАЛЬНОМ И ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВАХ (2023)
Выпуск: Том 29 № 3 (2023)
Авторы: Проказина Наталья Васильевна

В условиях цифровизации всех процессов и сфер жизнедеятельности существенно изменяется образ жизни современного человека. Большой трансформации подвержены коммуникативные практики, которые осуществляются в виртуальном пространстве. Коммуникативные практики формируют новые модели и паттерны поведения, придавая новый смысл и содержание механизмам взаимодействия. Виртуализация коммуникативного пространства наибольшее влияние оказывает на детей, подростков и молодёжь, поскольку выступает ключевым условием их социализации, конструируя смыслы, содержание, модели и практики взаимодействия.

Цель статьи - обоснование особенностей коммуникативных практик молодёжи в реальном и виртуальном пространстве. Коммуникативные практики молодёжи сегодня представляют объект междисциплинарного изучения. Именно этот подход позволяет выявить мотивы и установки молодёжи о возможностях, функциях, целях коммуникативных практик в реальном и виртуальном пространстве. Сегодня прослеживается взаимодополнение функций коммуникативных практик, осуществляемых молодёжью в реальном и виртуальном пространстве. Коммуникативные практики молодёжи следует рассматривать как один из ключевых компонентов саморегуляционных механизмов молодёжи, поскольку они направлены не только на передачу информации, но и на конструирование, производство и трансляцию смыслов. Особенности коммуникативных практик позволяют определить представления молодёжи о коммуникации, об их функциях и возможностях, о восприятии интернет-пространства.

Обосновано что повышение инструментальной компетенции, формирование навыков цифровой гигиены, развития коммуникативных навыков и трансмедиаграмотности в целом обеспечивают адекватность коммуникативных практик, снижают девиантные формы проявления в реальном и виртуальном пространствах. Полученные выводы позволят разработать программы по развитию коммуникативных навыков, и трансмедиаграмотности, обосновывать программы сопровождения интернет-социализации для детей, подростков и молодёжи.

Сохранить в закладках
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ О БУДУЩЕМ СТРАНЫ В ПРОЕКЦИИ КУЛЬТУРЫ (2023)
Выпуск: Том 29 № 3 (2023)
Авторы: Зубок Юлия Альбертовна, Селиверстова Нина Анатольевна

В статье анализируется связь смыслов, формируемых в культурном пространстве молодёжи, с её представлениями о целях, «значимых для будущего страны» («доступное квалифицированное здравоохранение как залог высокого качества жизни», «семья, как основа уверенности и безопасности», «жизненное пространство как среда для комфортной жизни», «труд как источник материального благополучия», «баланс прав и обязанностей граждан как фактор консолидации общества», «образование как условие социального продвижения», активное гражданское общество как условие демократизации в стране», «власть, способная обеспечить достижение перечисленных целей как залог устойчивого развития страны»). Анализ показал, что полная идентификация молодёжи со смысловыми характеристиками базовой культуры вне зависимости от её типов коррелирует с максимальной степенью поддержки определённой цели, значимой для будущего страны. Данный факт рассматривается как свидетельство интегрированности носителей базовой культуры в российское общество, их социокультурной включенности в изменяющуюся реальность. Отрицание молодёжью принадлежности к базовой культуре через её определённый тип преимущественно ведёт к некоторому снижению степени поддержки целей, значимых для будущего. Обнаружено, что как принятие, так и отрицание субкультурных смыслов менее выражено регулируют поддержку названных целей. Авторы предполагают, что представления об общественно-значимых целях находятся в более тесной связи с широкими пластами культуры, освоенными в процессе социализации и меньше определяются социально-психологическими и социокультурными характеристиками, обусловленными возрастом.

