Архив статей

И. Л. AНДРОНИКОВ И ТРАДИЦИИ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА (2023)
Выпуск: № 1-2 (2023)
Авторы: ШЕЛУХИНА Е. Н.

Статья посвящена влиянию традиций Московского художественного театра на литературное и критико-публицистическое творчество И. Л. Андроникова. Рассмотрены устные рассказы, в которых Андроников создает образы видных деятелей русского сценического искусства — А. А. Остужева, В. И. Качалова, Ф. И. Шаляпина, — пользуясь мастерством вживания в характер мысли, пластику героя, воспроизводя синтаксис его речи, тембр голоса, жесты, создавая портрет, который может быть узнан не только теми, кто знал прототипа лично, но и теми, кто представляет его через искусство рассказчика. В связи с этим освещены некоторые аспекты замысла и воплощения устных рассказов автора в свете положений системы К. С. Станиславского, таких как «правда переживаний», «кинолента роли», «метод физических действий», воспринятые Андрониковым через непосредственное наблюдение за искусством основателей МХАТа в годы его расцвета. Намечено явление синтеза мусических искусств в создании художественных образов

Сохранить в закладках
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ И СЛОВЕСНЫХ ИСКУССТВ В КНИЖНОМ ЗНАКЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ЭКСЛИБРИСОВ БИБЛИОТЕКИ И. Л. АНДРОНИКОВА) (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: ШЕЛУХИНА Е. Н., Крюкова Ольга Сергеевна

Статья посвящена особому виду изобразительного и декоративно-прикладного искусства — книжному знаку, или экслибрису. Изложены его свойства в категориях семиотики искусства, в контексте таких понятий, как личность, индивидуальность и персональность человека. Показана роль индивидуальности и персональности в замысле, в изобразительном решении книжного знака, в передаче информации о его владельце. Отдельный аспект — влияние словесных искусств на сюжетную основу и художественное воплощение экслибрисов, присутствующий в них синтез изображения и текста, реализуемый по законам объединения знаков разных систем в знаковые ансамбли. На материале книжных знаков для библиотеки литературоведа, писателя, мастера устного рассказа И. Л. Андроникова рассмотрены проблемы взаимодействия изображения и слова. В этой связи проанализированы принципы создания устных рассказов И. Л. Андроникова и найдены параллели с принципами построения книжных знаков на основании обобщенного, концентрированного образа. Дано описание и атрибуция экслибрисов с точки зрения воплощенных в них событий творческой биографии И. Л. Андроникова, а также литературных сюжетов и героев в сочинениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

Сохранить в закладках