Архив статей

КРАЙНЯЯ НЕОБХОДИМОСТЬ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ КРИТЕРИИ ПРАВОМЕРНОСТИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ (2025)
Выпуск: № 2 (58) (2025)
Авторы: Чочуева З.А., Нурадиева А.А., Иналкаев А.А.

Статья посвящена исследованию института крайней необходимости в уголовном праве России. Рассматриваются теоретико-правовые критерии правомерности действий в условиях крайней необходимости, закрепленные в ст. 39 УК РФ, включая наличие реальной опасности, невозможность устранения угрозы иными средствами и соразмерность причиненного вреда. Особое внимание уделено разграничению крайней необходимости и необходимой обороны, а также современным вызовам, связанным с технологическим прогрессом, биоэтикой и киберугрозами. На основе анализа научных работ российских авторов (А. И. Рарог, Л. В. Иногамова-Хегай, А. В. Наумов и др.) и судебной практики выявлены актуальные проблемы правоприменения и предложены направления для дальнейшего совершенствования законодательства. Статья представляет интерес для ученых, практикующих юристов и студентов, изучающих уголовное право.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО МИРА (2025)
Выпуск: № 2 (58) (2025)
Авторы: Диева Майя Гамидовна, МАГОМЕДОВА ЗАРЕМА АЛИМСУЛТАНОВНА

В рамках данного научного сообщения рассмотрены особенности детерминации преступности среди учащихся образовательных учреждений в эпоху новейших технологий и профилактической деятельности в сфере общеобразовательной системы, которая особо востребована в условиях цифрового общества. В статье дана объективно-критичная оценка влияния цифровизации на деструктивное поведение современного учащегося. В рамках целевых исследований выявлено, что цифровое пространство стало удобной площадкой для деструктивного воздействия на подрастающее поколение, которая обладает свойствами, делающими его уязвимым. По мнению авторов, основанному на результатах исследований, цифровой мир способствует негативным изменениям в духовной сфере. В нем происходит переориентация ценностей, стремление к освобождению от традиционных норм и правил. В цифровом обществе опасными остаются такие асоциальные явления, как вовлечение несовершеннолетних в наркоманию, проституцию, азартные игры; безнадзорность и беспризорность; демонстрация великой мощи преступного мира. В этой связи основной идеей научного сообщения стала необходимость исследования детерминации деструктивного поведения в виртуальном мире и построения системы профилактики преступлений среди учащихся образовательных учреждений, отвечающей требованиям эпохи цифровых технологий. Она построена на гипотезе исследования, которая заключается в следующем: а) учащийся, получивший негативный набор ценностных ориентаций в виртуальном мире, будет открыто демонстрировать деструктивность, игнорируя социальные правила и нормы; б) в цифровом мире растет порог терпимости подростков к деструктивным проявлениям. На основе подтвержденной гипотезы в рамках исследования констатирована социальная необходимость совершенствования системы профилактики деструктивного поведения учащихся, учитывая обусловленность данного явления негативным влиянием распространенности цифровых парадигм. В таком аспекте обозначена цель исследования - поиск наиболее эффективных направлений профилактики преступлений среди учащихся образовательных учреждений в условиях цифрового мира. Достижение цели научного сообщения обеспечивается посредством использования научных методов сравнительного и системно-структурного анализа, а также обобщения результатов анкетирования и опроса среди учащихся и работников общеобразовательной системы.

Сохранить в закладках