Стремительно развивающиеся технологии искусственного интеллекта (далее — ИИ) проникают во все сферы жизнедеятельности общества и встраиваются в процессы управления. Скорость их развития, самообучения и спектр возможностей применения поражают воображение. ИИ-технологии становятся частью повседневной жизни человека и условием лидерства, эффективности в бизнесе, политике, науке, образовании, в том числе и на международном уровне.
Последствия столь бурного и повсеместного применения ИИ пока еще не полностью изучены и осознаны, особый интерес в понимании последующих изменений представляет внедрение ИИ-технологий в управлении государством, являющимся особым социальным институтом по своему предназначению, обеспечивающим стабильность и регуляцию в обществе. Ошибки в управлении могут иметь катастрофический эффект.
Это и предопределило цель статьи, а именно — рассмотрение процесса внедрения искусственного интеллекта в работу государства в контексте его институциональной специфики. Для достижения цели была применена методология институционального и деятельностно-активистского подходов, социологическое осмысление уникальности ИИ-технологий, что позволило рассмотреть структурные, нормативно-правовые особенности внедрения ИИ в государственное управление в повседневных практиках работы госслужащих, а также актуализировать существующие риски наблюдаемого процесса.
26–27 июня 2025 г. в Санкт-Петербурге прошел IX Международный Невский форум «Россия в многополярном мире: политика, экономика, образование», собравший на своих площадках российских и зарубежных экспертов в сфере государственного и бизнес-управления. В статье представлен обзор основных дискуссий форума, результаты научного поиска, прикладные решения реализации национальной и международной политики, развития регионов и отраслей экономики в складывающихся геополитических и технологических условиях развития общества.
В статье представлен обзор работы Всероссийской научно-практической конференции «Детство в современной России: проблемы, политика, перспективы», организованной Северо-Западным институтом управления РАНХиГС и состоявшейся 31 мая 2024 г. Анализ материалов и выступлений спикеров конференции построен на сочетании количественной и качественной методологии. Выявление количественных данных контент-анализа позволил обнаружить статус ребенка в современных объект-субъектных отношениях. Интерпретация вербальной информации позволяет охарактеризовать проблемы детей, а также определить векторы основных направлений исследовательской и практической работы с детьми по достижению счастливого и благополучногодетства.