Статьи в выпуске: 23
Введение. В статье предлагается математическая модель динамики одного из показателей преступности ― числа лиц, совершивших преступления. Показатель является агрегированным, поэтому он рассматривается как обобщенная характеристика поведения преступности в целом. Проводится анализ особенностей динамики показателя в контексте политической, экономической и правовой ситуация в стране и мире.
Материалы и методы. В качестве статистической базы для показателя преступности использовались данные из статистического ежегодника «Россия в цифрах», для мирового спроса на нефть данные из ежемесячного обзора международного энергетического агентства (Monthly Oil Market Report // International Energy Agency). Для построения математических моделей использовались методы анализа и моделирования временных рядов, при сравнении моделей - методы корреляционного анализа. Были также использованы общенаучные методы исследования - системный и исторический подходы.
Результаты исследования. Предложена математическая модель, которая является суммой периодических функций и тренда. Функции имеют несколько параметров настройки и только один аргумент – время. Модель адекватно описывает поведение показателя, поэтому может использоваться для получения краткосрочных прогнозов. Выделен исторический период, в котором прослеживается корреляция динамики преступности и динамики мировой экономической конъюнктуры. Отмечена стабилизация динамики преступности в последние годы, когда произошло ускорение процессов восстановления экономического суверенитета России.
Обсуждение и заключение. Предложенная математическая модель дает хорошие результаты подгонки под временной ряд показателя преступности на всем периоде наблюдений. А этот период охватывает очень разные исторические ситуации: от неограниченного ничем вхождения в систему глобальной экономики до укрепления экономического суверенитета. Достоверность модели на всем интервале свидетельствует об обоснованности ее использования и при новых экономических ориентирах. Информативным является результат быстрого снижения амплитуды колебаний у показателя преступности при укреплении российской экономики в последние годы. Процессы, которые анализировались в работе, имеют много различий, но хорошо описываются моделями одного вида. Возможным объяснением такой инвариантности является гипотеза о том, что некоторые сложные социально-экономические процессы не просто влияют на состояние друг друга, но и синхронизируют свою динамику.
Введение. Авторы статьи убеждены, что в современном мире внешнеэкономические связи остаются ключевым направлением экономической активности. Устойчивые внешнеэкономические связи остаются необходимым условием для экономического роста страны. Однако из-за изменений в мировой финансово-экономической и политической системах Россия вынуждена искать новых союзников в экономической и политической сфере. Основной задачей для нашей страны является установление тесных и взаимовыгодных отношений с ведущими странами Востока, такими как Китай и Индия – это необходимо для обеспечения экономической безопасности в условиях возможной изоляции на международной арене.
Материалы и методы. Методологическую базу исследования составили общенаучные и специальные методы исследования, такие как индукция и дедукция, анализ и синтез, классификация, компаративный, описательный, сравнительный, логический, структурно-функциональный, различные методы статистического анализа. В исследовании применялись табличные и графические формы представления рассматриваемых процессов и явлений.
Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено, что Россия вынуждена использовать различные инструменты для поддержания своей внешней торговли и обеспечения экономической безопасности в условиях антироссийских санкций. Баланс между протекционистской и фритредерской политикой зависит от конъюнктуры на международных рынках, геополитической обстановки в мире, но в особенности от уровня конкурентоспособности и возникновения новых конкурентных преимуществ на мировой арене. Введение санкций со стороны коллективного Запада стало основным фактором изменения внешнеэкономической конъюнктуры для России в 2022 году. Новая внешнеэкономическая стратегия России основана на поиске дружественных стран-партнёров, готовых приобретать подсанкционные товары. Благодаря такой стратегии России удалось переориентировать внешнеэкономические связи на Азию и Ближний Восток, а также наладить параллельный импорт, сохранив конкурентоспособность и даже увеличив внешнеторговый оборот.
Обсуждение и заключение. Обоснована необходимость выхода России на торговые рынки таких крупных азиатских стран, как Китай и Индия, и укрепления внешнеэкономических связей с ними; проанализированы основные группы товаров, которые могут способствовать развитию взаимовыгодного обмена и укрепления внешнеэкономического сотрудничества между указанными странами; доказаны возможность и важность дальнейшего развития внешнеэкономических связей с государствами Азии, могущими стать не менее важными и полезными партнёрами для России, чем некогда государства Европы.
Введение. В статье рассматривается правовая эволюция регулирования деятельности Европейского совета по системным рискам (далее – ЕССР) в контексте формирования организационно-правового механизма финансовой интеграции, а также оценивается реформа правоустанавливающих правовых актов в контексте построения Союза рынков капитала. Приводится сопоставительный анализ правовых основ осуществления макропруденциальной политики в ЕС и ЕАЭС и выявляется общее и особенное в правовом регулировании интеграционных объединений.
Материалы и методы. В ходе написания работы применялись приемы научного познания: анализ, синтез, абстрагирование, обобщения, аналогии и другие. Методологическая основа исследования состоит как из общенаучных, так и специально-юридических методов, включая метод догматического толкования, формально-юридический, структурно-юридический, сравнительно-правовой методы.
Результаты исследования. Анализ правовых основ осуществления макропруденциальной политики в ЕС и ЕАЭС показал значительную степень финансовой интеграции в рамках ЕС, о чем свидетельствует факт наличия наднационального органа, ЕССР. Однако, на данный период времени наблюдается стагнация в развитии правового регулирования деятельности ЕССР. В рамках ЕАЭС, в свою очередь, несмотря на наличие правовых основ регулирования, макропруденциальный надзор осуществляется на основе межгосударственного сотрудничества, а не наднационального регулирования.
Обсуждение и заключение. Исследование показало наличие существенных различий в правовом регулировании макропруденциального надзора в ЕС и ЕАЭС, а также выявило, что при отсутствии полноценного наднационального регулирования в данной области в рамках ЕАЭС тем не менее, имеется потенциал развития соответствующего института в праве ЕАЭС.
