Архив статей журнала
С целью повышения уровня квалификации медицинских специалистов, и как следствие для обеспечения качественной медицинской помощи населению, в сфере медицины действуют институты оценки квалификации. Один из них - аттестация на квалификационную категорию - был внедрён в советскую систему здравоохранения, но в последние годы заинтересованность медиков в получении категории значительно ослабла. Это вызывает серьёзную обеспокоенность специалистов и актуализирует выяснение причин произошедшего. В статье проведён ретроспективный анализ с привлечением широкого круга источников нормативно-правовой и статистической информации и дана оценка факторов этого явления самими медицинскими специалистами, полученная в ходе их анкетного опроса в организациях Москвы. Результаты показали, что дисфункцию института аттестации вызвал комплекс внутренних и внешних причин. В первую очередь, произошёл сбой в механизме материального стимулирования, который напрямую связан с общей системой оплаты труда в бюджетном секторе экономики. Выяснилось также, что в связи с рабочей перегрузкой значительно ухудшились условия подготовки к прохождению аттестационных мероприятий, снизилась заинтересованность руководителей в наличии у сотрудников категории, и сам престиж категории, особенно у молодых кадров, упал. Поэтому без принятия специальных мер институту аттестации на квалификационную категорию грозит деинституционализация. Ключевые направления необходимых изменений - пересмотр режима работы с резервированием требуемого объёма времени для дополнительной профессиональной подготовки, а также организационное совмещение проведения аттестационных и аккредитационных экзаменационных процедур. Первоочередной задачей в части усиления заинтересованности медицинских специалистов в получении категории является восстановление действенности материальных стимулов. В рамках новой отраслевой системы оплаты труда (ОСОТ) в государственном секторе медицины предусмотрена унификация принципов начисления доплат за категорию, но апробация зарплатной реформы приостановлена до 2025 года.
В число задач масштабного исследования человеческого потенциала населения регионов входит изучение такого его элемента, как трудовой потенциал. Для обоснования направлений развития этого потенциала он рассматривается со стороны его количественных и качественных характеристик, а также влияющих на них факторов. В ходе предшествующего анализа эти характеристики описаны и сформированы их показатели, необходимые для проведения межрегионального анализа. А целью исследования, представленного в статье, стали факторы, которые оказывают на них влияние. Поскольку в основу изучения качественных параметров трудового потенциала положена квалификация работников как способность к труду определённого содержания и сложности, анализ сосредоточен на социально-экономических факторах. Среди них выбраны те, которые непосредственно воздействуют на квалификацию занятых. В состав данных факторов входят полученное работниками формальное (в вузах и колледжах) и дополнительное профессиональное образование (на внутрифирменном уровне). Это также занятость в отраслях, связанных с развитием трудового потенциала (обрабатывающая индустрия и отрасли производства услуг с высокой занятостью специалистов). Эти отрасли предъявляют значительный спрос на квалифицированный труд. В число факторов включены и внутрифирменные затраты, необходимые для поддержания и повышения квалификации, а именно затраты на рабочую силу и расходы на дополнительное профессиональное образование. Для проверки валидности отобранных факторов методом парной корреляции выявлялась теснота связи между их показателями и показателями качества трудового потенциала. В абсолютном большинстве случаев значимая корреляционная связь установлена, а значит, предложенные факторы могут быть использованы при обосновании регулирующих воздействий на качественные параметры трудового потенциала.