Введение. Первая половина XIII века ознаменовалась в истории народов Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока и Кавказа бурными событиями, связанными с монгольским нашествием, на многие века изменившего военно-политическое, экономическое и культурное развитие этих регионов.
Материалы и методы. Данное исследование проводилось на основе широкого междисциплинарного подхода и общепринятых исторических методов. Впервые в отечественном кавказоведении проведено комплексное исследование, построенное на анализе средневековых арабских, грузинских, азербайджанских и дербентских источников.
Анализ. Одним из могущественных государств, в числе первых павших под ударами монголов, была держава Хорезмшахов. Покорив Китай и подготавливая свою экспансию на Запад, Чингиз-хан с большим опасением относился к этому крупнейшему государству мусульманского Востока, которое могло выставить около 400–500 тысяч хорошо обученных и прекрасно вооруженных воинов, способных нанести решающее поражение, значительно уступающим им по численности, монгольским войскам. Грубейшие военно-политические и стратегические ошибки последнего властвующего правителя государства Хорезмшахов Ала ад-Дина Мухаммада, который разместил свою огромную армию изолированно по отдельным крупным городам, чем обрёк свои войска на разгром, а государство на уничтожение. Всего за 4 месяца монголы захватили и разграбили основные военно-политические, экономические и культурные центры государства Хорезмшахов. Джалал ад-Дину Манкбурны, став последним правителем государства Хорезмшахов попытался вернуть былую власть его отца на Ближнем Востоке и Кавказе и в 20-х – начале 30-х годов XIII века сыграл значительную роль в исторических судьбах народов этих регионов. Более 10 лет проводя экспансивную политику и непрерывно участвуя в войнах, Джалал ад-Дин в 20-е годы XIII века, оказался единственной реально военной, военно-административной и политической фигурой способной противостоять нашествию монголов на территорию Ближневосточного и Кавказского регионов.
Результаты. Джалал ад-Дин понимал, что ослабленные государства Кавказа и Ближнего Востока в одиночку не в состоянии дать отпор войскам монголов, что заставляло последнего Хорезмшаха прилагать усилия по объединению кавказских и ближневосточных правителей для отпора вторжению монголов, но добиться этого ему не удалось.
Введение. Статья раскрывает особенности благотворительной деятельности православной паствы в пользу своих храмов. Эта часть религиозной северокавказской повседневности позволяет понять особенности мировоззрения верующих людей, для которых вклад в общее благо являлся важной нравственной потребностью.
Материалы и методы. На основании анализа деятельности Ставропольской духовной консистории выявляются события, связанные с частной благотворительностью паствы Кавказской епархии. Основной массив документов сосредоточен в Государственном архиве Ставропольского края, фонде 135 – Ставропольская духовная консистория. Применяемый описательный метод позволяет получить представление о побудительных мотивах дарителей, показать, на что шли безвозмездно передаваемые Церкви ценности.
Анализ. Учреждённая в 1843 г. Кавказская епархия испытывала затруднения с организацией процесса окормления своей паствы. В значительной степени забота о благоустройстве храма, куда прихожане приходили на церковные службы, становилась заботой самих мирян. Уделяется внимание разбору обстоятельств, при которых осуществлялось пожертвование. Важным моментом можно считать контроль со стороны церковного руководства за целевым расходованием полученных средств.
Результаты. Делается вывод о том, что дары чаще всего приносились для украшения храма, который являлся для верующих сакральным пространством. Пожертвования являлись способом покаяния и замаливания грехов, способом повысить свой авторитет в глазах общества, т. к. становились «символическим капиталом», характеризующим богоугодные достоинства конкретного человека. Церковь тщательно следила за соблюдением добровольности в поступке дарителя, и для подтверждения такого шага нередко привлекались свидетели из числа прихожан, связанных с храмом, в адрес которого было сделано пожертвование.