Введение. В статье исследованы условия формирования и порядок функционирования системы пенсионной защиты трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС, Союз). Изучение проблематики пенсионного обеспечения в ЕАЭС основано на рассмотрении международных договоров государств-членов, формирующих договорно-правовую основу Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также источников права Союза в соответствующей области. В частности, нами проведен комплексный анализ положений Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС от 20 декабря 2019 г. (далее — Соглашение) и соответствующей практики Суда ЕАЭС.
Материалы и методы. В ходе исследования нами изучены международные договоры, заключенные государствами-членами Таможенного союза и Единого экономического пространства в области трудовой миграции, а также источники права Союза и практику Суда ЕАЭС в части пенсионного обеспечения трудящихся государств-членов. В качестве теоретической основы настоящего исследования выступают научные публикации отечественных юристов-международников, посвященные трудовой миграции в ЕАЭС. В процессе написания статьи мы прибегнули к использованию таких общенаучных методов познания, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия. Среди частнонаучных методов, которые также применены в данной работе, следует выделить формально-юридический, сравнительно-правовой и историко-правовой методы познания.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования выявлено, что разработка и подписание Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС стали ключевым шагом в построении системы пенсионного обеспечения трудящихся стран «евразийской пятерки». Несмотря на то, что данный международный договор, вступивший в силу 1 января 2021 г., только проходит проверку временем, необходимо отметить тот факт, что его применение — одно из важных условий эффективного функционирования общего рынка труда Союза.
Обсуждение и заключение. Обеспечение свободного движения рабочей силы в рамках современных региональных интеграционных объединений зачастую связано с предоставлением трудящимся данных объединений равных прав и гарантий в сфере пенсионного обеспечения, а также защиты их пенсионных прав. В связи с этим положительная динамика трудовой миграции в ЕАЭС может быть среди прочего обусловлена переходом на качественно новый уровень правового регулирования пенсионного обеспечения трудящихся его государств-членов. При этом, как показывает анализ практики Суда ЕАЭС, заинтересованность государств в разъяснении отдельных норм права Союза в соответствующей области остается достаточно высокой.
Введение. В статье представлено исследование целесообразности наличия корпоративных кодексов этики в корпорациях, имеющих различные уставные цели, рассмотрены вопросы о соотносимости бизнеса и нравственных правил, о роли этических кодексов в управлении корпорациями, о практической выгодности, «окупаемости» кодексов и привлечения инвестиций.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов: метод системно-структурного анализа; метод синтеза социально-правовых явлений; сравнительно-правовой метод; формально-логический метод. Результаты исследования.
В результате исследования автор пришел к выводу о том, что наличие кодексов профессиональной этики – это показатель нравственной зрелости общества (в нашем случае – корпорации), которое может без помощи государства самостоятельно регламентировать поведение своих членов. Независимо от степени связи кодексов этики с федеральным законодательством, их бланкетности или суверенности – корпоративные кодексы этики остаются одним из важнейших инструментов управления деятельностью корпорации и регулирования корпоративных отношений. Исследуя кодексы этики корпораций, можно констатировать, что они в интеграции с правом имеют позитивное воздействие на повышение эффективности корпорации, формирование нравственно-ориентированной корпоративной культуры. Включение в корпоративные кодексы этики ESG-принципов повышает ответственность компании в области охраны окружающей среды, выводит корпорации на новый уровень социальной значимости. В свою очередь, это приводит к социализации бизнеса и способствует повышению деловой репутации корпорации.
Обсуждение и заключение. Изучение корпоративных кодексов этики позволяет сделать выводы о том, что, имея статус корпоративного нормативного правового акта, кодекс становится гибким и полноценным инструментом управления корпорацией. Взаимодействие права и нравственности в корпорациях реализуется через новую модель влияния на управление, где нормы этики и морали переплетаются с правовыми механизмами для достижения синергетического эффекта – образования уникальной корпоративной культуры. Практическое единообразие применяемых в корпоративных кодексах этики категорий морали и нравственности дает основания для разработки универсальных этических принципов, для их обязательного использования в этих актах.
Введение. В статье рассматриваются основные положения римской правовой традиции о наследовании в контексте развития современного законодательства в сфере регулирования наследственных правоотношений. В Содержание статьи последовательно рассматриваются тенденции правового регулирования наследственных отношений в древнеримском государстве, как в отношении нормативного содержания законодательства, так и в отношении эволюции отдельных правовых средств. На примере отдельных институтов наследственного права – наследственного договора, недостойных наследников – в статье демонстрируется влияние римского права на современное российское законодательство. Актуальным вопросом для рассмотрения также является обособление наследственного имущества, которое своеобразно решалось в римском праве. Ставится вопрос о возможности адаптации отдельных элементов римской правовой традиции к современным условиям развития наследственных правоотношений.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составил инструментарий общенаучного аппарата и специально-юридической методологии. В статье использован историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой метод. Общенаучная методология представлена методом анализа, формально-логическим методом, диалектическим методом.
Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено, что римское частное право представляет собой уникальный исторический и правовой феномен, оказавший решающее влияние на развитие законодательства государств континентальной правовой системы о наследстве. Продемонстрировано влияние законодательства Древнего Рима о наследстве и наследниках на гражданское право Российской Федерации, в частности института недостойных наследников, где недостойный наследник изначально имел положительный облик, а впоследствии утратил этот статус в силу совершения проступка. Рассматриваются актуальные тенденции развития современного законодательства Российской Федерации о наследственном договоре, об обособленном наследственном имуществе в контексте влияния ключевых идей римской юриспруденции.
