ISSN 2075-3500
Язык: ru

Архив статей журнала

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (2023)
Выпуск: №4 (2023)
Авторы: КАРПУШКИНА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА, КИСОВА ВЕРОНИКА ВЯЧЕСЛАВОВНА, КОНЕВА ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА

Статья посвящена актуальной проблеме формирования у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) эмоционального интеллекта, который во многом способствует их успешной социальной адаптации.

В специальной психологии наблюдается дефицит прикладных исследований, направленных на разработку коррекционных технологий для развития эмоциональной сферы младших школьников с данными расстройствами, несмотря на то, что нарушения эмоционально-волевой сферы составляют ядро дефекта при асинхронном типе дизонтогенеза.

В статье описаны общие характеристики понимания, идентификации, саморегуляции, использования эмоций для повышения эффективности регуляции поведения младших школьников, имеющих расстройства аутистического спектра.

Представлена авторская критериально-ориентированная система диагностики эмоционального интеллекта младших школьников с расстройствами аутистического спектра, направленная на выявление индивидуально-типических особенностей эмоционального интеллекта и оценку эффективности его формирования.

Раскрыты специфические индивидуально-типические особенности эмоционального интеллекта учащихся начальных классов с РАС согласно критериально-ориентированному подходу и комплексная программа его развития, основанная на учете этих особенностей. Обоснована эффективность отмеченной комплексной программы в развитии таких показателей эмоционального интеллекта, как идентификация и понимание эмоций.

Сохранить в закладках
КОРРЕКЦИЯ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: КАРПУШКИНА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА, КОНЕВА ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА, СЕМЕНОВА ЛИДИЯ ЭДУАРДОВНА

Исследование посвящено актуальной проблеме особенностей общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра и его психокоррекции.

Значимость проблемы обусловлена тем, что, с одной стороны, коммуникация и ее базовые составляющие являются основой процесса адаптации детей к социальным требованиям коллектива образовательной организации и общества, а с другой - дети с расстройствами аутистического спектра испытывают трудности в коммуникации даже при наличии достаточного уровня речевого развития и интеллекта в целом.

Представлены результаты психологического исследования особенностей общения со сверстниками дошкольников с расстройствами аутистического спектра.

У таких детей невысокие потребность в общении, инициативность, способность к эмоциональному контакту, низкий уровень проявления просоциальных действий, нет умения вести диалог, ограничены вербальные и невербальные средства коммуникации.

Описаны направления коррекционно-развивающей работы по оптимизации общения со сверстниками детей с расстройствами аутистического спектра, определенные авторами с учетом проведенного исследования.

Среди них выделены развитие коммуникативной сферы и навыков социального взаимодействия, а также коррекция дезадаптивного поведения (агрессии) дошкольников.

Авторская программа коррекции общения детей указанной категории была реализована и показала свою эффективность в процессе развития у них навыков общения.

Сохранить в закладках