ISSN 2308-829X · EISSN 2713-0681
Языки: ru · en

Архив статей журнала

МОТИВАЦИЯ В САМОРЕГУЛЯЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ (2023)
Выпуск: Том 29 № 3 (2023)
Авторы: Певная Мария Владимировна, Минченко Дарья Вячеславовна, Белов Антон Александрович

В статье анализируются изменения мотивации волонтёрской деятельности российских старшеклассников и студентов. Теоретической основой представленного исследования выступает концепция саморегуляции жизнедеятельности молодёжи, согласно которой мотивация рассматривается как социокультурный регулятор волонтерства. Анализ мотивации волонтёрской деятельности молодёжи в условиях её многолетней целенаправленной регуляции приобретает особую актуальность. Авторами анализируются результаты социологического опроса учащейся молодёжи Свердловской области в возрасте от 14 до 24 лет (n- 996, выборка квотная, 2022). В исследовании выявлено, что мотивация волонтёрской деятельности учащейся молодёжи крупнейшего российского региона отражает тренды на конкретизацию волонтёрских усилий в молодёжном сознании и важность понимания прикладного результата от них как для общества, так и для себя лично, а также предпочтения добровольческих практик конструктивного гражданского поведения, позволяющих молодёжи самореализоваться. Волонтёрскую активность старшеклассников стимулируют альтруистическая мотивация и запросы на приобретение уверенности в себе и своих силах. Мотивация волонтёрской деятельности студентов за последние два года стала более прагматична и сопряжена в период обучения в колледже с выстраиванием социальных связей и расширением возможностей для трудоустройства, в период обучения в высшей школе - с потребностью в реализации профессиональной или общественно-политической карьеры. Результаты опроса доказывают, что внутренняя мотивация волонтёрской деятельности как показатель интериоризации ценностей волонтерства и принятие этой активности как своей не формируется внешней средой, где организуются молодёжные волонтёрские проекты - школой, колледжами, университетами, молодёжными организациями, а зависит от регулярности волонтёрского участия молодёжи и следствия этого вовлечения, то есть волонтёрской самоидентификации. Определённым свидетельством адаптации молодёжи к условиям популяризации волонтёрской деятельности и её принятия в свой жизненный мир поколением являются практики, в которых молодые люди и девушки приобретают как добровольцы опыт безвозмездной деятельности в формате онлайн. Именно эти практики напрямую связаны с внутренней мотивацией волонтёрской деятельности, которая детерминирует готовность молодых волонтёров продолжать эту активность.

Сохранить в закладках
УПРАВЛЯЕМОСТЬ МОЛОДЕЖНОГО МЕДИАВОЛОНТЕРСТВА: ХАРАКТЕРИСТИКИ АКТИВНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ (2024)
Выпуск: Том 30 № 2 (2024)
Авторы: Певная Мария Владимировна, Минченко Дарья Вячеславовна, Початкова Екатерина Ивановна

Статья посвящена изучению опыта молодых россиян в медиаволонтёрстве, выявлению потенциала данного вида просоциальной активности и определению условий для его расширения в молодёжной среде. Анализ научной литературы и результаты социологического опроса молодёжи Свердловской области в возрасте от 14 до 35 лет позволили определить факторы и характеристики активизации субъектности молодого поколения в медиаволонтёрских инициативах. Установлено, что для повышения управляемости цифрового добровольчества среди молодёжи потенциальные медиаволонтёры должны осознавать ценность своей деятельности в медиа - пространстве для себя лично. В этой связи требуется расширение взаимодействия не только между организаторами добровольческой деятельности и добровольцами, но и между волонтёрами и благополучателями. Это условие связано и с необходимостью транслирования в публичном пространстве как самих инициатив, так и качественных изменений в жизни конкретных людей и сообществ, которые произошли благодаря помощи медиадобровольцев. Следующим важным аспектом является выбор канала связи с потенциальными волонтёрами, в этом отношении социальные сети и онлайн -платформы наиболее удобны в использовании как для организаторов, так и для самих добровольцев. Установлено, что при наличии базовых навыков работы в цифровой среде у современной молодёжи ведущим мотивом включения молодых уральцев в волонтёрские практики в формате онлайн являются перспективы получения новых знаний и навыков, полезных для их личного и профессионального развития. Молодёжи важно понимать, что в конкретной практике медиаволонтёрства она будет взаимодействовать с профессионалами. Для старшеклассников определяющее значение имеет социальная среда медиаволонтёрства - нужно создать условия, чтобы они могли делать что-то полезное совместно с друзьями. В исследовании доказано, что для управляемости данного вида добровольчества важна дружественная цифровая среда, которая в нашей стране формируется благодаря федеральным цифровым платформам. Молодые россияне достаточно хорошо знакомы и с платформой «Добро.РФ», и с порталом «Решаем вместе, голосование». Использование сервисов «Госуслуги» коррелирует с интересом молодёжи к контенту федерального волонтёрского портала. Полученные результаты могут быть использованы организаторами социальных проектов в некоммерческом секторе для повышения эффективности рекрутинга молодых волонтёров и расширения их функционала.

Сохранить в закладках