Обсуждение и заключение. Доктрина наследственного правопреемства органично рецептирована гражданским правом Российской Федерации и получила свое дальнейшее развитие. Ключевые элементы современной системы наследственного права позволяют преодолеть ограничения классической римской правовой традиции и обеспечить соответствие законодательства актуальным тенденциям развития наследственных правоотношений отдельных институтов наследственного права - наследственного договора, недостойных наследников, обособлении наследственного имущества.
Введение. Расширение использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) признается одним из способов решения проблемы изменения климата. При этом ВИЭ фактически является «антагонистом» традиционных природных ресурсов, которые неравномерно распределены среди государств, поэтому формирование международно-правового режима, на основании которой будет осуществляться управление возобновляемыми источниками энергии, требует взвешенного подхода. В настоящей статье автор анализирует ключевой компонент, необходимый для формирования такого режима – понятие «возобновляемые источники энергии». На примере документов международных организаций, содержащих определения ВИЭ, автор устанавливает основные критерии и формулирует перечень источников энергии, которые в целом признаются в качестве возобновляемых: энергия ветра, воды, солнечная энергия, энергия биомассы, геотермальная энергия, энергия океана и рек.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, классификация, систематизация, прогнозирование) и частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой). В исследовании использованы документы универсальных международных организаций (ООН, МЭА, ИРЕНА), в которых предпринимаются попытки сформулировать определение ВИЭ. Автор также анализирует источники права ЕС, регламентирующие сотрудничество в области возобновляемой энергии, и документы в рамках СНГ.
Результаты исследования. В статье проведен анализ концепции ВИЭ международном праве. Установлено, что при формулировании общего понятия используются количественный критерий (превышение скорости воспроизведения источника над скоростью его потребления) и качественный (степень «устойчивости» с точки зрения воздействия на окружающую среду). Поскольку ни один из известных источников энергии не является полностью нейтральным в отношении такого воздействия, критерий «устойчивости» используется для выделения источников, которые несут существенно меньшую антропогенную нагрузку, чем другие. Автор также выявил ряд источников энергии, которые отвечают критерию возобновляемости, но не признаются в качестве ВИЭ (ядерная энергетика), либо не входят в состав ВИЭ, в отношении которых государства желают развивать международное сотрудничество (отдельные виды гидроэнергетики, традиционная биомасса). Также выделены ВИЭ, в отношении которых рекомендовано придерживаться принципа предосторожности в силу недостаточной изученности соответствия критерию устойчивости (геотермальная энергия).
Обсуждение и заключение. Автор делает вывод, что в международном сообществе сложилось понимание критериев отнесения источников энергии к ВИЭ, а их перечень согласовывается в зависимости от актуальных потребностей межгосударственного взаимодействия (для универсальных организаций это в большей степени обмен опытом «наилучших практик» поощрения ВИЭ, для региональных также – механизмы сотрудничества в рамках транснациональных проектов и гармонизация законодательств). Это дает основания для оптимизма по поводу достижения консенсуса относительно понятия ВИЭ, что является ключевым фактором для становления соответствующего международно-правового режима.
Введение. Свойственные всей истории космической деятельности соперничество и/или сотрудничество на современном подвержены значительным изменениям. Наиболее значимыми по силе воздействия как непосредственно на деятельность, ее формат, субъектный состав и иные характеристики, так и на соответствующую международно-правовую и национально-правовую основы, включая перспективы их развития, являются два основных формирующихся блока сотрудничества: Китай и Россия, прежде всего, по Международной лунной научной станции совместно с другими участниками проекта; и США с государствами-партнерами по программе «Артемида».
Материалы и методы. Материалы исследования - избранные по критерию фундаментального воздействия на развитие «космического права» примеры международно-правовых и национально-правовых актов, лежащих в основе двух основных альтернативных блоков сотрудничества и соперничества между собой в дальнейшем освоении комического пространства. Методология включает анализ, синтез, аналогию, а также сочетание сравнительно-правового и системного методов, моделирования и прогнозирования.
Результаты исследования. Установлено, что: 1) совокупность действующих факторов, тенденций и процессов (включая политические, экономические и технологические) целесообразно рассматривать в качестве составляющих отраслевой системы координат; 2) своевременное выявление факторов фундаментального воздействия на отраслевое развитие значительно снижает или полностью нивелирует негативное влияние свойственных соперничеству/сотрудничеству в космосе «многовариантности» и трансформационного потенциала на результативность отраслевого прогнозирования; 3) факторы фундаментального воздействия на развитие системы «космического права» заложены в международно-правовых и национально-правовых подходах в основе двух современных альтернативных блоков сотрудничества; 4) необходимость определения единой основы отличающихся правовых (а также других отраслевых) подходов обоснована экономической целесообразностью; 5) Определены условия/ критерии выявления факторов фундаментального воздействия на развитие системы «космического права». 6) Обоснована целесообразность рассмотрения совокупности актуальных вопросов «космического права» в качестве составляющих системы правовых координат; 7) Выявлено, что решение приоритетных задач приводит к обновленной вызванной прагматическими потребностями актуализации ряда других неурегулированных до сих пор разноуровневых вопросов системы «космического права»; установлено, что: 8) в призме современных тенденций актуализация отраслевых правовых вопросов и их регламентация в меньшей мере зависит от научно-технологического потенциала соответствующего государства и в большей от степени вовлеченности в глобальные экономические проекты и политические процессы; 9) учет выявленных на основе специальных критериев совпадений и отличий международно-правовых и национально-правовых подходов в основе альтернативных блоков будет способствовать приближению прогнозных оценок перспектив развития «космического права» к реальному развертыванию событий.
Обсуждение и заключение. В качестве концептуальных основ управления отраслевыми рисками целесообразно рассматривать создание условий (прежде всего экономического, технологического и стратегического характера) преобразования «общего знаменателя» международно-правовых и национально-правовых подходов двух блоков в готовность соперничающих государств к согласованию позиций относительно дополнительного универсального договорного регулирования вопросов, составляющих предмет международного космического права; а также того, чтобы соперничество привело к «балансированию» соблюдения международных обязательств, комплексному развитию элементов системы «космического права».