Сохранить в закладках
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТУВИНСКОЙ МОЛОДЁЖИ С НЕТРАДИЦИОННОЙ РЕЛИГИОЗНОСТЬЮ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ) (2023)
Выпуск: Том 29 № 2 (2023)
Авторы: Лютенко Ирина Викторовна

В статье анализируются результаты социологического исследования «Как живёт Тува», проведённого в 2022г. Отделом этнодемографических, религиозных и интеграционных процессов Института демографических исследований ФНИЦ РАН среди студенческой молодёжи. В фокусе статьи- религиозная молодёжь, последователи буддизма. Среди них выделены типологические группы «практикующих» и «непрактикующих», которые отбирались по показателям религиозной самоидентификации; самоидентификации по конфессиональному признаку; интереса к восточным, нетрадиционным религиям и учениям; мотивации интереса к данным воззрениям; включение практик этих религий и учений в жизнедеятельность. Отметим, что в группе «практикующие» присутствуют все показатели нетрадиционной религиозности, а в группе «непрактикующие» в их жизнедеятельность не включена практика нетрадиционных воззрений. Проведён сравнительных анализ типологических групп с точки зрения степени воздействия мировоззренческих аспектов нетрадиционной религиозности на национальные, этноконфессиональные и миграционные ориентации и установки.

Результаты социологического поиска зафиксировали в обеих типологических группах высокий уровень толерантного отношения к представителям других этносов и конфессий. В тоже время среди «практикующих» два раза больше положительно относящихся к бракам с представителями другой национальности и в три раза меньше респондентов, негативно относящихся к браку с человеком другого вероисповедания.

В связи с непростой социально-экономической обстановкой в регионе, больше половины молодых людей в рассмотренных группах планируют переезд в другие регионы и мегаполисы. Среди «практикующих» почти треть не планируют возвращаться после переезда, в группе «непрактикующих» таких респондентов практически в два раза меньше. Мотивация переезда в типологической группе «практикующие» связана скорее с социально-бытовыми ориентациями (улучшение жилищных условий, получение более качественного образования и медицинских услуг, возможность путешествовать), а группе «непрактикующие» - с социально-профессиональными трудностями (поиск работы по специальности, повышение уровня заработной платы, карьерный рост).

Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА СЕМЬИ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ (2023)
Выпуск: Том 29 № 1 (2023)
Авторы: Романович Нелли Александровна

Проблемы института семьи отражаются в трансформации семейных ценностей. Традиционные для исторической России образцы семейно-брачных отношений вступают в противоречие с современными реалиями. Молодёжную среду эта трансформация затрагивает прежде всего, ставя молодых людей перед жёстким выбором между социально одобряемым карьерным ростом и тихим неприметным миру подвигом внутрисемейных отношений. Проведённое осенью 2020 года всероссийское исследование «Саморегуляция жизнедеятельности молодёжи в изменяющейся социальной реальности» выявило проблемные аспекты брачных отношений. Исторически свойственные России традиционные ценности семьи противостоят набору современных ценностей, свойственных либеральной модели, и порой уступают последним. Заложенный основоположниками коммунизма курс на устранение моногамной семьи как экономической ячейки общества дает свои поздние всходы, преломляясь в индивидуализации общества, нивелировании значимости официальных брачных союзов, сокращении количества детей в семьях. Результаты всероссийского социологического опроса молодёжи дают возможность выявить реальное семейное положение молодых людей в России, рассмотреть его модели. В статье анализируется распространённость так называемых «гражданских браков» и коррекция отношения к ним со стороны официальных органов. Автор приводит обоснование набирающей популярность «японской модели» в брачных отношениях, а также причины, которые толкают молодых людей к недолгосрочности брачных союзов, чреватых одиночеством. Рассматривается характер взаимоотношения молодых людей с родителями и сопоставляются различные поколения молодёжи. Исследуется представление респондентов о смысле семьи и устанавливаются главные побудительные причины вступления в брак. Выявляется число детей в современных молодёжных семьях и анализируются тенденции в различных социальных группах. Делаются выводы о неустойчивости института семьи в современном мире и необходимости защиты его со стороны государства.

