Архив статей журнала
Статья посвящена первому заказу Министерства путей сообщения Российской империи на иностранный тяговый подвижной состав в годы Первой мировой войны. Уже с осени 1914 г. стало ясно, что отечественные производители не в состоянии в полном объеме выполнить заказы российских железных дорог. В этих условиях осуществленный в октябре 1914 г. заказ на изготовление и доставку из Соединенных Штатов Америки 30 узкоколейных паровозов системы Маллета для нужд Северных железных дорог имел важнейшее значение для поддержания и повышения эффективности российской железнодорожной системы, от пропускной способности которой напрямую зависели как успехи русской армии на фронте, так и внутриполитическая ситуация в годы Первой мировой войны.
В статье на основе данных, выявленных в центральных архивах, расширены имеющиеся в историографии сведения о заключенном с американским заводом Балдвина заказе на доставку из Соединенных Штатов Америки 30 узкоколейных паровозов системы Маллета. Раскрываются детали договора на изготовление паровозов, их стоимости, демонстрируется процесс доставки паровозов в разобранном виде с восточного берега Соединенных Штатов Америки во Владивосток, описываются проблемы, возникшие весной 1915 г. с их повторной сборкой в Главных мастерских Вологды, а также оценивается эффективность их эксплуатации на Северных железных дорогах. Успешное и срочное завершение заказа на паровозы системы Маллета предопределило вектор всей дальнейшей железнодорожной политики России, прочно закрепив за американскими заводами статус главных иностранных поставщиков подвижного состава для российских железных дорог в годы Первой мировой войны. Исследование всех аспектов транспортных закупок за границей позволяет расширить и углубить представления о функционировании транспортной системы Российской империи в 1914-1917 гг.