Введение. Конвенция о статусе беженцев 1951 г. (далее — Конвенция 1951 г.) хотя и является правовой основой глобальной системы защиты вынужденных мигрантов, однако не учитывает все современные аспекты международно-правового регулирования вынужденной миграции. Государства — члены Организации Объединенных Наций (далее — ООН) не могут согласовать принятие нового международно-правового акта универсального характера, который заменил бы Конвенцию 1951 г., принятую более семи десятилетий назад [13. С. 4-5]. «Миграционный кризис» 2015-2016 гг. заставил мировое сообщество вернуться к поиску решений проблем международно-правового регулирования вынужденной миграции. Сначала государства — члены ООН приняли в 2016 г. Нью-Йоркскую декларацию о беженцах и мигрантах (далее — Нью-Йоркская декларация). Согласно Приложению I к данной декларации на Исполнительный комитет Управления верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (далее — УВКБ ООН) была возложена задача разработать в течение двух лет новый международно-правовой акт в области вынужденной миграции. УВКБ ООН в своем ежегодном докладе в 2018 г. представило проект Глобального договора о беженцах, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН. Данный договор хоть и не обладал юридически обязательной силой, но закрепил механизмы справедливого распределения бремени и ответственности между государствами. Одним из таких механизмов является Глобальный форум по беженцам, который должен проводится раз в четыре года. Данная статья посвящена первому и второму Глобальным форумам по беженцам, которые прошли в 2019 и 2023 г., и их результатам.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов: историко-правовой сравнительный метод; метод системно-структурного анализа; формально-логический метод.
Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено, что Глобальный договор о беженцах 2018 г. представляет собой тот компромисс, на который согласились государства — члены ООН. Он не обладает юридически обязательной силой. Одной из основных проблем, продолжающих существовать по настоящее время, является отсутствие механизмов справедливого распределения бремени и ответственности между государствами. Глобальный договор закрепил механизмы для предсказуемого и справедливого распределения бремени и ответственности между всеми государствами — членами ООН. Одним из них является Глобальный форум по беженцам.
Обсуждение и заключение. В исследовании авторы сформулировали предпосылки принятия и провели анализ содержания Глобального договора о беженцах 2018 г., а также обосновали значение Договора на современном этапе международно-правового регулирования вынужденной миграции. Установлено, что данный Договор не устраняет полностью проблему несправедливого распределения бремени. Авторы анализируют деятельность первого и второго Глобального форума по беженцам, приходя к выводу, что форум обладает собственными механизмами подведения итогов, анализа достижений, а раз в два года предусматривается проведение встреч официальных лиц высокого уровня. Авторы приходят к выводу о том, что деятельность такого механизма может положительно повлиять на совершенствование международного правового регулирования.
Введение. Исследование основных направлений наднационального регулирования цифрового пространства представляет собой важную задачу в условиях постоянного усложнения и расширения общественных отношений в цифровой сфере. Создание эффективного и прогрессивного регулирования соответствующей сферы может стать основой для повышения конкурентоспособности ЕАЭС на мировой арене. В то же время, соответствующая проблематика практически не исследована в отечественной академической литературе. В рамках настоящей статьи предпринята попытка комплексно оценить систему наднационального регулирования цифрового пространства в ЕАЭС, выявить ее сильные и слабые стороны.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные научные методы. Общенаучные методы представлены: анализом, синтезом, индуктивно-дедуктивным методом, системным методом. Специальные научные методы включают в себя: метод системного анализа права, сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод. Материалы исследования представлены наднациональными актами ЕАЭС (прежде всего, Договором о ЕАЭС и протоколами к нему), официальными документами и заявлениями, а также доктринальными концепциями и подходами.
Результаты исследования. В статье осуществлен анализ и оценка ключевых направлений наднационального регулирования цифрового пространства в ЕАЭС на современном этапе. Выявлены концептуально-правовые основы соответствующего регулирования (в т. ч. в сравнении с подходом ЕС к наднациональному регулированию цифрового пространства) и проанализирована их роль и значение для развития наднационального регулирования цифрового пространства в ЕАЭС. Вовлечены в научный оборот изменения таможенного законодательства ЕАЭС в части наднационального регулирования внешней (с участием резидентов третьих стран) электронной торговли.
ЕАЭС, наднациональное регулирование, цифровое пространство, неперсональные данные, таможенные операции, таможенное регулирование, публичные закупки, интеллектуальная собственность, электронная торговляОбсуждение и заключение. По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, что в настоящее время система наднационального регулирования цифрового пространства в ЕАЭС находится на этапе своего становления и распространяется лишь на четыре основных направления: оборот неперсональных данных, публичные закупки, защита интеллектуальной собственности и внешняя электронная торговля. При этом последние инициативы в сфере наднационального регулирования внешней электронной торговли представляют собой важный шаг на пути к новому этапу развития цифровых аспектов евразийской интеграции.
Введение. Недвижимое имущество обладает несомненными инвестиционными преимуществами. Кроме того, в ряде стран является «мостиком» для упрощенного получения вида на жительство (далее – ВНЖ) или даже гражданства. В России правовой режим недвижимого имущества, несомненно, обладает рядом преимуществ. Сама возможность иметь имущество на праве частной собственности (в том числе земельные участки) вселяет в собственников уверенность во владении и пользовании недвижимостью. Законодательство о недвижимости характеризуется стабильностью и менее всего подвержено изменениям. Низкие ставки имущественного налога, исчисляемого с кадастровой стоимости объекта, способствуют приобретению недвижимости. Разнообразие объектов недвижимого имущества позволяет гражданам и юридическим лицам иметь в собственности жилые и нежилые помещения, машиноместа. С развитием цифровизации государственного управления регистрация прав на недвижимое имущество стала максимально простой и доступной, позволяет собственникам защитить имущество от мошеннических схем. Цены на недвижимость в России стабильно растут, что также стимулирует инвестиции в данный сектор. Способствуют ли инвестиции в недвижимость получению гражданства Российской Федерации в ускоренном (льготном, облегченном и т. п.) порядке будет показано в настоящей статье.
