Архив статей журнала
В статье рассматривается один из характерных для завершающего этапа Наполеоновских войн эпизодов, а именно внутриполитическая борьба, развернувшаяся в осажденном австрийцами Безансоне во время кампании 1814 г. В частности, это политическое противоборство проявлялось в анонимных публикациях разнообразных сатирических эпиграмм, песен, стихотворений, памфлетов. Самым ярким примером такой литературы стали так называемые «петиции собак», поводом для появления которых стал приказ французского генерал-губернатора Марулаза о полной ликвидации в городе бродячих собак. Эти домашние животные были сочтены «бесполезными ртами» и подлежали поголовному уничтожению. Какие-либо другие мотивы истребления собак в источниках отражения не нашли. Между тем городское общество Безансона в условиях осады и без того было расколото: помимо противоречий между генерал-губернатором и префектом, имело место жесткое противостояние между военной и муниципальной администрациями, имевшими разные приоритеты и интересы. К этим конфликтам следует прибавить обострившиеся с приближением армий Шестой антифранцузской коалиции противоречия между бонапартистами и роялистами. Скрытая роялистская оппозиция активизировалась с началом осады. К ее сторонникам можно было отнести и члена городского совета Бавереля, сохранившего для потомков несколько образцов антиправительственной сатирической литературы. Собранные Баверелем сочинения свидетельствуют о популярности сатирического жанра в обществе того времени. Они также демонстрируют разнообразие приемов интеллектуальной борьбы, не говоря уже о том, что побуждают нас еще раз обратиться к комплексному анализу причин краха наполеоновской империи, к изучению роли роялистов в этом процессе и к оценке степени поддержки политики императора со стороны общества.
Автор статьи обращается к осмыслению Наполеоновских войн в официальном дискурсе, общественной мысли и историографии королевства Пруссия и Австрийской империи в 1813-1825 гг. Начало войны за освобождение немецких земель в январе 1813 г. поставило вопрос о ее характере. После разгрома Наполеона в 1815 г. осмысление периода противостояния с Францией и его последствий стало уделом официальной историографии стран-участниц. Источниками по теме исследования стали официальные манифесты об объявлении войны Франции в 1813 г., публицистические сочинения 1813-1814 гг. Йозефа фон Хормайра и Эрнста-Морица Арндта, а также исторические труды Йозефа фон Хормайра и Карла Христиана фон Лейча об участии Пруссии и Австрии в Наполеоновских войнах. В обеих странах происходило смешение концептов «народной войны», «войны народов» и «войны за Отечество и монарха». При мобилизации «народная война» понималась по-разному политиками, мыслителями и историографами двух германских государств. И в Пруссии, и в Австрии считали «народную войну» явлением с глубокими историческими корнями в сознании немцев. В дальнейшем понимание этого концепта в Пруссии связывалось с «войной за Отечество и монарха», а также с «немецкой миссией». Такое прочтение «народной войны» сложилось под влиянием немецкой национальной идеи, которая вызревала в Берлине 1807-1814 гг. В Австрии «народная война» считалась фазой в войне с Наполеоном и должна была эволюционировать в «войну народов» за восстановление справедливости в Европе и Германии. Данная составляющая носила во многом консервативный и отчасти универсалистский характер.
Пиренейская война за независимость Испании 1808-1814 гг. нашла широкий отклик в русском обществе, с симпатией следившем за отчаянным сопротивлением народов Иберии и с восторгом воспринимавшем громкие поражения наполеоновской армии. Интерес к событиям войны на другом конце Европы породил всплеск многочисленных публикаций в русской прессе первой половины XIX в., к числу которых относятся и воспоминания тогда еще начинающего журналиста польского происхождения Ф. В. Булгарина. Они уникальны тем, что автор являлся одним из немногочисленных представителей русского общества, который был не только непосредственным очевидцем, но и участником событий Пиренейской войны в составе армии Наполеона. «Воспоминания об Испании» стали прорывной для молодого литератора работой: именно с этого произведения он начал завоевание русского литературного Олимпа. Отрывки произведения публиковались в периодике с 1821 г., а целиком оно вышло в 1823 г. Момент был выбран удачно - отношение к служившим в наполеоновской армии полякам в конце правления Александра I было снисходительным, общественная рефлексия по событиям Отечественной войны и Заграничного похода - активной, интерес к личности и делам недавно умершего Наполеона - большим. Произведение отвечало сразу нескольким авторским задачам: оно было написано одновременно в легитимистском и либеральном духе, участие автора в борьбе против испанской независимости изрядно затушевывалось беллетристической стилистикой с почти полным отсутствием описания личного опыта, повествование разбавлено разнообразными историями в духе военного анекдота, читательский запрос был удовлетворен пропитывающим текст романтизмом. В конечном счете, при более поздних переизданиях текста Булгарин переименует его в «Картину Испанской войны во времена Наполеона», как бы отрекаясь от мемуарного характера произведения. Несмотря на всё вышесказанное, текст содержит весьма ценные и яркие зарисовки о реалиях испанской герильи, которые могут представлять немалый интерес для исследований Пиренейской войны.
В мае 1808 г., после жестокого подавления французами восстания в Мадриде вынужденных отречений Карла IV и Фердинанда VII от испанского престола, на Пиренеях начался длительный военный конфликт, получивший в испанской историографии наименование Войны за независимость Испании. Значительную роль в мобилизации испанского населения на борьбу против французского вторжения сыграла католическая церковь. Большинство священнослужителей и монахов оказались среди тех представителей образованных слоев населения страны, которые не поддержали планы Наполеона и его ставленника Хосе I по секуляризации и реформированию испанского общества в соответствии с французскими образцами. Священники выступали с кафедр церквей и храмов с обращениями и проповедями, призывая бороться с «Антихристом» Наполеоном и его армией, а настоятели монастырей воодушевляли монахов и послушников сражаться против захватчиков с оружием в руках. Более того, клирики обосновали необходимость и прямого участия духовенства в подобном «крестовом походе» против армии Наполеона, что имело своим следствием формирование корпусов «крестоносцев-герильерос», которые участвовали в партизанской войне против французской армии наравне с другими бойцами испанского сопротивления. Особенно активно в испанскую герилью оказались вовлечены представители монашеских орденов - капуцины, кармелиты и францисканцы, наиболее пострадавшие от религиозных реформ Хосе I, предполагавших, в частности, ликвидацию монастырей и монашеских и нищенствующих орденов на территории Пиренейского полуострова. Именно церковь стала элементом сплочения испанского населения перед лицом французского вторжения, обеспечив восставшим идеологическое обоснование их миссии по освобождению Испании.