Сохранить в закладках
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСТАНОВКИ В САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЁЖИ О БУДУЩЕМ (2024)
Выпуск: Том 30 № 4 (2024)
Авторы: Зубок Юлия Альбертовна, Селиверстова Нина Анатольевна

Статья содержит результаты третьего этапа исследования, раскрывающего устойчивость и дифференцирующее действие габитусов (ментальных и современных черт национального характера, жизненных позиций) и миграционных установок в определении молодёжью целей, значимых для будущего страны. На основе сравнительного анализа двухмерных распределений с применением статистики χ2 выявлено, что устойчивость проявили как габитусы, восходящие к ментальным чертам (любовь к отечеству, милосердие и сострадание, любовь к ближнему), традиционные жизненные позиции (коллективизм и бескорыстие), так и габитусы, генетически связанные с современными чертами национального характера (стремление отстаивать права человека, открытость ко всему иностранному) и активная жизненная позиция. Габитусы с традиционным ценностным основанием резко разделяют выраженных носителей установки и отрицающих её наличие в их выборе целей. Традиционные установки, чаще чем современные, становятся основой конструирования более определённой субъективной реальности будущего. Наиболее явно дифференцирующее действие зафиксировано в связях установки на любовь к отечеству и общественной значимости крепкой семьи для будущего страны; любви к ближнему, милосердия и сострадания, чести, достоинства, бескорыстия и доступного квалифицированного здравоохранения. Смысловое наполнение этих установок конвертируется в заботу о ближних и сопереживание дальним, преимущественно касается удовлетворения витальных потребностей здоровья и жизни. К ним примыкает и современная установка на отстаивание прав человека в отношении комфортного жизненного пространства как параметра образа будущего. Наименьшую устойчивость в регулировании представлений о целях будущего страны проявили традиционная установка на подозрительность к иностранцам и современные установки на отношение к стране как к месту проживания, демонстративную жалостливость, рациональное, прагматичное отношение к окружающим и индивидуализм. В этом случае регулирующим действием обладают несформированные установки, что и объясняет их неустойчивость. Для установок молодёжи на эмиграцию по сравнению с установками на осёдлость и внутреннюю миграцию, характерна девальвация ключевых общественно значимых целей-ценностей (крепкой семьи, труда, образования), но большая поддержка активного гражданского общества как наиболее полного выражения агентности, возможности реального влияния на политический процесс и принятие управленческих решений.

Сохранить в закладках
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕВИАЦИИ В РЕГУЛЯЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ МОЛОДЁЖИ (2024)
Выпуск: Том 30 № 3 (2024)
Авторы: Сорокин Олег Владимирович

Социальные взаимодействия в молодёжной среде регулируются на основании не только общепринятых образцов, но и на основании целей-принципов, формирующихся в среде самой молодёжи как ответ на изменение социальных и культурных условий жизнедеятельности. С точки зрения институционально одобряемой нормы, эти принципы являют собой социокультурные девиации. На уровне сознания они представлены в форме различных конфигураций смыслов-суждений, которые реализуются разными группам молодёжи в процессе взаимодействий. Одним из проявлений отклонения выступают регулятивные смыслы, ориентирующие на разобщение и самоутверждение за счёт окружающих. Анализируются данные, полученные в ходе всероссийского исследования, проведённого Центром социологии молодёжи Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН в 2021 году. Рассматриваются связи труда, образования и межличностных взаимодействий с социокультурными девиациями молодёжи в социальной реальности. Встраивание социокультурных девиаций в процесс регуляции взаимодействий в молодёжной среде отражается в оправдании молодыми людьми практик травли, провокаций, злых розыгрышей и проявления неуважения к учителю как допустимых способов взаимодействий в значимых сферах жизнедеятельности. Их применение сопровождается наделением в молодёжных группах труда, общения и образования определёнными смысловыми характеристиками. В ходе анализа данных установлено, что суждения о буллинге и троллинге дифференцируют молодёжь по смыслу труда «ощущение своей полезности». Кроме того, суждение о буллинге дифференцирует молодёжь по смыслу «вынужденная необходимость». Выявлены связи одобрения респондентами суждений о буллинге, троллинге и учителе со смыслом общения «радость, счастье» и «внутренняя потребность». Также установлено, что суждения о пранке и учителе дифференцируют молодёжь по смыслам образования «возможность сделать карьеру» и «развитие способностей».

Сохранить в закладках