Материалы и методы. Данное исследование основано на: 1) совокупности таких методов научного познания, как: диалектический метод, который позволил связать теорию гражданского и земельного права и практику Конституционного Суда РФ; формально-юридический метод позволил проанализировать законодательные нормы; системный метод позволил рассмотреть институт национального режима иностранных граждан в России как систему с внутренним единством и взаимосвязями с другими институтами права (институтом гражданства, институтом права собственности и др.); 2) результатах проведенного автором опроса модераторов Программы «Мой гектар» относительно спроса у иностранных граждан на земельные участки, реализуемые в рамках Программы; 3) анализе Постановлений Конституционного Суда РФ.
Результаты исследования. В ходе исследования установлено, что в России на конституционном уровне иностранным гражданам предоставлен национальный режим, изъятия из которого предусмотрены федеральными законами. Ограничения прав иностранцев предусмотрены целым рядом федеральных законов. Например, гражданским законодательством традиционно установлен запрет иметь в собственности отдельные категории земельных участков. В качестве ответа на западные санкции в марте 2022 г. введен особый разрешительный порядок на приобретение в собственность недвижимости для граждан «недружественных стран». Законодательство о гражданстве Российской Федерации не предусматривает каких-либо льгот для получения иностранцами гражданства через инвестиции в экономику страны в целом, в недвижимость и бизнес, в частности.
Обсуждение и заключение: Политика Российской Федерации в отношении прав иностранных граждан на недвижимое имущество должна быть и дальше направлена на максимальную защиту интересов национальной безопасности и суверенитета страны, приоритетные возможности для россиян в приобретении недвижимости. Конечно, государство должно стимулировать иностранные инвестиции. Однако в условиях обострения международных отношений и угроз национальной безопасности России целесообразно было ввести разрешительный порядок на приобретение недвижимости для всех иностранных граждан, учитывая при этом род деятельности иностранца и цель приобретения недвижимости, источники его доходов, возможные связи с запрещенными в России организациями.
Введение. В статье изучены и проанализированы правовые механизмы защиты прав и законных интересов частных инвесторов в сфере онлайн инвестирования, основанные на блокчейн технологиях, позволяющих снизить уровень несогласованности требований рынка труда и предложений рынка высшего образования.
Материалы и методы. Методологическая основа исследования имеет междисциплинарный характер и охватывает разные подходы и концепции, принадлежащие к сфере инвестиционной деятельности, цифровой экономики, включая технологии блокчейн и специализированные цифровые платформы, правовому сопровождению инвестиционных сделок. Согласование разных концепций и подходов в пределах работы достигается благодаря методам анализа и синтеза, а также использованию системного подхода, методов сравнительного анализа, наблюдения, абстрагирования.
Результаты исследования. В работе определены сущность и особенности дистанционных инвестиционных сделок, а также их формы, раскрыты сущность и влияние блокчейн технологии на развитие экономики и инвестирование, предоставлены примеры дистанционных инвестиционных проектов, основанных на технологии блокчейн, охарактеризованы преимущества и риски дистанционных инвестиционных инструментов, предложено несколько механизмов правовой защиты интересов частных инвесторов, использующих онлайн инструменты, обоснованы ценность и особенности использования смарт-контрактов как ключевых правовых инструментов на основе блокчейн, предназначенных для защиты прав физических лиц, инвестирующих с помощью дистанционных инвестиционных сделок. Установлено, что важным направлением повышения надежности таких сделок и избегания необдуманных финансовых и репутационных потерь является повышение уровня образования частных инвесторов. Запрос рынка труда на повышение профессионализма физических лиц, использующих дистанционные инвестиционные инструменты, повышает и актуальность образовательных программ, направленных на изучение блокчейна, смарт-контрактов, дистанционных инвестиционных инструментов и правовых механизмов защиты интересов частных инвесторов.
Обсуждение и заключение. Научно-практическая значимость работы состоит в комплексном анализе и характеристике правовых механизмов защиты прав физических лиц, инвестирующих через дистанционные финансовые инструменты в Интернет-пространстве, а также в определении их преимуществ и недостатков. Обосновано, что главным правовым инструментом защиты таких инвестиционных сделок, основанных на технологии блокчейн, являются смарт-контракты. Потенциал смарт-контрактов, как инструментов правовой защиты инвестиционных сделок в дистанционном формате, используется благодаря набору их типичных функций, включающих децентрализацию, устойчивость к несанкционированным изменениям, прозрачность, автономность и т. д.
Введение. Статья посвящена анализу причин дефектности ряда нормативных актов, посвященных хозяйственной деятельности в стране. Обосновывается необходимость активизации разработки методологии применения цифровых технологий в нормотворческой деятельности.
Материалы и методы. В ходе написания работы использовались нормативные материалы и труды отечественных и зарубежных авторов. Применялись приемы научного познания: анализ, синтез, абстрагирование, обобщения, аналогии и другие. Методологическую основу исследования составили общенаучные и специально-юридические методы: системно-структурный, метод догматического анализа, метод толкования правовых норм, метод юридико-технического конструирования, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, статистический и др.
Результаты исследования. Анализ действующего массива нормативных актов Российской Федерации позволил выявить не полное его соответствие требованиям построения самосогласованных систем управления. Доказано, что главным условием эффективного применения цифровых технологий в нормотворчестве является обеспечение закрытости системы действующих нормативных актов страны от внешнего воздействия. Предложены пути совершенствования содержательной части нормативных актов регламентации гражданско-правовых отношений в условиях внедрения цифровых технологий в правоприменительный и законотворческий процессы.
