Архив статей журнала
Статья посвящена проблеме специфики проживания людьми ненормативных кризисов, исследованию связи смысловых базовых установок, актуализируемых у них в этот период, и копинг-стратегий, применяемых ими для выхода из кризисного состояния. В ходе исследования было выявлено наличие деструктивных вариантов изучаемых связей, в частности, комбинация выраженности смысловых установок на опасно высоком или низком уровне в сочетании с предпочтением или доминированием стратегии бегства-избегания и низкими показателями выраженности копинг-стратегий самоконтроля и планирования решения. Такое сочетание также может служить дополнительным индикатором пребывания личности в ненормативном кризисе и деструктивным сочетанием, затрудняющим выход из него. Подобная комбинация указывает на ограниченные навыки совладания с хроническим стрессом, являющимся одним из признаков пребывания личности в ненормативном кризисе. Также она негативно сказывается на психическом и эмоциональном благополучии, не позволяя человеку продуктивно использовать имеющиеся внутренние и внешние (социальные) ресурсы. Также к числу особенностей смысловых базовых установок относится их высокая степень интегрированности и связи друг с другом при значительной вариации степени выраженности каждой из них. Авторы полагают, что использование элементов и технологий когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) в качестве технологии работы с клиентами может быть полезным инструментом для поддержки и помощи людям, проживающим ненормативный кризис, так как оказывается воздействие на выбор и предпочтение ими копинг-стратегии, происходит коррекция смысловых установок, позволяя им переоценить и переформулировать свои негативные мысли, создать более реалистичные и конструктивные представления о кризисе и его последствиях.
В статье рассматривается вопрос о том, как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) помогает студентам в преодолении ненормативных кризисов, которые могут серьезно подорвать их психическое здоровье и академическую мотивацию. Обсуждается, как тревожность, депрессия и другие проявления ненормативных кризисов могут препятствовать успешной учебной деятельности, а также демонстрируется, что КПТ не только способна смягчить эти состояния, но и развивает у студентов навыки адаптивности в преодолении стресса, что имеет важное значение для их общего психического благополучия и успеха в учебе. Рассматривается, какие последствия ненормативные кризисы могут иметь для учебной деятельности и психического состояния. Подчеркивается, что эффективное преодоление этих кризисов требует развития адаптивных стратегий управления стрессом, а КПТ является одним из методов, способствующих этому развитию. Студенты после работы с психологом с применением КПТ обретают не только способность эффективно справляться с текущими проблемами, но и основу для более успешного управления своим состоянием в будущем. В работе освещены теоретические аспекты применения КПТ, в ней также представлены результаты эмпирического исследования, показывающие, как именно КПТ помогает студентам находить пути решения кризисных ситуаций в образовательном пространстве. В статье проанализированы результаты исследования ряда авторов и представлены собственные данные авторов статьи, касающиеся предмета и задач исследования. Подчеркивается, как важен учет личных особенностей и специфика жизненных ситуаций каждого студента при внедрении КПТ в структуру психологической помощи субъектам образования. Проведенное исследование показывает, что КПТ не только эффективна в борьбе с ненормативными кризисами, но и способствует формированию у студентов личностной устойчивости, эмоциональной стабильности и способности к саморегуляции - как условий противодействия возникновению личностных деформаций и факторов совладания с многочисленными стрессовыми ситуациями, неизбежными в образовательном процессе.