Архив статей журнала

ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАРИЙСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ПАРТИЙНО-ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В 1917-1985 ГГ. (2024)
Выпуск: Т. 18 № 2 (2024)
Авторы: ЦЫКИНА Юлия Юрьевна

В статье рассматривается опыт функционирования марийской музыки в советскую эпоху (1917-1985 гг.). Актуальность темы определяется отсутствием комплексных исследований по проблеме становления и развития музыкальной культуры Марийской АССР в контексте взаимодействия с властными структурами. Изучение процессов эволюции этнических культур приобретает важное значение для критического осмысления и творческого использования накопленного в советский период опыта для дальнейшего совершенствования взаимодействия национальных культурных центров с государственными органами. Осмысление этапов зарождения, развития, интеграции культур разных народов страны поможет повышению их статуса в обществе, дальнейшей инкорпорации в культурное пространство России. Цель работы: осмысление опыта взаимодействия различных отраслей марийской музыкальной культуры и партийно-правительственных органов и выявление уроков. Объект исследования - процесс становления и развития марийской музыкальной культуры в период 1917-1985 гг. Эмпирической базой исследования явилась марийская музыкальная культура в контексте деятельности советских и партийных органов, образовательных и культурных учреждений, организаций в советский период с 1917 по 1985 гг. В работе применялись системный, комплексный и аксиологический подходы, а также сравнительно-исторический и проблемно-хронологический методы. Проведенный анализ позволил выявить факторы, способствующие формированию профессиональной марийской музыкальной культуры в период 1917-1985 гг. В результате осмысления опыта взаимодействия музыкальных, государственных и общественных институтов отмечен ряд уроков применительно к вопросам дальнейшего развития культуры Республики Марий Эл. Исследование исторических процессов вышеуказанного периода позволяет сделать вывод, что органы власти, организации и учреждения, известные творческие и политические лидеры оказали благоприятное воздействие на процесс развития марийской культуры в советский период, несмотря на идеологические константы.









Сохранить в закладках
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТУРИЗМА (2024)
Выпуск: Т. 18 № 3 (2024)
Авторы: ПИКОВ Максим Андреевич, ПЕРМЯКОВА Татьяна Владимировна

Интенсивное развитие внутреннего туризма способствует появлению новых его видов. Одним из перспективных направлений является музыкальный туризм, имеющий значительный потенциал для своего развития в современной России. Теоретический анализ ряда тенденций, характеризующих современное состояние российской экономики и культуры, позволяет представить факторы, способствующие раскрытию этого потенциала. Экономической основой выступает развитие творческих и креативных индустрий, к числу которых относится и туризм; использование принципов и технологий экономики впечатлений как новой модели потребления, способной трансформировать нематериальные характеристики услуги в экономическую ценность. Социокультурные детерминанты развития музыкального туризма заключаются в сохраняющихся принципах постмодернистской культуры, позволяющих создавать новые культурные продукты путем нестандартного объединения имеющегося арсенала культурных элементов или использования их в совершенно новом формате; в прочных традициях и высоком качестве отечественного музыкального искусства и наличии аудитории, воспитанной этими традициями и способной к восприятию и оценке музыкальных произведений различных форм и жанров; в существенной трансформации в сторону роста и разнообразия культурных потребностей реальной и потенциальной аудитории как искусства, так и туризма. Цементирующим фактором всех названных процессов выступает децентрализованная государственная культурная политика, способствующая активизации культурного потенциала территорий и сглаживанию региональных культурных и экономических диспропорций. Музыкальный туризм, вбирающий черты и особенности креативных индустрий и искусства, может существенно расширить рынок туристских предложений, удовлетворяя потребности как любителей музыки, так и путешественников, способствуя экономическому и культурному развитию регионов.

Сохранить в закладках
CОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕНЗУРЫ В СССР И ЦАРСКИЙ ПЕРИОД РОССИИ (2024)
Выпуск: Т. 18 № 3 (2024)
Авторы: БОРОВИК МАРИЯ ВИКТОРОВНА

В статье рассмотрен генезис цензуры, проанализированы отличительные характеристики работы цензурных ведомств в царское время и СССР. Доказано, что в дореволюционный период преобладала предварительная цензура, запрещались произведения до выхода их в свет. Это позволяло контролировать публикуемые материалы и предотвращать распространение инакомыслия. В Советском Союзе в основном действовала карательная цензура, предполагающая наказания авторов, вплоть до репрессий. Наряду с этим, продолжала функционировать предварительная цензура, но она имела латентный характер. Несмотря на всемогущественность контроля над произведениями и авторами в советское время, цензура всё же не могла полностью остановить развитие культурного дискурса, влекшего за собой скрытое сопротивление и подпольное творчество (самиздаты). В статье приведены примеры разных методов карательной цензуры в СССР, рассмотрено такое явление как доносы, пользовавшиеся необычайной популярностью среди советских граждан. Новизна статьи заключается в анализе механизма контроля массмадиа в дореволюционное и советское время с помощью культурно-исторического подхода. Эмпирической базой стали научные работы по данной тематике, дневники цензоров, статьи в самих средствах массовой информации.

Сохранить в закладках
САМОКОНТРОЛЬ СМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ (2024)
Выпуск: Т. 18 № 3 (2024)
Авторы: БОРОВИК МАРИЯ ВИКТОРОВНА

В статье рассмотрен тезаурус самоконтроля СМИ, его отличительные характеристики от других методов регулирования массмедиа. С помощью культурно-исторического метода доказана необходимость развития самоконтроля в современном информационном пространстве, который должен базироваться не только на опыте мировых этических кодексов, институте ньюс-омбудсмена, советах по СМИ, но и на российских духовно-нравственных ценностях и культуре, всеобъемлющей программе воспитания населения. В статье рассмотрены другие методы регулирования информационного пространства, такие как цензура, а также проанализированы примеры современного контроля СМИ, влекущие за собой дискуссии в обществе. Средства массовой информации в последние десятилетия стали политизированы, с помощью механизмов манипулирования над общественным мнением в массмедиа реализуется не только пропаганда определенных политических элит, но и появляются информационные войны и даже терроризм, влекущие за собой реальные волнения, панику населения. Доказано, что некоторые страны в борьбе с терроризмом и экстремизмом стали усиливать контроль над цифровыми коммуникациями. На сегодняшний день некоторые функции цензуры реализуются в массмедиа, однако они не решают проблем, а носят лишь краткосрочный эффект. В статье также изучены новые механизмы в деятельности СМИ, такие как искусственный интеллект, который влечет за собой как новые возможности, так и опасности. В частности, ИИ может стать инструментом в пропаганде и распространении фейков. Новизна статьи заключается в предлагаемом подходе к исследованию и решению современных коллизий в средствах массовой информации. Эмпирической базой стали как научные работы по данной тематике, так и статьи в самих СМИ.


Сохранить в закладках