Обсуждение и заключение. Проведенное исследование позволяет привлечь внимание к концептуальным основам трансформации ее нормативного правового регулирования в русле международных соглашений в этой области, а также критически оценить эффективность некоторых направлений современного законотворчества.
Введение. Основная цель работы – показать, как эволюционировало уголовное законодательство Российской империи в вопросе о возрасте лица, способного нести ответственность или отбывать назначенные ему наказания. Для достижения указанной цели в работе предпринят анализ, с использованием научных трудов дореволюционных российских ученых-правоведов, законодательных норм разных эпох, вплоть до принятия Уголовного уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Материалы и методы. Примененные в ходе исследования методы (исторический, формально-юридический, логический, диалектический) показали, что на протяжении нескольких столетий в уголовном праве России возраст лица, совершившего преступление, юридического значения не имел. Ситуация изменилась с принятием в 1669 году Новоуказных статей, впервые установивших точный возраст, по достижении которого лицо могло отвечать за содеянное им – 7 лет. В последующем этот возраст многократно менялся – законодатель то его повышал, то его восстанавливал. Результаты исследования. Анализ показал, что в исследуемый период вопрос о возрасте наступления ответственности за преступления решался непоследовательно, часто противоречиво. Обсуждение и заключение. Таким образом, исследование показало, что возраст рассматривался не как самостоятельный уголовно-правовой признак, а лишь в рамках признака вменяемости.
Введение. Основная цель работы – показать, как эволюционировало уголовное законодательство Российской империи в вопросе о возрасте лица, способного нести ответственность или отбывать назначенные ему наказания. Для достижения указанной цели в работе предпринят анализ, с использованием научных трудов дореволюционных российских ученых-правоведов, законодательных норм разных эпох, вплоть до принятия Уголовного уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
Материалы и методы. Примененные в ходе исследования методы (исторический, формально-юридический, логический, диалектический) показали, что на протяжении нескольких столетий в уголовном праве России возраст лица, совершившего преступление, юридического значения не имел. Ситуация изменилась с принятием в 1669 году Новоуказных статей, впервые установивших точный возраст, по достижении которого лицо могло отвечать за содеянное им – 7 лет. В последующем этот возраст многократно менялся – законодатель то его повышал, то его восстанавливал.
Результаты исследования. Анализ показал, что в исследуемый период вопрос о возрасте наступления ответственности за преступления решался непоследовательно, часто противоречиво.
Обсуждение и заключение. Таким образом, исследование показало, что возраст рассматривался не как самостоятельный уголовно-правовой признак, а лишь в рамках признака вменяемости.
Введение. Основная цель работы – показать, как эволюционировало уголовное законодательство Российской империи в вопросе о возрасте лица, способного нести ответственность или отбывать назначенные ему наказания. Для достижения указанной цели в работе предпринят анализ, с использованием научных трудов дореволюционных российских ученых-правоведов, законодательных норм разных эпох, вплоть до принятия Уголовного уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
Материалы и методы. Примененные в ходе исследования методы (исторический, формально-юридический, логический, диалектический) показали, что на протяжении нескольких столетий в уголовном праве России возраст лица, совершившего преступление, юридического значения не имел. Ситуация изменилась с принятием в 1669 году Новоуказных статей, впервые установивших точный возраст, по достижении которого лицо могло отвечать за содеянное им – 7 лет. В последующем этот возраст многократно менялся – законодатель то его повышал, то его восстанавливал.
Результаты исследования. Анализ показал, что в исследуемый период вопрос о возрасте наступления ответственности за преступления решался непоследовательно, часто противоречиво.
Обсуждение и заключение. Таким образом, исследование показало, что возраст рассматривался не как самостоятельный уголовно-правовой признак, а лишь в рамках признака вменяемости.
Введение. Основная цель работы – показать, как эволюционировало уголовное законодательство Российской империи в вопросе о возрасте лица, способного нести ответственность или отбывать назначенные ему наказания. Для достижения указанной цели в работе предпринят анализ, с использованием научных трудов дореволюционных российских ученых-правоведов, законодательных норм разных эпох, вплоть до принятия Уголовного уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
Материалы и методы. Примененные в ходе исследования методы (исторический, формально-юридический, логический, диалектический) показали, что на протяжении нескольких столетий в уголовном праве России возраст лица, совершившего преступление, юридического значения не имел. Ситуация изменилась с принятием в 1669 году Новоуказных статей, впервые установивших точный возраст, по достижении которого лицо могло отвечать за содеянное им – 7 лет. В последующем этот возраст многократно менялся – законодатель то его повышал, то его восстанавливал.
Результаты исследования. Анализ показал, что в исследуемый период вопрос о возрасте наступления ответственности за преступления решался непоследовательно, часто противоречиво.
Обсуждение и заключение. Таким образом, исследование показало, что возраст рассматривался не как самостоятельный уголовно-правовой признак, а лишь в рамках признака вменяемости.
Введение. Основная цель работы – показать, как эволюционировало уголовное законодательство Российской империи в вопросе о возрасте лица, способного нести ответственность или отбывать назначенные ему наказания. Для достижения указанной цели в работе предпринят анализ, с использованием научных трудов дореволюционных российских ученых-правоведов, законодательных норм разных эпох, вплоть до принятия Уголовного уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
Материалы и методы. Примененные в ходе исследования методы (исторический, формально-юридический, логический, диалектический) показали, что на протяжении нескольких столетий в уголовном праве России возраст лица, совершившего преступление, юридического значения не имел. Ситуация изменилась с принятием в 1669 году Новоуказных статей, впервые установивших точный возраст, по достижении которого лицо могло отвечать за содеянное им – 7 лет. В последующем этот возраст многократно менялся – законодатель то его повышал, то его восстанавливал.
Результаты исследования. Анализ показал, что в исследуемый период вопрос о возрасте наступления ответственности за преступления решался непоследовательно, часто противоречиво.
