Архив статей журнала
Целью статьи является анализ потенциала технологических инноваций в системе противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) в условиях цифровизации финансового сектора. Исследование направлено на изучение возможностей повышения эффективности мер ПОД/ФТ за счет современных технологий, а также выявление ограничений их применения. Рассмотрены ключевые направления цифровой трансформации, включая внедрение искусственного интеллекта, технологий обработки больших данных (Big Data), блокчейна, а также решений в области RegTech (регуляторные технологии) и SupTech (надзорные технологии), которые способствуют автоматизации и оптимизации процессов.
В работе представлена классификация технологий по их функциональному назначению в ПОД/ФТ, включая автоматизацию мониторинга транзакций, выявление подозрительных операций и обеспечение прозрачности финансовых потоков. Особое внимание уделено институциональным и правовым барьерам цифровизации в России, таким как несогласованность законодательства, ограниченный доступ к данным, высокие затраты на внедрение и недостаточная квалификация специалистов. Эти факторы замедляют интеграцию инноваций в финансовый сектор.
По итогам анализа предложены рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы, включая разработку стандартов для внедрения цифровых решений и поддержку государственно-частного партнерства. Также подчеркивается важность развития отечественных технологических платформ, способных конкурировать с зарубежными аналогами, и минимизации рисков, связанных с киберугрозами, утечкой данных и этическими аспектами применения искусственного интеллекта. Статья акцентирует необходимость комплексного подхода к цифровизации ПОД/ФТ, учитывающего технологические, правовые и социально-экономические аспекты, для обеспечения безопасности, устойчивого развития финансовой системы и противодействия новым вызовам в условиях глобальной цифровизации.
Уступка прав денежных требований в России развивается быстрыми темпами, поскольку позволяет субъектам бизнеса трансформировать дебиторскую задолженность в денежные активы. Наряду с этим наблюдается высокая активность хозяйствующих субъектов в секторе государственных закупок.
Среди экспертов государственных закупок, государственных финансов нет единого мнения, понимания о возможности применения уступки прав денежных требований в контрактной системе, поскольку государственные закупки, осуществляемые государственными органами, бюджетными организациями в рамках закона о контрактной системе, не регулируются исключительно Гражданским кодексом, как факторинг, а множеством нормативно-правовых актов, в числе которых: Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и др.
Кроме того, Бюджетным кодексом не предусмотрен порядок санкционирования оплаты по государственному контракту не исполнителю контракта.
Однако в вышеперечисленных нормативных документах нет и запрета на уступку прав денежных требований со стороны поставщика государственного контракта иному лицу. На практике при попытках применения факторинга в контрактной системе, несмотря на отказ контрольно-финансовых органов проводить такой платеж, на принятие решений судебными инстанциями о невозможности такой уступки, Верховным судом было принято решение об отсутствии препятствий для применения факторинга по этому контракту. После этого вопросов относительно возможности применения факторинга в контрактной системе стало больше, поскольку были внесены определенные изменения в законодательство.
Однако государственные закупки не ограничиваются исключительно контрактной системой. Поэтому в данной статье сделан анализ применения факторинга в контрактной системе и системе государственных закупок отдельными видами юридических лиц.