Архив статей журнала
Введение. Авторы статьи убеждены, что в современном мире внешнеэкономические связи остаются ключевым направлением экономической активности. Устойчивые внешнеэкономические связи остаются необходимым условием для экономического роста страны. Однако из-за изменений в мировой финансово-экономической и политической системах Россия вынуждена искать новых союзников в экономической и политической сфере. Основной задачей для нашей страны является установление тесных и взаимовыгодных отношений с ведущими странами Востока, такими как Китай и Индия – это необходимо для обеспечения экономической безопасности в условиях возможной изоляции на международной арене.
Материалы и методы. Методологическую базу исследования составили общенаучные и специальные методы исследования, такие как индукция и дедукция, анализ и синтез, классификация, компаративный, описательный, сравнительный, логический, структурно-функциональный, различные методы статистического анализа. В исследовании применялись табличные и графические формы представления рассматриваемых процессов и явлений.
Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено, что Россия вынуждена использовать различные инструменты для поддержания своей внешней торговли и обеспечения экономической безопасности в условиях антироссийских санкций. Баланс между протекционистской и фритредерской политикой зависит от конъюнктуры на международных рынках, геополитической обстановки в мире, но в особенности от уровня конкурентоспособности и возникновения новых конкурентных преимуществ на мировой арене. Введение санкций со стороны коллективного Запада стало основным фактором изменения внешнеэкономической конъюнктуры для России в 2022 году. Новая внешнеэкономическая стратегия России основана на поиске дружественных стран-партнёров, готовых приобретать подсанкционные товары. Благодаря такой стратегии России удалось переориентировать внешнеэкономические связи на Азию и Ближний Восток, а также наладить параллельный импорт, сохранив конкурентоспособность и даже увеличив внешнеторговый оборот.
Обсуждение и заключение. Обоснована необходимость выхода России на торговые рынки таких крупных азиатских стран, как Китай и Индия, и укрепления внешнеэкономических связей с ними; проанализированы основные группы товаров, которые могут способствовать развитию взаимовыгодного обмена и укрепления внешнеэкономического сотрудничества между указанными странами; доказаны возможность и важность дальнейшего развития внешнеэкономических связей с государствами Азии, могущими стать не менее важными и полезными партнёрами для России, чем некогда государства Европы.
Введение. В статье проведен анализ проблем, возникающих при разработке региональных экспортных стратегий и программ. В качестве объекта для анализа выбрана региональная экспортная стратегия Томской области региона, обладающего средними экспортными характеристиками, и в то же время столкнувшегося в последнее время с типичным для значительного числа регионов комплексом проблем в экспортной деятельности. Предложен алгоритм разработки стратегии. Признано целесообразным принятие специального методического документа, содержащего оптимальные аналитические процедуры, необходимые при разработке экспортных стратегий и программ, а также механизм оценки эффективности их реализации.
Материалы и методы. В качестве материалов исследования использовались положения федеральных проектов и нормативных актов, касающихся поддержки экспортной и инвестиционной деятельности, региональные документы стратегического планирования Томской области, статистические данные о динамике экспорта. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные методы: статистический, анализа, синтеза, метод толкования нормативных актов и другие.
Результаты исследования. В ходе исследования установлено, что в отсутствие методической разработки основных положений, определяющих специализацию региональной экспортной стратегии, данный документ может сыграть роль лишь формального дублирования положений региональных стратегий социально-экономического развития.
Прежде всего, в рамках специального методического рекомендательного документа, необходимо прописать аналитическую составляющую разработки экспортной стратегии и принимаемых в соответствии с ней региональных программ. В частности, необходимы методические основы проведения экспортного аудита, проведение которого предусмотрено Региональным экспортным стандартом.
Обсуждение и заключение. Предложен алгоритм действий при разработке региональной экспортной стратегии и программы, позволяющий структурно упорядочить комплекс мер по поддержке экспорта.
Кроме того, при разработке мер поддержки экспорта целесообразно разделение действующих и потенциальных экспортеров на группы относительно их готовности к расширению экспортной деятельности с последующей дифференциацией мер поддержки и оценки эффективности применительно к каждой из групп.