Обсуждение и заключение. Таким образом, исследование показало, что возраст рассматривался не как самостоятельный уголовно-правовой признак, а лишь в рамках признака вменяемости.
Введение. Основная цель работы – показать, как эволюционировало уголовное законодательство Российской империи в вопросе о возрасте лица, способного нести ответственность или отбывать назначенные ему наказания. Для достижения указанной цели в работе предпринят анализ, с использованием научных трудов дореволюционных российских ученых-правоведов, законодательных норм разных эпох, вплоть до принятия Уголовного уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
Материалы и методы. Примененные в ходе исследования методы (исторический, формально-юридический, логический, диалектический) показали, что на протяжении нескольких столетий в уголовном праве России возраст лица, совершившего преступление, юридического значения не имел. Ситуация изменилась с принятием в 1669 году Новоуказных статей, впервые установивших точный возраст, по достижении которого лицо могло отвечать за содеянное им – 7 лет. В последующем этот возраст многократно менялся – законодатель то его повышал, то его восстанавливал.
Результаты исследования. Анализ показал, что в исследуемый период вопрос о возрасте наступления ответственности за преступления решался непоследовательно, часто противоречиво.
Обсуждение и заключение. Таким образом, исследование показало, что возраст рассматривался не как самостоятельный уголовно-правовой признак, а лишь в рамках признака вменяемости.
Введение. В статье поднимается проблема традиционных российских духовно-нравственных ценностей как объекта правового исследования. Отправной точкой представленной научной работы является уточнение понятийного аппарата исследования, что обусловило детальный анализ содержания рассматриваемой категории. Феномен традиционных российских духовно-нравственных ценностей является предметом междисциплинарных исследований, что объясняет при проведении его теоретико-правового анализа заимствование ряда категорий философии и социальных наук. Юридизация отношений в сфере охраны традиционных российских духовно-нравственных ценностей требует первостепенного внимания со стороны теоретической юриспруденции к вопросу определения понятийного содержания и объема данного понятия, что также диктует необходимость дополнительных изысканий в рассматриваемой области.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили как общенаучные, так и специальные методы познания правовых явлений и процессов. Рассмотрение природы традиционных российских духовно-нравственных ценностей осуществляется в рамках междисциплинарного подхода, который сочетается с принципами системности и объективности научного исследования. Объем и содержание традиционных российских духовно-нравственных ценностей исследованы посредством применения формально-логического и индуктивно-дедуктивного метода.
Результаты исследования. В результате исследования предложено авторское понимание традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Выявлены внутренние закономерности функционирования рассматриваемого явления, а также внешние угрозы, обуславливающие необходимости применения средств его правового обеспечения.
Обсуждение и заключение. Под традиционными российскими духовно-нравственными ценностями предлагается понимать концентрированное выражение наиболее значимых для российского общества и государства, проверенных временем социальных практик, которые выступают предметом трансляции духовно-нравственного опыта от одного поколения к другому, посягательства на которые запускает необратимый процесс распада социальной материи, дегенерации важнейших социальных связей.
Введение. В статье представлен анализ правовой и информационной политики государства при сохранении и укреплении общечеловеческих и традиционных духовно-нравственных ценностей, что является условием сохранения государственности и укрепления суверенитета страны, обеспечения их информационной безопасности. Сущность ценности состоит не только в ее социальной, материальной, нравственной или духовной значимости, но и в приоритетности для человека или общества. Ценности задают порядок функционирования правовой системы, а традиционные духовно-нравственные ценности — их разновидность. Общечеловеческие ценности, ни место, ни время возникновения которых как понятия неизвестно, сегодня рассматриваются как нравственный язык столетий развития мировой цивилизации. Общечеловеческими их делают универсальность, историческая устойчивость, постоянство, объективность, общепризнанность в мировом масштабе, и позитивная коннотация с признанием в формате общих нравственных принципов человечества. Но, к сожалению, в условиях глобализации все настойчивее общечеловеческим ценностям противопоставляются ценности светско-рациональные, потребления, нетрадиционного самовыражения. Тем не менее все общечеловеческие ценности, необходимые для мирного сосуществования людей, народов, формирования государственности, все же претерпевают изменения вместе с человеком, им в этих процессах требуется необходимая защита. Особое внимание фокусируется на задаче российского общества и государства по сохранению и укреплению не любых ценностей — но именно и только традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Они имеют ключевое значение для сбережения российского народа, сохранения единства страны, обеспечения национальных интересов, государственной и общественной безопасности. Духовность и нравственность в статье охарактеризованы более подробно, что повлияло на вывод о необходимости рассмотрения традиционных российских духовно-нравственных ценностей как правовой категории. При рассмотрении системы обеспечения информационной безопасности, авторы предлагают новое понятие: «деструктивное информационное воздействие» с характеристикой его значения в рамках темы исследования. Основными направлениями мероприятий, форм и методов защиты человеческих и традиционных российских духовно-нравственных ценностей в статье называются обеспечение конфиденциальности, целостности и доступности информации. Для этого на практике применяются многочисленные группы методов: организационные, правовые и технологические, а также криптографические, технические, аппаратные, программные. Поскольку в государственной политике перечень угроз расширен и максимально конкретизирован, статья содержит меры противодействия им. Сделаны выводы о том, что в России, при создании управленческих, информационных, технологических, а также других систем защиты разного свойства своих национальных ценностей, надо быть «страной проектной сборки», страной новаторской. Ключевыми задачами в этом случае для государства-цивилизации будут: поиск и придумывание идей, превращение их в достижения; реформирование смыслового мира русской культуры; выработка новых духовно-нравственных ориентиров. В заключительной части статьи сформулированы предложения о совершенствовании нормативной правовой базы.
Материалы и методы. Теоретико-методологическую основу исследования составили как общенаучные, так и частно-научные методы познания. В работе активно применялись методы системного, сравнительно-правового анализа, специальные философско-правовые исследовательские инструменты, привлечение результатов российских и зарубежных исследований по вопросам ценностей и ценностных ориентаций, формирования систем информационной безопасности.
Результаты исследования. По результатам проведенного анализа была выявлена исключительная значимость общечеловеческих и отечественных традиционных российских духовно-нравственных ценностей, которые остаются нравственными ориентирами, передаются от поколения к поколению, обеспечивая гражданское единство. Для их сохранения и укрепления, предотвращения основных угроз деструктивных идеологий требуется системная и вместе с тем комплексная работа, в которой особо выделяется активное совершенствование форм и методов управления информационным пространством в контексте продуманной перспективной информационной политики и на основе внедрения новых технологических решений, обновление законодательства, постепенное формирование принципиально иных, чем прежде, форм международного сотрудничества. Помимо рассмотрения национальных интересов с точки зрения геополитики, экономики, военной безопасности чрезвычайно важно их оценивать применительно к общественным устоям, цивилизационному единству, духовному состоянию российского общества, укреплению государственности. Анализ исследований дает основание полагать, что государство на постхристианском Западе претерпевает не лучшие времена, где социальные, семейные и экономические кризисы, деформация многих правовых ценностей отрицательно влияет на общество. Все это вместе взятое повлияло на желание ученых по-новому взглянуть на современную ситуацию в стране и в мире, предложить некоторые рекомендации относительно сохранения, информационной защиты общечеловеческих и отечественных духовно-нравственных ценностей. Оставаясь реалистами, авторы признают, что без юридического сопровождения по этой проблематике, без системных мероприятий в отношении активизации всех возможных форм информационной защиты ценностей, практика укрепления государственности останется только в сфере дискуссий.
Обсуждение и заключение. Обосновывается вывод о том, что обеспечение информационной безопасности известных и вновь возникающих ценностей для России – это забота многих последующих поколений. Основными ценностными ориентирами российской культуры остаются сильное суверенное государство, качество государственности и единый народ.
Введение. В статье анализируются проблемы, связанные с таким вызовом современности, как юридическая аномия. И хотя в философии и социологии аномия исследуется весьма активно, про юридическую науку этого не скажешь. Авторы выступают за создание теории юридической аномии, в рамках которой предлагают исследовать ее сущность, содержание и структуру, дать ей общую характеристику. В этой связи в статье рассматриваются понятие и признаки юридической аномии, показывается ее место и роль не только в правовой системе, но и в правовой жизни общества.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные способы познания проявления юридической аномии в правовой жизни современного общества: материалистическая диалектика, комплексный и системный подходы, социологический и статистический, сравнительно-правовой и формально-юридический методы.
Результаты исследования. Аномичные процессы исследуются как применительно к правовой системе, так и применительно к более широкой категории — правовой жизни общества. Познание именно в таком ключе позволило «выйти» на теневую составляющую правовой жизни, которую и усиливают аномичные проявления. В результате проведенного анализа выявлено, что юридическая аномия может быть сопряжена с отказом от исполнения не только установленных юридических, но и иных социальных норм (политических, нравственных и т. д.), что подчас позволяет ей трансформироваться в особую форму — дисномию. По итогам проведенного анализа на основе статистических и социологических данных выявлено, что юридическая аномия, существовавшая в России в 90-х годах, в основном преодолена, в западных же странах (прежде всего в США) она только «набирает обороты», выступая для их развития значительной угрозой.
Обсуждение и заключение. Обосновано, что юридическая аномия весьма существенным образом влияет на правовую жизнь общества через ее правовую систему. Аномичные процессы, будучи дестабилизирующим фактором для последней, тем самым хаотизируют любую жизнедеятельность, в том числе и правовую. Подобное обстоятельство является одним из признаков юридической аномии, ибо тем самым в содержательном плане создается ряд опасных для общества юридических последствий: нарушения прав и свобод человека и гражданина, законности и правопорядка, пагубное воздействие на сознание личности и т. д.
Введение. В статье рассматривается современное понимание демократии в качестве религиозной системы верований. Новые технологии и глобализация открывают возможности воздействия на все сферы жизни общества, что позволяет навязывать этические нормы и моральные идеалы за счёт политических технологий и пропаганды. Понимание демократии в качестве своего рода новой формы религии позволяет получить полноценный взгляд на совокупность ключевых элементов актуальной культуры современного мира, которая определяет основное смысловое наполнение глобальных революционных трансформаций. Её рассмотрение в духовном измерении является дополнительным вектором исследования социальных и политических процессов глобализации. С учётом обострения напряжённости на мировой политической арене и углубления взаимозависимости всех международных акторов, подобный подход может играть важную роль в их анализе и прогнозировании. Объект изучения – демократия; предмет исследования – специфика современного видения демократии, демократических ценностей и идеалов в качестве особой формы религиозного культа.
Цель исследования – выявление роли демократии, её новых нравственных ценностей и ориентиров в контексте глобальных революционных трансформаций.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы: метод системного анализа; аналитический метод; исторический метод; контекстный анализ и формально-логические методы исследований.
Результаты исследования. Авторы проанализировали специфику господствующей интерпретации демократических ценностей и целей в контексте западной политической культуры. Раскрыты основные элементы новой системы верований, их взаимосвязь, эволюция и место в современном мире. Полученные результаты позволяют сделать вывод о трансформации демократии в особую форму культа, который имеет характерные черты религиозного учения.
Обсуждение и заключение. Идеология власти народа утратила своё изначальное смысловое наполнение, превратившись в особый культ, который служит инструментом социального управления, без учёта традиционных культур, многообразия обществ и государств, национальных идентичностей народов. Демократия как религия без Бога превратилась в инструмент мировой информационной повестки, эксплуатируя веру для построения нового мирового порядка.